Анализ произведения Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»
К образу «дворянского гнезда» обращались многие русские писатели: Пушкин, Гончаров, Тургенев, Чехов, раскрывая характеры и судьбы персонажей, связанные с семейным укладом и бытом своих усадеб и поместий. Делая установку на образ жизни помещиков, сатирически их изображая, по-новому подходит к этой теме Салтыков-Щедрин («Господа Головлевы»). Анализ произведения и характеристика героев позволит учащимся вникнуть в смысл авторского приговора «выморочному семейству».
Оглавление:
К образу «дворянского гнезда» обращались многие русские писатели: Пушкин, Гончаров, Тургенев, Чехов, раскрывая характеры и судьбы персонажей, связанные с семейным укладом и бытом своих усадеб и поместий. Делая установку на образ жизни помещиков, сатирически их изображая, по-новому подходит к этой теме Салтыков-Щедрин («Господа Головлевы»). Анализ произведения и характеристика героев позволит учащимся вникнуть в смысл авторского приговора «выморочному семейству».
История создания, тема, жанр
История произведения Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» началась с очерка «Семейный суд» в «Отечественных записках» за 1875 год. Именно он стал первой главой будущего романа. Позднее писателем были созданы еще пять очерков и объединены в книгу под названием «Эпизоды из жизни одного семейства». Потом материал был переработан, и роман получил другое название. Те, кто знал мать автора, сразу отметили ее сходство с Ариной Петровной Головлевой, героиней произведения.
Прототипом Иудушки Головлева стал брат писателя Дмитрий, а Степка-балбес списан с его другого брата — Николая. Этого не отрицал и сам Салтыков-Щедрин. Что касается жанра сочинения, то его можно причислить к жанру семейной хроники, в которой через поступки героев раскрываются их характеры и внутренний мир и проблематика произведения. Темой романа является распад и гибель дворянского гнезда — семьи Головлевых. Пути, ведущие к деградации:
- праздное времяпрепровождение;
- отсутствие любви и привязанности членов семьи друг к другу;
- духовное оскудение.
Проблема разорения «дворянских гнёзд» не была новой в литературе, но Салтыков-Щедрин подходит к ее освещению, используя сатирические приемы, без всякой жалости и сочувствия к своим персонажам. То, что роман родился из очерков, повлияло и на его построение. Все главы являются самостоятельными, и каждая из них описывает смерть одного из героев. Исследователи творчества писателя именуют композицию романа «историей умертвий».
Сюжет произведения
Сюжет произведения Салтыкова-Щедрина достаточно прост. Начинается содержание со смерти старшего сына Головлевых Степана, который, растратив на гулянки свою часть наследства, вернулся в Головлёво и умер от чахотки. В главе «По-родственному» рассказывается о смерти младшего сына Павла в поместье Дубровино, переписанном на него матерью. Он спивается, и деревня остаётся Иудушке, который выгоняет мать из дома, и Арине Петровне приходится вместе с внучками переехать в заброшенную хозяевами Погорелку.
Глава «Семейные итоги» описывает смерть сына Порфирия-Иудушки — Володеньки. Лишенный за своевольную женитьбу отцовского содержания, он застрелился от безысходности. Другой его сын, Петенька, растратил большую судьбу казённых денег, отец помочь отказался, и Петр умер в пути на каторгу. За такое отношение Иудушки к детям мать ссорится с ним. Внучки Арины Петровны Аннинька и Любинька уезжают в Москву. В главе «Племяннушка» умирает Арина Петровна, оставив деревеньку внучкам.
Аннинька, приехав домой, испытывает на себе приставания дяди и скоро с радостью уезжает, так как боится домогательств Иудушки. В следующих двух главах смертей нет, но Иудушка не признает сына, который родился у экономки Евпраксеюшки, и по его указанию дитя оказывается в воспитательном доме. После этого Порфирий опускается, перестает следить за собой и живет в мечтах о богатстве, думая о том, как отплатит всем за свои обиды. Глава «Расчёт» рассказывает о смерти Иудушки и его племянницы Любиньки.
С сестрами в столице произошла несчастная история. Обе стали любовницами преступников. Когда один из них покончил с собой, а второго сослали в Сибирь, девушки, оставшись в нищете, решили принять отраву. Любинька первой выпила яд, а Аннинька, испугавшись, отказалась от этой затеи, но пристрастилась к выпивке. Видя мучения племянницы, Иудушка просит простить его за прежнее отношение, затем идет на кладбище и по дороге умирает.
Основные персонажи
Хозяйка имения Арина Петровна, 60-летняя женщина, любит властвовать над родственниками и не признает чужого мнения: «Держит она себя грозно, единолично управляет обширным головлёвским имением». Ни с кем из соседей не общается, к мужу равнодушна, никто из членов семьи не смеет ее ослушаться, так как характер у неё «самостоятельный, непреклонный и отчасти строптивый». Дети для нее являются лишним грузом, «постылые», как она их называет.
