Определение и возникновение системы кормления в Древней Руси
В период становления Российского государства князья были вынуждены решать довольно сложные задачи. Нужно было не только организовать, но и удержать людей, занимавших административные, религиозные и военные посты. Именно для решения этих вопросов и была внедрена система кормления в Древней Руси. Она была введена практически сразу после восхождения на престол Рюриковичей и оказалась весьма эффективной.
Становление системы
В самый древний период становления государственности в России первые князья получали материальные блага с помощью ненасильственного отбора в свою казну изделий мастеров или продуктов. Этот налог назывался полюдьем. С наступлением зимы дружинники всех князей отправлялись за ним.
Чтобы подвластное население смогло накопить необходимый для жизни объем продуктов, подобная акция проводилась лишь один раз в течение года.
На законодательном уровне полюдье продержалось до начала правления Ярослава Мудрого. Именно с деятельностью этого князя историки и связывают начало систематизации древнего Российского государства. Если дать определение кормлению, то это получение натурального довольствия от населения — корма.
Пополнение казны до XI века
Кормля на Руси в течение X-XVI столетий оставалась главным законным способом сбора налогов. Ранее в средневековом мире казна пополнялась благодаря поездкам в полюдье на сравнительно большой территории (чаще всего без привязки к конкретной дате). Размеры налога регулировались с помощью договоров с местными знатными людьми. Возможно, они корректировались с учетом определенных событий, происходящих в текущем году:
- народных волнений;
- нашествия иноземных завоевателей;
- плохого урожая и т. д.
Историки считают, что в IX-X столетиях именно такой вариант пополнения государственной казны оставался единственно возможным. Сборщику налога (кормленщику) не нужно было силой отбирать у населения продукты земледелия, охоты, либо промысла. Это происходило на добровольной основе в соответствии с договоренностями.
Для осуществления деятельности по сбору налога представителю князя было достаточно обратиться к местному народу с предложением, от которого они не могли отказаться. Заниматься этим могли:
- вожди племени или племенного союза, а также князь;
- соратники князя;
- самые могущественные дружинники.
Процесс сбора корма был довольно простым. На территорию дружественно настроенного народа приходили дружинники или просто знатный воин. Затем местное население доставляло в заранее оговоренное место необходимое количество продуктов и изделий мастеров.
Чаще всего дата прибытия сборщиков корма была известна заранее, что практически исключало конфликты между сторонами. Безусловно, иногда в этой системе происходили сбои, но случалось это довольно редко.
Получение налогов в XI — XVI столетии
Большинство местных правителей благодаря кормлению смогли обеспечить безбедную жизнь не только себе, но и своему окружению — административным служащим и церковным клирикам. Отдельной категорией в этой иерархии являлись дружинники и военачальники. Они должны были в обмен на корм по первому требованию князя взять в руки оружие.
Вплоть до XVI столетия в качестве налогов использовались продукты. Однако затем население все чаще платило в пользу государства денежные взносы. Упорядочить систему кормления было довольно сложно, и окончательно этот этап завершился лишь к XV столетию. Чаще всего в качестве места сбора налога использовались:
- Города. Историки считают, что на территории Российского государства было около 100 таких мест. Примерно треть от их общего числа была между знатными родами и боярскими семьями.
- Прилегающие к городам поселки. В зависимости от своей должности административное лицо могло получить в корм 1 или 2 деревни. Этот же человек собирал налоги, занимался организацией фуражировки армии и т. д.
- Фискальный налог в государственную казну. В этом случае кормленщик имел законодательное право собирать налоги на торговлю, за перевозку грузов и т. д.
Право на сбор корма закреплялось грамотой. В документе указывались главные полномочия кормленщика, описывались дополнительные пожалования, фиксировались сроки получения и отправки материальных либо денежных средств.
Причины отмены
Чаще всего сборщик налогов наделялся своими правами на пять лет. Также была возможность продления текущего статуса. Однако если кормленщик попадал в опалу к князю либо знатному роду или недобросовестно выполнял свои обязанности, то он мог легко лишиться всех привилегий. В этом случае провинившегося переводили на новое место с уменьшением дохода или же полностью аннулировали его права на получение корма.
Было довольно сложно взять под полный контроль поставку корма податным населением. Это была главная проблема системы налогообложения. Вторым недостатком была утечка средств через руки кормленщиков. После завершения процесса формирования государственных институтов пришло время отказаться от этой системы.
Таким образом, главными причинами отмены системы кормления в России были:
- произвол со стороны чиновников, постепенно начавших бесконтрольно собирать налоги;
- отсутствие справедливости, так как права на кормление нередко получали чиновники за свои былые заслуги, которые на текущий момент уже не приносили пользу государству;
- большой отток средств в карманы сборщиков налога.
Осталось выяснить, какой царь и когда решил провести реформу налоговой системы. Им оказался Иван Грозный, решивший отменить кормление. Законодательно это было сделано в Земской реформе 1556 года. Однако в некоторых западных и южных регионах кормление еще некоторое время существовало. На смену этой системе пришел фиксированный налог, который население платило в государственную казну. Чиновники получали с него лишь небольшой процент.
Постепенно в Российском государстве налаживалась система местного управления. В результате были устранены должности наместников и волостителей.
Их заменили земские и губные старосты. Первый пост мог занять представитель крестьянства, а второй — человек из дворянского сословия.
В государственной казне было мало денег, и чиновникам приходилось работать бесплатно. Чаще всего на должность назначались люди преклонного возраста. Однако они часто не желали уходить из своих поместий и нередко бежали в Москву. Переход от наместнического управления к местному проходил очень тяжело.
