Почему проблему «отцы и дети» называют вечной темой
Художественная литература с начала своих времён и до сегодняшних дней поднимает ряд проблем, которые можно назвать вечными, потому что они беспокоят человечество на протяжении тысячелетий. Борьба добра и зла, поиск смысла и правды жизни всегда были ключевыми вопросами для людей. Одну из таких проблем поднял в своём романе Иван Сергеевич Тургенев, который пытался найти причину, почему «отцы и дети» — вечная тема.
Оглавление:
Конфликт ценностей
Дать однозначный ответ, почему проблему отцов и детей называют вечной, достаточно сложно. Конфликт поколений, который постоянно возникает на протяжении всей истории человечества, имеет много неопределённостей. С одной стороны, казалось, опыт прошлого должен был научить справляться с этой задачей. Теоретически мудрость и знания, которыми обладают люди старшего поколения, могли бы идеально гармонировать с энтузиазмом и романтичностью молодых ребят. Однако, как показывает практика, добиться этого баланса достаточно сложно.
Первым аргументом того, что «отцы и дети» — это вечная проблема в литературе, является то, что разные эпохи имеют различные мировоззрения. Окружение меняется, общество с каждым годом определяет для себя новые смыслы существования, а также подлежат изменениям и взгляды на отношения и ежедневный быт. Вследствие этого, когда приходит новая эпоха, происходит столкновения старого и нового.
«Новое» поколение всегда будут стремиться к изменениям, преобразования устаревших норм и правил кажется единственно правильным решением укоренившемуся застою, а «старое» поколения всегда будет противостоять этому, так как их жизненный опыт не сопоставляется с нормами молодёжи. Из этого всегда возникает борьба, как и в отдельно взятых семьях, так и в самом обществе и политике. Рассматривая эту точку зрения, нужно обратить внимание на такие произведения литературы, в которой поднимается извечная проблема поколений:
- «Отцы и дети» И. С. Тургенева;
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова;
- «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя.
Взгляд Тургенева
Тургенев решил изобразить назревавшую проблему общества его времени в виде взаимоотношений молодого нигилиста Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его семьёй, а также на примере отношений между родственниками Кирсановых.
Первое на что следует обратить внимание, как автор отображает два поколения с помощью внешнего описания персонажей: Базаров представляется читателю как мрачный и скептический человек, вместе с тем владеющий большой внутренней мощью и энергией. Тургенев старается привлечь внимание на его знания и размышления.
В противовес ему Павел Петрович Кирсанов сохраняет аристократические ценности и мышление. Он привлекателен, носит дорогую накрахмаленную одежду и обладает безумной чарующей харизмой. Кирсанов не желает испытывать забот: как настоящий дворянин он проводит своё время в праздности, считая безделье высшим наслаждением в жизни. В это же время Базаров приносит реальную помощь обществу.
Жизненные позиции двух семей полностью противоположны. Их конфликт является отличным показателем противоборства двух несхожих социальных лагерей. В спорах читатель может заметить типичное расхождение взглядов демократов и либералов. С учётом этого Кирсанов занимает позицию защиты старых ценностей, в то время как Базаров видит необходимость в разрушении устаревших правил.
В произведении можно заметить и ещё один конфликт в виде отношений Базарова с родителями. Герой признаёт, что испытывает противоречивые чувства к своей семье, ведь он любит родителей, но в тот же момент презирает их за «глупую жизнь». Но несмотря на его позицию, родители всё равно любили своего сына и эти чувства облегчали взаимное недопонимание.
Что касается семьи Кирсановых, то прямого конфликта между родителями и сыном в произведении не было. Аркадий похож на своего отца и обладает теми же ценностями. Но в то же время его влечёт позиция Базарова, что являлось причиной раздоров внутри семьи. Старшее поколение не поддерживали этих взаимоотношений, считая, что Базаров оказывает на Аркадия дурное влияние. Это всё прекратилось только после смерти Базарова.
Проблема «отцов и детей» является и на сегодняшний день одной из самых рассматриваемых в русской литературе. Рассуждения на эту тему до сих пор остро поднимаются в литературных сообществах. Отголоски извечного конфликта можно заметить в произведениях других классиков, таких как Пушкин или Островский.
По причине того, что большинство произведений были написаны в юные года авторов, многие из них выступали на стороне молодёжи. Тургенев, в свою очередь, не поддерживает ни одну из сторон, стараясь обратить внимание на ценности и мысли каждого из персонажей отдельно.
