Краткое содержание комедии «Недоросль» и характеристика главных героев
Это бессмертное произведение Дениса Ивановича Фонвизина является выдающимся шедевром литературы XVIII столетия. Правдиво изображенная реальность и смелая критика — главные составляющие мастерства автора. Краткое содержание, анализ «Недоросля» и характеристику главных героев можно использовать для читательского дневника или для подготовки школьников к уроку в 8 классе.
Оглавление:
История написания
Созданное Денисом Ивановичем произведение «Бригадир», которое имело огромный успех в Петербурге, было основой великого русского литературного памятника. После издания этой комедии Фонвизин больше 10 лет ничего не писал, он в основном отдавался государственной службе. Но идея о создании нового творения будоражила воображение писателя. Как считают некоторые литературоведы, первые черновики и цитаты, которые относились к «Недорослю», были написаны еще в 1770 г., задолго до выхода книги в свет.
После путешествия в Париж в 1778 году у писателя появилась точная идея создания будущей пьесы. Удивительный факт — вначале Митрофанушку звали Иванушка, что говорит о схожести двух произведений (Иваном являлся герой в «Бригадире»). В 1781 г. комедия была закончена.
Естественно, такая пьеса освещала актуальный вопрос дворянского общества той эпохи. Но, невзирая на риск, Денис Иванович был главным «зачинщиком» переворота в литературе. Премьеру откладывали из-за неприязни царицы к любой сатире, но она все же произошла осенью 1782 г. Самостоятельную книгу издали через несколько лет.
Жанровая композиция
Комедия является одним из видов драмы, где специфическим образом разрешается момент действительного конфликта. Ее можно определить по следующим признакам:
- рассказ ведется ярко и живо;
- нет направления на особо важные цели;
- практически все герои имеют «говорящие» фамилии;
- никто из враждующих сторон не умирает.
При этом в комедии явно просматривается сатира. Это означает, что писатель поставил перед собой задачу высмеять пороки общества. Он завуалировал общественные проблемы под маской улыбки.
Вся пьеса построена по законам классицизма. Но сюжет, место развития и все действия происходят на протяжении суток. При этом такая концепция относится и к направлению реализма, на это указывают отдельные элементы. Помимо этого, описание главных героев сильно напоминает реальных дворян из глубинки, которые осмеиваются и осуждаются автором.
Краткое содержание
Сюжетная линия произведения крутится вокруг помещичьей семьи, полностью погрязшей в самодурстве и порочности. Митрофанушка, которому на момент повествования 16 лет, пытается завершить обучение, но у него для этого недостаточно способностей. Матери плевать на развитие сына. Она хочет, чтобы все было как есть, поскольку не приемлет прогресса.
Простаковы воспитывают дальнюю родственницу — сиротку Софию, девушка отличается от семьи как жизненными взглядами, так и благовоспитанностью. Она является наследницей богатого поместья, которое себе присмотрел и дядя Митрофанушки — Скотинин, являющийся заядлым охотником. Женитьба лишь способ получить хозяйство Софии, потому все родственники, которые ее окружают, пытаются организовать ей выгодный брак.
Стародум, дядя Софии, посылает девушке письмо. Простакова очень этим недовольна, поскольку все считали, что он погиб в Сибири. Свойственная ей лживость выражается в обвинении «обманного» послания, поскольку оно является «любовным». Неграмотные дворяне скоро узнали настоящее содержание письма благодаря постояльцу Правдину. Он рассказывает об оставленном наследстве в Сибири, приносящем ежегодно 10 000 дохода.
У Простаковой появляется идея — поженить Митрофана и Софию. Но ее планы нарушает офицер Милон, который проходил через деревню. Он встречает старинного приятеля Правдина, который, как выяснилось, работает в наместническом правлении. Его задача — наблюдать за дворянами, которые плохо обращаются с крепостными.
Офицер рассказывает о своей давней любви к девушке, которую увезли в неизвестном направлении из-за смерти дяди. Неожиданно он увидел Софью — она и была его возлюбленной. Героиня говорит о предстоящей свадьбе с недорослем Митрофаном, от этого Милон «вспыхнул», как искра, но затем «утих» после рассказа о «муже».
Приезжает дядя Софии. Он знакомится с Милоном и принимает выбор девушки, вначале узнав о «правильности» ее решения. Одновременно с этим поместье Простаковых передают под государственную опеку из-за грубого обращения с крепостными. Пытаясь найти поддержку, мать обращается к Митрофану. Но он ей грубит, от этого почтенная матрона теряет сознание. Придя в себя, она жалуется: «Погибла я совсем». А Стародум, показывая на Простакову, сказал: «Вот злонравия достойные плоды!».
