Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Дурак»
В цикл произведений, объединенных не только художественным жанром, но и идейным замыслом, входит сказка, которую написал Салтыков-Щедрин. Его «Дурак» в кратком содержании сохраняет общую фабулу и сюжетную линию истории, где главный герой выступает в традиционном для русского фольклора образе Иванушки-дурачка. Писатель помещает персонажа в условия современных социальных отношений, в которых превалируют «подлые мысли».
Оглавление:
Не такой, как все
Иван-дурак Салтыкова-Щедрина — это представитель части образованного общества, которая с детства впитала идеалы гуманизма, но не имеет представления об их жизненной реализации. Сказка содержит сатиру не только на существующий в России строй, но и указывает на бесполезность и даже губительность для самих носителей идеи «хождения в народ».
Чувство добра, справедливости и любви к ближнему были присущи многим образованным «дуракам» органически. Так как эти общечеловеческие ценности являются образующим фундаментом цивилизованного государственного сообщества, то «дураки» легко постигают и принимают «склады» социологических наук. Однако они отрицают хитросплетение законов и трактовок исторических событий, делящих общество на классы и определяющих изначальное преимущество одних и уничижение других.
Семейное недоразумение
История случилась, как пишет автор, «в старые годы». В одной семье родился сын, не похожий на отца и мать — «дурак мудреный». Отличался он от «легких» дураков тем, что поступки его были всегда неожиданны. Если сын соседки Левушка, тоже дурак, вырвавшись на улицу, скачет да кричит, пока его в «холодную» под замок не посадят, то Иванушка «книжки читает» и к родителям «ласкается». Но вдруг «загорится сердце», сорвется малый и побежит «прямиком» делать, «что ему хочется».
Особенно неравнодушен был Иван к обидам и несправедливости, царящим в жизни, что другими воспринималось вполне обыденно и закономерно. В этом случае он поступал по велению сердца, но без особой для себя пользы:
- По просьбе Левушки он мог «слизнуть калач» в булочной, за что по настоянию «квартального» был высечен «папочкой».
- Заступался за козла, которого «дразнили мальчишки», после чего был бит обеими сторонами «сзади и спереди».
- Отобрал у Кузьмы-повара и отпустил на волю петуха, предназначенного в суп.
Увещевания родителей не имели на дурака влияния. Ему были непонятны соображения неприкосновенности личной собственности. Нуждающимся он раздавал все, до чего мог дотянуться.
Даже «мамочка», любившая сына «за ласковость и тихость», была возмущена и «невзвидела света» после того, как последний отдал нищему трехрублевку, случайно забытую на столе. На семейном совете было решено отдать Ивана в «заведение».
Плоды просвещения
Сначала смена обстановки сказалась «довольно выгодно» на поведении дурака. Относительно равное положение учащихся умиротворяло его сердечную восприимчивость, а успех учения зависел «от памяти», которая у Иванушки была отменной, что позволяло ему выйти в «умницы».
Но уже скоро преподаватели убедились, что имеют дело с «круглым дураком». Он совершенно не понимал:
- юриспруденции;
- истории;
- «науки о накоплении и распределении богатств».
Мало того, Иванушка считал, что такого вовсе не может быть, чем приводил в замешательство наставников и родителей. По просьбе «мамочки» он мог вызубрить урок и отлично рассказать его, но одной репликой испортить все впечатление. Начальство смирялось с «возмутительными выходками» дурака и переводило его из класса в класс только потому, что родители не были благонравны и «ни в чем предосудительным не замечены».
По окончании заведения Иван получил аттестат с записью, заставившей «мамочку» заплакать, а отца возмутиться, дескать, что же сын «набедокурил».
Несостоявшаяся женитьба
Попытка пристроить сына к делу в качестве «попечителя училища» не увенчалась успехом, поэтому родители решили женить дурака. Приискали ему в невесты «писаную кралю». Это была со всех сторон отличная «партия»:
- «безупречно» вдовствующая молодая купчиха;
- имеющая две торговые лавки;
- самостоятельная и умелая в делах.
Кроме того, невеста расположилась к жениху и не отрицала в нем ума.
Но «инстинкты» дурака «спали», он не показывал красавице-купчихе знаков любовного внимания и вовсе не понимал намеков с ее стороны, предполагая, что «любить надо всех». «Сватовство не состоялось», затем немного «потужившая» вдова вышла замуж за городского голову.
Иван же, ничуть не расстроившись, продолжал заниматься благотворительностью, «сидя на родительской шее»:
- выхаживал больных;
- приводил домой нищих;
- бегал на пожары.
Отчаявшийся «папочка» втихомолку просит Господа прибрать дурака, а «мамочка молится» и уповает «на божью милость» в надежде на «просвещение разума пониманием».
Прозорливый проезжий
Случилось, что проезжал мимо города один старинный «папочкин» приятель и решил навестить друга. Когда друзья обсудили все прошлое и настоящее, пожаловался «папочка» на непутевого сына. Заинтересованный приятель пообщался с Иваном и высказал мнение, что «совсем он не дурак», а его поведение обусловлено отсутствием «подлых мыслей».
Проезжий объяснил, что в какой-то момент жизни будет вынужден Иванушка сделать выбор «между дурачеством и подлостью», тогда он «поймет» закономерный смысл творящегося вокруг, но станет совершенно «несчастным человеком» и «предпочтет остаться дураком».
Гость уехал, а «папочка» поразмышлял над его словами и пришел к выводу, что теория приятеля «завиральная», возникшая от чрезмерного умствования в «петербургских мурьях». Он стал тешить себя надеждой, что «вот-вот Иванушка просияет».
Но неожиданно исчез сын из дому и много лет не давал о себе знать, а потом воротился внезапно. Был он «измучен и худ». Где был и что понял, того дознаться никто не мог, так как молчал Иван на все расспросы. Так и звали его до самой смерти дураком.
Исторический анализ произведения
История об Иванушке-дурачке в интерпретации Салтыкова-Щедрина может быть вполне соотнесена с хождением в народ студенческой молодежи, начало которому положили волнения 1861 года и массовые исключения их участников из учебных заведений.
Первый этап носил исключительно просветительский характер. Недоучившиеся студенты становились сельскими фельдшерами и учителями, чтобы быть ближе к простому народу. К началу семидесятых годов к движению подключились революционеры-народники, пытавшиеся донести до крестьянских масс революционные идеи.
Народ принимал «служение» себе неоднозначно, в большинстве случаев не переставая считать искренне расположенных к ним образованных людей «господами», тешащими свои причуды, то есть дураками. Революционная агитация с призывами к борьбе потерпела фиаско, так как не нашла отклика в крестьянской среде, но обратила на себя внимание правительственных институтов власти.
К концу 1870-х гг. народническое движение в результате жестких репрессий сошло на нет, а вместе с ним и идеализация народных масс как источника чистоты и добра. Многие из прошедших тернистый путь каторги и ссылки были морально и физически сломлены, поэтому отошли от просветительской и революционной деятельности.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!