Проблема «отцов и детей» в сочинениях по литературе поднимается достаточно часто, но в полной степени раскрыть её трудно. Из-за сложности в полной степени каждого человека понять идею «другой» стороны баррикады. Молодёжь не поймёт никогда озабоченность стариков старыми правилами, а уходящее поколение будет осуждать молодых за легкомыслие и беспечность.
Противостояние поколений
Комедия «Горе от ума», написанная А. С. Грибоедовым в первой половине девятнадцатого века, представляет собой свежий взгляд в виде сатиры на проблему столкновений поколений. Пьеса раскрывает мышление двух противоборствующих сторон: «век минувший» — старшее поколение с укоренившимися взглядами на жизнь, обладающие незавидным консерватизмом и скептицизмом, и «век нынешний» — юное поколение дворян, обладающие свежими и новыми взглядами на окружающий мир.
Современники неоднозначно восприняли пьесу «Горе от ума», в особенности образ Чацкого. Даже сам Александр Сергеевич Пушкин высказался отрицательно о пьесе, как о «буре в стакане». Некоторые писатели, напротив, были вдохновлены этим образом. К примеру, И. А. Гончаров описал Чацкого как единственного здравомыслящего человека, который сыграл большую роль в конфликте «века минувшего» и «века нынешнего».
«Век минувший» значительнее и масштабнее. Ключевой фигурой консервативного дворянства считается Павел Афанасьевич Фамусов, собственно, чей дом является главной сценой комедии. Его юная дочь Софья воспитывалась с младенчества им, потому что мать её погибла. Их отношения как раз и являются главным отображением масштабного противостояния поколений.
Всё начинается с того, что Фамусов обнаруживает свою дочь вместе с Молчалиным, секретарём, который делил с ними крышу. Ему не понравилось легкомысленное поведение Софьи. Отец считает своим долгом направить дочь на истинный путь, высказывая ей как следует вести себя нравственным девицам.
Автор выставляет Фамусова как лицемерного человека. Чуть ранее перед тем как отец решил давать нравоучения Софьи, Фамусов заигрывал со служанкой Лизой. Таким образом, у читателя складывается чёткое представление об этом персонаже, что для него совесть чиста, если об этом никто не знает. Можно ли тогда такого человека назвать хорошим примером для молодёжи? Фамусов является показателем разложившейся нравственности, он боится слухов и осуждения со стороны общества, нежели каких-то плохих последствий от своих действий.
Интересным образом в комедии является Чацкий. Он единственный, кто выступает на стороне защиты нынешнего поколения. Кому же противостоит Чацкий:
- Фамусову;
- Скалозубу;
- Загорецкому.
Чацкий воспитывался вместе с дочерью Фамусова. В молодости они были наивно влюблены друг в друга. Чацкому необходимо было отсутствовать в доме Фамусова целых три года, а когда он вернулся, то Софья встречала его без особой радости, холодно.
Чацкому не нравится быть шутом для старшего поколения. Ему кажется, что следует смотреть на личные заслуги человека, а не на его материальное состояние. Парень преисполнен надеждами, что система суждения по чинам развалиться, и выступает против «века минувшего». Чацкий считает, что Фамусов не имеет права называться или считать себя примером для подражания. Напротив, он считает его врагом личной свободы человека.
Главный герой открыто критикует коверкание дворянами родного языка, выступает против крепостного права, против обожания русскими всего иностранного, против чинопоклонства. Он считает важным прислушиваться к своему сердцу и поступать в соответствии со своей совестью. Чацкий отказывается от слепой любви к деньгам и прочему материальному, считая, что мир должен наполняться более духовными и просвещёнными ценностями.
Старшие дворяне глупы и жестоки. Они не приветствуют новых идей, считая привычные правила жизни истинно правильными. На тех, кто несогласен с этим мнением, вешается ярлык «сумасшедшего», коим и был Чацкий.
Главный герой в конечном счёте остаётся одиноким, он теряет возлюбленную, покидает столицу. Но с точки зрения произведения, Чацкий остаётся в выигрыше, так как даже в сложной ситуации он не опускается до принципов Фамусова и не грязнит своё сердце лихими помыслами. Он не опускает руки и в этом его главная сила.
Так, кто победит в этом конфликте? Очевидно, есть только один ответ — во всех спорах победит время. Человечество постоянно находится в процессе развития, поэтому столкновение интересов неизбежно.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!