Анализ романа-утопии Чернышевского «Что делать?»
Это произведение стало одним из самых критикуемых и недопонятых. Одни считают его отвратительным, а другие восхваляют и думают, что писатель сделал колоссальную работу, чтобы добиться такого результата. Речь пойдёт о произведении Чернышевского «Что делать?». Анализ романа даёт понять, как автор смог мастерски скрыть основную идею за красивыми образами и средствами художественной выразительности.
Оглавление:
Это произведение стало одним из самых критикуемых и недопонятых. Одни считают его отвратительным, а другие восхваляют и думают, что писатель сделал колоссальную работу, чтобы добиться такого результата. Речь пойдёт о произведении Чернышевского «Что делать?». Анализ романа даёт понять, как автор смог мастерски скрыть основную идею за красивыми образами и средствами художественной выразительности.
История создания
Над своим произведением Чернышевский работал несколько месяцев. История написания романа берёт начало в декабре 1862 года и заканчивает в апреле 1863. Писатель начал работу в то время, пока сидел под арестом в Петропавловской крепости. Туда он попал за слишком резкие и радикальные взгляды. Изначально Николай Гаврилович задумал сделать свой роман в виде ответа на произведение Тургенева «Отцы и дети». Именно поэтому некоторые образы двух разных романов перекликаются.
Работая над произведением, писатель уже тогда осознавал, что цензура просто не сможет допустить до печати книги, в которой есть политический подтекст.
Тогда Чернышевский решил завуалировать при помощи любовной линии и введения снов свою точку зрения на политику. Цензура всё-таки допустила до печати роман в журнале «Современник», но вскоре он был изъят из публикации. Его не только запретили выпускать и продавать, но даже стараться написать произведение с похожим подтекстом.
Смысл названия
Многие читатели не понимают, почему роман Чернышевского стал называться именно так. Однако заглавие «Что делать?» отображает временно́й промежуток, который описывает автор. Писатель адресовал свой вопрос к завтрашнему дню и учит читателя, как правильнее будет поступить в назревающей проблеме, выйти из социального и морального кризиса.
Чтобы до конца понять смысл названия, можно рассмотреть его на таких примерах, как:
- Что делать Вере в сложившейся ситуации?
- Что делать всему обществу, которое страдает от неравноправия?
Писатель видит ответы на все эти вопросы в социализме, в котором вся частная собственность станет общей, мужчины станут менее ревнивыми, а между всеми людьми наконец-то наступит равноправие. Автор придаёт огромное значение социализму, который должен прийти на место коммунистическим устоям.
Тема и проблематика
Чернышевский поднял актуальные проблемы XIX века. При помощи запутанного сюжета и неоднозначности образов автор пытается подтолкнуть читателя, чтобы он самостоятельно сделал для себя выводы из прочитанного.
Николай Гаврилович в произведении поднимает несколько тем, но мастерски их вуалирует. Например, в романе содержатся такие проблемы:
- брак без любви;
- дружба;
- равноправие мужчин и женщин;
- роль труда в жизни человека;
Начало романа может показаться пугающим, но оно ещё больше притягивает читателей своей загадочностью и неоднозначностью.
Чернышевский начинает произведение с описания записки человека, который решил совершить самоубийство. Дальше автор повествует, что же подтолкнуло героя на такой осознанный шаг.
Жизнь Веры Павловны
Бо́льшая часть романа отведена под рассказ о жизни Веры Павловны. Мать хотела выдать свою дочь замуж за состоятельного человека, который сможет обеспечить ей будущее. Наилучшим кандидатом ей показался хозяйский сын. Однако мать даже не могла подумать, насколько этот человек опошлен своими идеями, как можно выманить из очередной девушки побольше денег. Естественно, ни о какой счастливой дальнейшей жизни и речи идти не могло.
Веру Павловну спас студент медицинского института Дмитрий Лопухов. Герои понравились друг другу практически с первого взгляда. Вскоре девушка выходит замуж и становится хозяйкой небольшой швейной мастерской. Однако она не думала о личной выгоде, поэтому решила сделать совладелицами сотрудниц, которые ей помогали. Доход от мастерской они делили поровну. В этом эпизоде Чернышевский раскрывает проблему равноправия труда.