В период становления Российского государства князья были вынуждены решать довольно сложные задачи. Нужно было не только организовать, но и удержать людей, занимавших административные, религиозные и военные посты. Именно для решения этих вопросов и была внедрена система кормления в Древней Руси. Она была введена практически сразу после восхождения на престол Рюриковичей и оказалась весьма эффективной.
Становление системы
В самый древний период становления государственности в России первые князья получали материальные блага с помощью ненасильственного отбора в свою казну изделий мастеров или продуктов. Этот налог назывался полюдьем. С наступлением зимы дружинники всех князей отправлялись за ним.
Чтобы подвластное население смогло накопить необходимый для жизни объем продуктов, подобная акция проводилась лишь один раз в течение года.
На законодательном уровне полюдье продержалось до начала правления Ярослава Мудрого. Именно с деятельностью этого князя историки и связывают начало систематизации древнего Российского государства. Если дать определение кормлению, то это получение натурального довольствия от населения — корма.
Пополнение казны до XI века
Кормля на Руси в течение X-XVI столетий оставалась главным законным способом сбора налогов. Ранее в средневековом мире казна пополнялась благодаря поездкам в полюдье на сравнительно большой территории (чаще всего без привязки к конкретной дате). Размеры налога регулировались с помощью договоров с местными знатными людьми. Возможно, они корректировались с учетом определенных событий, происходящих в текущем году:
- народных волнений;
- нашествия иноземных завоевателей;
- плохого урожая и т. д.
Историки считают, что в IX-X столетиях именно такой вариант пополнения государственной казны оставался единственно возможным. Сборщику налога (кормленщику) не нужно было силой отбирать у населения продукты земледелия, охоты, либо промысла. Это происходило на добровольной основе в соответствии с договоренностями.
Для осуществления деятельности по сбору налога представителю князя было достаточно обратиться к местному народу с предложением, от которого они не могли отказаться. Заниматься этим могли:
- вожди племени или племенного союза, а также князь;
- соратники князя;
- самые могущественные дружинники.
Процесс сбора корма был довольно простым. На территорию дружественно настроенного народа приходили дружинники или просто знатный воин. Затем местное население доставляло в заранее оговоренное место необходимое количество продуктов и изделий мастеров.
Чаще всего дата прибытия сборщиков корма была известна заранее, что практически исключало конфликты между сторонами. Безусловно, иногда в этой системе происходили сбои, но случалось это довольно редко.
Получение налогов в XI — XVI столетии
Большинство местных правителей благодаря кормлению смогли обеспечить безбедную жизнь не только себе, но и своему окружению — административным служащим и церковным клирикам. Отдельной категорией в этой иерархии являлись дружинники и военачальники. Они должны были в обмен на корм по первому требованию князя взять в руки оружие.
Вплоть до XVI столетия в качестве налогов использовались продукты. Однако затем население все чаще платило в пользу государства денежные взносы. Упорядочить систему кормления было довольно сложно, и окончательно этот этап завершился лишь к XV столетию. Чаще всего в качестве места сбора налога использовались:
- Города. Историки считают, что на территории Российского государства было около 100 таких мест. Примерно треть от их общего числа была между знатными родами и боярскими семьями.
- Прилегающие к городам поселки. В зависимости от своей должности административное лицо могло получить в корм 1 или 2 деревни. Этот же человек собирал налоги, занимался организацией фуражировки армии и т. д.
- Фискальный налог в государственную казну. В этом случае кормленщик имел законодательное право собирать налоги на торговлю, за перевозку грузов и т. д.
Право на сбор корма закреплялось грамотой. В документе указывались главные полномочия кормленщика, описывались дополнительные пожалования, фиксировались сроки получения и отправки материальных либо денежных средств.
Причины отмены
Чаще всего сборщик налогов наделялся своими правами на пять лет. Также была возможность продления текущего статуса. Однако если кормленщик попадал в опалу к князю либо знатному роду или недобросовестно выполнял свои обязанности, то он мог легко лишиться всех привилегий. В этом случае провинившегося переводили на новое место с уменьшением дохода или же полностью аннулировали его права на получение корма.
Было довольно сложно взять под полный контроль поставку корма податным населением. Это была главная проблема системы налогообложения. Вторым недостатком была утечка средств через руки кормленщиков. После завершения процесса формирования государственных институтов пришло время отказаться от этой системы.
Таким образом, главными причинами отмены системы кормления в России были:
- произвол со стороны чиновников, постепенно начавших бесконтрольно собирать налоги;
- отсутствие справедливости, так как права на кормление нередко получали чиновники за свои былые заслуги, которые на текущий момент уже не приносили пользу государству;
- большой отток средств в карманы сборщиков налога.
Осталось выяснить, какой царь и когда решил провести реформу налоговой системы. Им оказался Иван Грозный, решивший отменить кормление. Законодательно это было сделано в Земской реформе 1556 года. Однако в некоторых западных и южных регионах кормление еще некоторое время существовало. На смену этой системе пришел фиксированный налог, который население платило в государственную казну. Чиновники получали с него лишь небольшой процент.
Постепенно в Российском государстве налаживалась система местного управления. В результате были устранены должности наместников и волостителей.
Их заменили земские и губные старосты. Первый пост мог занять представитель крестьянства, а второй — человек из дворянского сословия.
В государственной казне было мало денег, и чиновникам приходилось работать бесплатно. Чаще всего на должность назначались люди преклонного возраста. Однако они часто не желали уходить из своих поместий и нередко бежали в Москву. Переход от наместнического управления к местному проходил очень тяжело.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!