Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад» Чехова
На страницах пьесы «Вишневый сад» прошлое, настоящее и будущее встретились в одно время через объединение совершенно разных людей на страницах произведения. Герои не просто представляли разные поколения, они олицетворяли целые эпохи. Волнения Антона Павловича о судьбе России стали центральной темой пьесы. Сочинение о прошлом, будущем и настоящем по пьесе Чехова пригодится школьникам во время подготовки к уроку по литературе или составлении таблицы по теме.
Оглавление:
Воплощение прошлого
Гаев, Фирс и Раневская — прошлое в «Вишневом саду». Именно эти самые старые персонажи всего действия являются представителями уходящей эпохи. Эти герои больше других говорят, что ушедшее время — это период, когда все было легко и хорошо. В то время общество разделялось на господ и слуг, у каждого в мире было свое место и предназначение. Для Фирса отмена крепостного права не стала надеждой на новую жизнь. Это события потрясло его, он не желал свободы, а потому и дальше продолжил жить в имении Раневских. Мужчина всей душой любил эту семью и оттого решил до конца быть им преданным.
Любовь Андреевна и ее брат Гаев скучают по прошлому, ведь в это время им не нужно было переживать о деньгах. Они жили счастливо и занимались тем, что приносило радость. Им оказалось тяжело перестроиться на новые порядки и унизительно было даже разговаривать о том, как заработать деньги. Раневская посчитала пошлостью сдать в аренду под дачные участки землю, что стоит занятая никому не нужным садом. Ни Гаев, ни его сестра не были способны самостоятельно решить судьбу своего любимого имения, а оттого просто пустили все на самотек и стали ждать, как же за них все решит судьба.
В конце Любовь Андреевна забирает деньги тетушки, которые та прислала для Ани, и отправляется в Париж к любовнику, а Гаеву приходится идти на службу в банк. Кончина Фирса в конце произведения является очень символичной. Она словно говорит, что дворянство изжило себя, стало лишним и в мире больше нет места аристократии в том виде, в котором она была во времена крепостничества.
Выразитель идей настоящего
Воплощением настоящего в пьесе стал Ермолай Алексеевич Лопахин — представитель буржуазии. Самого себя персонаж характеризовал, как «мужик мужиком», но при этом в отличие от той же Раневской он был способен мыслить по-новому и умел зарабатывать деньги благодаря своему острому уму. У Лопахина очень чувственная душа, он способен видеть и ценить красоту, но в то же деньги и предпринимательская жилка победили его нежную натуру. Герой сам понимает, что ум усмирил его сердечные порывы. Ермолай ощущает себя хозяином жизни из-за того, что теперь имеет возможность купить имение, в котором когда-то был никем.
Петя Трофимов говорит, что Ермолай Алексеевич настоящий хищник, хотя при этом у него очень тонкая натура. Столь противоречивый характер заставляет героя много переживать. Он видит всю красоту вишневого сада, который будет вырублен по его указанию, но менять своего решения не желает.
Мужчина не способен понять того, что сад — это не просто красивое место, но и своего рода нить, связывающая прошлое с настоящим. Именно он является образом времени в пьесе «Вишневый сад». Нельзя рубить свои корни, ведь прошлого не стереть, но Лопахин этого не понимает. Все в его семье раньше были крепостными, у отца была лавка на рынке, а он, Ермолай, сумел выбиться в люди, заработать большие деньги. От этого и хочется ему показать свою силу и превосходство над другими. Он мечтает построить на месте сада дачи. Это желание видится ему как торжество собственника.
В образе Лопахина Чехов отображает то общество, которое приходит на смену дворянам, то есть буржуазию. Герой на фоне паразитирующего дворянства выглядит довольно выгодно и приятно за счет своей энергии, работящести и деловитости. Он сумел выбиться из нищеты и стать материально обеспеченным исключительно за счет своего ума и упорства без всякой сторонней помощи.
Такие качества, как трудолюбие и напористость, появились в герое из-за когда-то трудных условий жизни, что закалили его характер. Но в то же время жизнь крепостного не позволила еще юному Лопахину развивать свой интеллект и способности. И поэтому сейчас он выглядит необразованным и порой неуклюжим. Ермолай Алексеевич понимает, что уступает своим бывшим хозяевам и оттого он все равно остается недоволен жизнью.
Герой мечтает изменить жизнь людей вокруг, он жаждет, чтобы экономика в стране росла. В конце пьесы Лопахин говорит: «Скорее бы изменилась… наша нескладная, несчастливая жизнь!». Но несмотря на подобные цитаты, герой знает как это сделать только на словах. Действия пьесы описывают такой период, когда все старое и ненужное уже разрушено, а новое еще не построено.