Развязка событий
Несмотря на счастливую замужнюю жизнь, девушка влюбляется в хорошего друга своего мужа — Кирсанова. Лопухов решил помочь сделать выбор своей возлюбленной. От отчаяния он идёт на самоубийство и застреливается. В начале произведения речь идёт именно об этой записке, которую оставил неизвестный самоубийца. В ней Дмитрий пишет, чтобы Вера не считала себя виноватой в его смерти. Вскоре девушка выходит замуж за Кирсанова.
Их брак кажется идеальным, так как героиня продолжила заниматься своей швейной мастерской и потихоньку начала изучать медицину, а муж только поддерживал и всячески помогал в её начинаниях. Таким образом, автор произведения повествует о равноправии мужчины и женщины.
В конце читатель узнаёт, что Лопухов жив, сменил фамилию на Бьюмонт и женился на Елизавете Васильевой. Несмотря на то что бывшей женой героя была Вера, 2 семьи начинают дружить.
Композиция романа
Анализируя произведение Чернышевского, стоит обратить особое внимание на характеристику композиции. При помощи образов героев и того, что происходит в их личной жизни, автор показывает истинные проблемы, которые он заложил в свой роман. Если не докапываться до истины произведения, можно подумать, что в нём описывается любовь между несколькими героями. Однако их отношения являются лишь маской, под которой таятся настоящие социально-политические проблемы. Чтобы в полной мере их показать читателю, Чернышевский прибегнул к описанию снов Веры.
Сама структура композиции довольно необычная. Автор сначала описывает ключевой момент из развития действия, потом начинается экспозиция, а уже после этого продолжается основная сюжетная линия. Чтобы обрамить своё произведение, писатель и в начале, и в конце преподносит читателю образ Лопухова.
Жанр произведения
Жанр произведения «Что делать?» можно определить как «роман-утопия». Писатель не описывает настоящее, а рассуждает о будущем, где будет царить равноправие между мужчиной и женщиной, а предпринимательство станет доступным для всех слоёв общества. Чернышевский слишком идеализирует завтрашний день, который основан на коммунистических началах. Именно поэтому роман является утопией, так как сюжет и образы произведения больше похожи не на будущее, а на обычный вымысел, который останется только в голове у самого́ писателя.
Направление произведения — социалистический реализм. Хоть Чернышевский особо ничего не понимал в социализме, но некоторые моменты он перенял из зарубежной системы, где царили свобода и равноправие. Писатель призывает переходить от старого капитализма, где каждый думает только о своей выгоде, к новому социализму, где все равны. Образ швейной мастерской является отражением проблемы равноправия. Вера не хочет самостоятельно владеть своим предприятием, а делает совладельцами рабочих, чтобы все были на равных условиях.
Таким образом, Чернышевский поддерживает идею, что в идеальном государстве не должно быть частной собственности. Именно поэтому направление произведения является социалистическим, так как автор продвигает новую идею в массы.
Новаторство и особенности
Образы, которые описывает Чернышевский в своём романе, являются чем-то новым для отечественной литературы. Автор, в отличие от своих коллег, при помощи фраз показывает, что выступает за рациональный эгоизм. Он считал, что нигилизм не является безнравственностью, а лишь пересматривает устаревшие ценности.
Также Чернышевский для своего произведения выбрал необычную форму повествования. Он как бы общается с читателем, предугадывая его возможное возражение. Полемика является одним из главных приёмов в романе. Автор описывает каждое действие персонажей и, порой, сам посмеивается над сюжетом произведения, так как за образом любовного треугольника скрывается идея революции и грядущих перемен в обществе.
Анализ произведения Чернышевского даёт кратко понять, на чём основывается сюжет всего романа.
Краткий обзор помогает читателю в понимании, почему автор так назвал своё творение, и какой скрытый смысл он пытается донести через призму своих образов. До сих пор критики спорят насчёт гениальности романа Чернышевского «Что делать?». Сочинение по произведению пишут ученики в 10 классе, а краткий разбор поможет к нему подготовиться.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!