Анализ стихотворения «Июль» Пастернака: смысл, тема, жанр произведения
Борис Пастернак мог узреть не только изящество и красоту природы, но и ее духовные воплощения. В своих творениях он использовал уникальные метафоричные средства выразительности. В качестве одним из ярких примеров можно назвать стихотворение Пастернака «Июль». Анализ этого произведения может продемонстрировать умение автора видеть характер природы, а не только ее внешние проявления.
Оглавление:
Информация о создании
Пастернак был приверженцем символизма. Его ранние творения пронизаны чувственностью и вдохновленностью, изобилуют оригинальными символами и обликами. Не каждый читатель способен приоткрыть завесу тайны и понять, что желал сказать поэт.
Тем не менее со временем его взгляды кардинально изменились. В дальнейшем автор использовал лаконичные изречения, когда начинал работу над произведениями. Стих «Июль», написанный в 1956 году, носит автобиографический характер и описывает впечатления от пребывания на даче в Переделкино.
Литератор был рад возможности провести досуг в загородном доме, где мог расслабиться, читать, забыть о тревогах и отдохнуть от надоевшего шума светской жизни, которая мешала творчеству. Дача поэта находилась в лесу. Там он любил трудиться над своими творениями с июня по сентябрь. Ему нравилось чувствовать себя независимым, будто бы оторванным от всего посредственного и предсказуемого.
Борис Леонидович не полностью отринул символизм. Он лишь решил сделать описания более подробными, точными и понятными каждому. Второй летний месяц ассоциируется у творца с истинной бурей страстей и порывов. Образец поздней пейзажной лирики был создан в период, когда автор наслаждался счастьем и свободой.
За год у него получилось воплотить более 30 безупречных идей. И пусть не удалось коснуться политических и религиозных тем, неповторимые образы читателям запомнились надолго. Поэт представляется рассеянным и беззаботным, как и безмятежный месяц летней поры. Ему хочется узнать тайны будущего, как это доводилось совершать прежде.
Особенности тематики
Внимание уделяется единению человека с природой. Пастернак начал размышлять об этом в зрелом возрасте. Он понял, что люди не осознают незаменимость и прелесть окружающего мира. Натуры, способные уединяться и доверять интуиции, могут почувствовать связь с таинственными силами.
Автор не отдает предпочтение сложным для восприятия оборотам. По его мнению, достаточно выражаться искренне, чтобы мольбы были услышаны, а ощущения переданы. Основой образов должна служить откровенность, а не измученность, вызванная долгими и тоскливыми раздумьями.
В стихотворении описывается непредсказуемость летней поры. Литератор создаёт уникальное воплощение периода, которым восхищается. Благодаря тому, что он был честен и предан работе, произведение высоко оценили даже те, кому были по душе нормы консервативного классицизма.
Несмотря на то что речь идёт об особом ландшафте, нельзя назвать его фоном творения, никак не влияющим на настрой лирического героя. Это необыкновенная история о дачнике-авантюристе, который в некоторые моменты красочно представляет действительность. Несомненно, июль является протагонистом, но не стоит забывать и об ином персонаже. Именно он предоставляет летнему месяцу постоянный кров.
В начале произведения разговор ведётся о том, как обеспокоен хозяин неожиданным переполохом. На чердаке находится неизвестный, нарушивший его покой и планы. Предполагается, что это призрак или дух жилища:
- герою не страшен таинственный незнакомец;
- его проказы могут скорее утомить, нежели напугать до смерти.
Хитрый гость не отличается воспитанностью, но необычайно весел и энергичен. Сначала автор играет с читателями, заставляя думать, кто же устраивает беспорядки столь активно. После он признается, что речь идёт об июле. Месяц сравнивается с отдыхающим дачником, который наконец может получить удовольствие от свободы.
Ему не стыдно за свои проделки, шаловливые поступки не вызывают смущения. Загадочный посетитель вторгается в дом через окно и разбрасывается одуванчиками. В конце творения упоминается о нежных ароматах, которым восторгались хозяева. По жилищу разносятся запахи растений:
- липы;
- луговой травы;
- ботвы;
- укропа.