Описание персонажей
Софию, Правдина, Милона и Стародума можно охарактеризовать как представителей «нового» поколения, эпохи Просвещения. Их основные нравственные качества — любовь, добродушие, сочувствие, тяга к познаниям. Митрофанушка, Скотинин и Простаковы относятся к представителям «старого» дворянства, в котором процветают культ финансового благополучия, жестокость и невежество.
Список главных действующих лиц в комедии «Недоросль»:
- Софья — умная, добрая девушка, стала белой вороной в семье циничных и жадных людей.
- Митрофанушка — молодой человек, глупость и невежество которого не дают ему возможности стать деятельным представителем помещичьего общества.
- Скотинин — это пример «говорящей фамилии». Его сущность больше напоминает какой-то грубый скот, чем воспитанного человека.
- Стародум — для него Софья уже не юная девочка, а сформировавшийся в социуме человек. Он позволяет ей сделать свободу выбора, этим учит правильным основам жизни. В нем писатель показал тип личностей, которые будут примером для дальнейшего поколения.
- Простакова — лживая, безответственная, жестокая женщина с большим количеством недостатков и отсутствием любви ко всем, за исключением сыночка Митрофана. Ее воспитание только подтверждает устойчивость консерватизма, который не позволяет развиваться дальше дворянству.
Основная тематика
Воспитание «нового» помещичьего строя — главная тематика произведения. «Недоросль» — некий намек на «пропадающие» моральные ценности в людях, боящихся прогресса. Дворяне воспитывают детей по старинке, они не уделяют необходимого внимания их образованию. Однако люди, которых не учили, а только избаловали, не могут заботиться ни о семье, ни о стране.
А также Фонвизин поднимает следующие темы:
- Свобода выбора. Взаимоотношения Стародума и Софии являются «новым» этапом. Дядя позволяет ей сделать свободу выбора, он не ограничивает ее собственными убеждениями, этим самым воспитывает в девушке идеал будущего дворянства.
- Семья. Невзирая на грубость и жестокость Простаковой к другим людям, она обожает собственного сына, но он не ценит ее любовь. Это поведение является обычным примером неблагодарности, появившейся из-за избалованности родителями. Мать не осознает, что сын наблюдает ее отношение к остальным и повторяет за ней. Писатель подчеркивает необходимость сохранения уважения в семье. Лишь так дети вырастут почтительными.
Раскрытие проблем
Главная проблематика комедии — результат неправильного воспитания. Семья Простаковых имеет древний род, уходящий корнями в прошлое. Этим и важничают дворяне, не осознавая, что достижения предков не добавляют им достоинств. Однако сословная гордость затмила их умы, они не пытаются развиваться, считают, что все время будет по-старому. От этого не понимают надобности образования, для них оно и правда не требуется. Митрофан тоже просидит целую жизнь в деревне и будет жить благодаря труду крестьян.
В произведении поднимается и другая проблематика:
- Невежество. Это лишает дворян духовности, их мирок очень ограничен и привязан к финансовым ценностям. Им неинтересно ничего, помимо обычных мирских удовольствий, поскольку чего-то другого они и не знают.
- Жадность. Жажда денег перекрывает доступ к нравственности. Простаковой нужны только деньги, ей без разницы, будет ли ее сын счастлив.
- Крепостничество. Моральное разложение помещиков при крепостничестве — совершенно логичный результат неправильной политики царя. Дворяне полностью обленились, им не требуется трудиться. Все за них делают крепостные. При этом устройстве у помещиков нет стимула работать и учиться.
Главная идея
Фонвизин не принимал грубость, хамство и бесчеловечность. Так, возвышение идеалов гуманизма — основная мысль писателя. Человек, который повинуется зову справедливости, образованности и добродушия — это и есть настоящий дворянин. Если его воспитывать в духе Простаковой, то он не сможет выйти за рамки своей ограниченности. Он не будет работать на благо страны.
В финале произведения писатель указывает на торжество «возмездия»: Простакова потеряла имение и уважение Митрофанушки, который был воспитан в соответствии с ее понятиями. Это и есть плата за невежество.
Комедия в первую очередь учит уважать ближнего своего. Уроки Фонвизина на этом не завершаются. Глупость и жестокость витают в произведении, как птица над гнездом, они охватили всю деревню и не отпускали жителей из своих оков. Писатель жестоко наказал Простаковых за ограниченность потерей поместья и возможности продолжать праздный образ жизни. Учиться необходимо всем, поскольку даже очень устойчивое общественное положение можно быстро потерять, если человек необразован.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!