На образе Лопахина Чехов сделал особый упор. Этот персонаж не был простым купцом, которых тогда не очень любили. Он отличался от них тем, что сам пробился в люди благодаря своему труду и желанию стать лучше. Автор во многом находил схожесть между собой и созданным персонажем, ведь их родословные были похожи.
Еще сочинения по пьесе "Вишневый сад":
Герои будущего
В реалиях того периода было понятно, что стране необходимы новые люди — те, которые будут способны вершить великие дела. Таких людей в пьесе отображают Петя и Аня. Они молоды и полны желания изменить свою жизнь в лучшую сторону. Петр Трофимов — демократ по убеждениям и происхождению. В его образе автор рисует такие черты, как:
- патриотизм;
- смелость;
- трудолюбие;
- стремление к лучшему и преданность общественному делу;
- принципиальность.
Но при этом Петя кажется только умельцем слова, что не способен реализовать свои планы в реальной жизни. Это мешает ему закончить учебу в университете или наладить личную жизнь. Персонаж отрицает привязанность к месту и людям.
Но несмотря на это Петя очень целеустремленный человек. За свои 26 лет он пережил немало трудностей. Его дважды исключали из университета и он неуверен в том, что это не повторится, и он не останется до конца своих дней «вечным студентом». Парень успел почувствовать на себе, что такое голод, нужда и политические преследования, но тем не менее продолжает верить в рождение новой жизни, в которой будут справедливые и гуманные законы.
Он считает дворянство несостоятельным, ведь его представители привыкли к праздности и лени и их не волнуют чужие проблемы. Буржуазия по его мнению положительно влияет на развитие экономики в стране, но она не способна создать новую жизнь. Его мысли и представления о будущем неопределенные, абстрактные. Его цель прекрасна, но как ее достичь парень не знает.
Анна также полна энергии и надежд на счастливое будущее, но она еще очень юна и неопытна. По натуре своей она похожа на Любовь Анреевну, также любит красивые слова и чувственные интонации. В начале произведения Аня ведет себя беспечно, она привыкла к беззаботной жизни без мыслей о материальном и завтрашнем дне. Но это не мешает героине меняться.
Новые взгляды Ани наивны, но при этом она навсегда прощается со старым домом и миром. Петя увлек девушку своими идеями, и у нее сразу же созрел план, как построить новую жизнь. Она полна идей и готова посадить новый сад краше прежнего. Но хватит ли ей сил и упорства, чтобы пройти свой путь и сохранить веру в лучшее, неизвестно. Чехов не рассказывает об этом и будущее в его пьесе смутно и это естественно, ведь о будущем можно рассуждать только предположительно. Помимо образованных Анны и Петра, в пьесе есть и другие люди, что символизируют будущее:
- Дуняша — наивная крестьянская девушка.
- Яша — беспринципный человек, не привязанный ни к кому и ничему.
В пьесе все герои прошлого, настоящего и будущего сошлись в одном месте. «Вишневый сад» заставляет задуматься, что держит всех персонажей вместе не желание поделиться своими мечтами и жизненным опытом, а старый сад и дом. Как только они исчезли, разорвалась и связь между персонажами и временем, которое они воплощают.
Связь времен сегодня
Творение Антона Павловича по праву можно считать великим, оно отражает действительность и даже спустя много лет после написания не теряет актуальности. Размышления автора о судьбе России стало одним из «подводных течений» творчества писателя и центральной темой пьесы. Истории свойственно повторятся. И пусть общество развивается, меняются нормы морали и этики, все поддается переосмыслению.
Но так же, как Чехов с надеждой смотрел в XX век, мы сейчас, находясь в XXI столетии, также мечтаем об идеальной жизни, о своем «вишневом саде». Одно поколение сменяет другое, одни строят, а другие разрушают. Так было при Чехове и так происходит в нынешнее время. Писатель был прав, утверждая, что «вся Россия — наш сад», поэтому только от людей, живущих в своей стране, зависит, какой она будет.
Значение драматургии Чехова давно вышло за пределы России. Его творчество имеет ценность для всего мира и память об Антоне Павловиче не меркнет. Новаторство писателя в драматургии широко признано за пределами его родины, а спектакли на его пьесы ставят во всем мире до сих пор. Многие фрагменты произведений автора уже стали афоризмами. Сам же Чехов своим творчеством готовил мир к лучшей жизни, более справедливой и демократичной.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!