Склонная к накопительству, женщина держит и свою семью, и слуг в «черном теле»: «Огурчики-то еще хороши, только сверху немножко поослизли, припахивают, — ну, да уж пусть дворовые полакомятся». Время от времени Арина Петровна «выбрасывает куски» наследства своим нелюбимым детям. Отец семейства, Владимир Михайлович, бесхозяйственный и вечно навеселе, ведет себя легкомысленно: целыми днями бездельничает, сочиняет «вольные стихи» и таскается за дворовыми девками.
Жену терпеть не может, но в то же время боится, что она выгонит его из дома, и тогда можно навсегда проститься с праздной жизнью. К старости Головлёв спился и превратился в дряхлого старика. Старшего сына Степана, любимца отца, мать прозвала Стёпкой-балбесом и Стёпкой-озорником. Постоянно унижая, воспитала в нем рабский характер.
Хотя Стёпка получил хорошее образование, нигде не мог определиться из-за своей несерьезности.
Мать выхлопотала ему службу в надворном суде, где он продержался около трех лет. Проиграв в карты свое последнее пристанище в Москве, Степан вернулся в семейное гнездо, где и закончилась его никчемная жизнь. Дочь Аннушка, недоучившись на «дарового домашнего секретаря и бухгалтера», влюбилась в проезжего корнета и сбежала с ним. Повенчавшись, по словам матери, «как собаки», молодожены промотали пять тысяч рублей и остались в Погорелке с тридцатью душами крестьян.
Вскоре нареченный бросил Аннушку, а через некоторое время и она умерла, оставив сиротами Анниньку и Любиньку. Порфирий Владимирович за свою жизнь в семье имел три прозвища:
- Иудушка;
- кровопивушка;
- откровенный мальчик.
Будучи еще маленьким, он был приторно ласков с маменькой, постоянно ябедничал о проделках братьев, но даже Арина Петровна не понимала, чего на самом деле ждать от него в будущем. Она боялась Иудушку, чувствуя в его словах лицемерие. Салтыков-Щедрин создал точную картину постепенного угасания и гибели рода Головлевых.
История семьи повторяет библейскую притчу о блудном сыне, только вот отец Степана вовсе не похож на всепрощающего отца. Автор с самого начала повествования намекает читателю на проблему: уклад жизни, этические нормы, семейные традиции передаются из поколения в поколение, от старших — к младшим.
Гибель Иудушки в финале похожа на смерть раскаявшегося Иуды: тот тоже кается в Страстную пятницу и умирает в субботу.
Роль пейзажа в романе
Если Гоголь скопидомство Плюшкина сравнивает с созидательной силой природы, то поместье Головлевых не оживляет даже фруктовый «плодовитый сад». Природные описания у Щедрина не радуют глаз, так как в них отсутствует какая бы то ни была жизненная сила. Первый пейзаж появляется перед читателем в главе «Семейный суд». Степан Головлев идет по проселочной дороге, ведущей в родовую усадьбу. Раннее утро, на траве и цветах еще не высохла роса, а солнышко уже на горизонте. Весело распевают птицы, пахнет грибами и перезревшими ягодами.
Картины родной природы всегда радуют душу и рождают высокие чувства. Но Степана не радует окружающая природа: ни звуки, ни запахи, ни разноцветные краски. «Одна мысль до краев переполняет все его существо: еще три-четыре часа — и дальше идти уже некуда». «Межевой столб» у дороги символизирует границу, которая отделяет жизнь во всей ее полноте от выморочного поместья Головлевых. Символична и картина «погоста», с которого начинаются их владения.
Дело к обеду, и солнце уже не радует глаз, а нещадно палит, и никуда от него не скрыться. Кругом ни деревца, одни «бесконечные головлевские поля», «постылая земля, которая родила его постылым, вскормила постылым, выпустила постылым на все четыре стороны и теперь, постылого же, вновь принимает в свое лоно». Описание жилого поселка дается автором через восприятие Степки-балбеса, который наблюдает осенний пейзаж, сидя у закрытого окна, через два слоя засиженных мухами стекол.
Стоит заметить, что всем персонажам Салтыкова-Щедрина не дано чувство прекрасного, и они не умеют общаться с природой. Они только могут равнодушно наблюдать за окружающим миром. Подавленное настроение героя, который предчувствует скорую смерть, усугубляется скучным видом из окна: «Словно черное облако окутало его с головы до ног., серое, вечно слезящееся небо осени давило его». Автор умело использует черный цвет при описании поздней деревенской осени, и этот цвет не просто констатирует ее наступление, а становится контрастнее:
- «улица почернела»;
- «поселок, утонувший в грязи»;
- «месиво грязи».
Постепенно писатель как бы предостерегает семейство Головлевых от грядущего Суда за «развращение человеков». Но они, погрязшие в житейской суете, не слышат этого пророчества. В конце романа читатель видит вместо положенного в марте тепла «мокрую метелицу». И именно в такую гнилую погоду Иудушка покидает ночью дом, решив пойти на могилу матушки, а наутро люди находят у дороги, вблизи кладбища, его окоченевшее тело.
Таким образом, нелюбовь и холод побеждают это выморочное дворянское семейство, а писатель подводит читателя к идее произведения: «Головлево — это сама смерть, злобная, пустоутробная; это смерть, вечно подстерегающая новую жертву».
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!