Лирический протагонист не злится и не ругается на баловника. Наоборот, ему грустно, поскольку «отдых» чудесного месяца не был долгим.
Смысл произведения
Суть произведения заключается в передаче состояния автора. Он неимоверно счастлив и желает об этом заявить. Ничто не помешает ему воплощать в жизнь безумные, безрассудные мечты. Творец спокоен и искренен, и лишь летняя «распутица» может отвлечь его от нахлынувших размышлений. Но это совершенно не влияет на настроение. Напротив, литератор радуется тому, что летняя пора вступила в свои права. А торопиться и «прогонять» непоседливый месяц совсем не хочется.
Пастернак понимает, что единство с природой позволяет добиться умиротворения, настроиться на радостные мысли, придающие сил.
Бесспорно, кому-то нравится весна за ее нежность и раскидистые сады, иные же чувствуют себя безукоризненно осенью, наблюдая за золотыми листопадами.
Но есть особенность, которую можно проследить лишь в летние месяцы. Это символ нового начала, благотворности и надежды.
Нужно уметь замечать неповторимость природных воплощений, благодарить их за ощущение спокойствия и благоденствия. Эта способность является залогом везения. Способный замечать прекрасное сможет его создавать.
Композиционные моменты
Стихотворение состоит из семи строф-четверостиший и разделено на две части. Первая вызывает у читателя заинтригованность. Ее можно интерпретировать, как интересную загадку. Чтобы найти на нее ответ, нужно понять, что делает сказать автор, и выяснить его намерения.
Литератор намекает на присутствие чего-то потустороннего и мистического, заставляет задуматься над тем, кто же учиняет беспорядки в летнем доме. Это призрак, неупокоенная душа или коварный двойник? Прилагательные, местоимения и изображения предметов отсутствуют, литератор отдает предпочтение глаголам, делая образ динамичным и непосредственным.
Трудно провести анализ, не обратив внимания на композицию. Невозможно разделить произведение на какие-либо смысловые категории. Каждая строфа делает тайное явным, позволяет прочувствовать новое. Наблюдается четкая последовательность описаний.
Образы и символика
Летний месяц является главным героем произведения. Творец активно использует олицетворения, намереваясь придать характеристику человека обычному явлению. В этом заключается специфика применяемых в творении образов. Создается совершенно новый стихотворный стиль.
Июль характеризуется как дачник, получивший вольную и наводящий в доме собственные порядки. Он отличается легкомысленностью и взбалмошностью, не может перестать подшучивать над остальными отдыхающими и разыгрывать их. Хозяин не сердится на безобразника и не пытается его отругать. Ему приятны невинные шалости. Становится даже тоскливо, когда «отпуск» месяца завершается, и все возвращается на круги своя.
Стилистика, направленность и размер
Жанровая направленность произведения — элегия. Автор скучает по непоседливому летнему месяцу и нежно обращается к нему. Используются перекрестная рифма и нестандартный стихотворный размер — четырехстопный ямб. Неточные и необычные рифмовки позволяют почувствовать лёгкость и независимость, истинную безмятежность. Творение звучит, словно прекрасная песня, основная роль которой, сделать чтение более певучим.
Использованные тропы
Создавая образ энергичного летнего месяца-проказника, автор осуществлял выбор в пользу метафор. Описывая лирического героя, он использует эпитеты и сравнения. Выразительные средства подобраны тщательно и позволяют поверить в то, что литератор искренен и честен. В некоторых строках предпочтение отдается аллитерации, например, когда описывается энергичный нрав балующегося июля.
По прошествии нескольких лет отношение творца к творчеству необратимо изменилось. Он перестал обращать внимание на футуризм, которым восхищался в юношеские годы. Однако ему не удалось полностью скрыть приверженность к прошлому. Упомянутое литературное течение отражается в тексте произведения.
Поэт не перестает беседовать о единении с природой, восславляя образность. По его словам, лишь бесхитростный диалог с читателями поможет добиться не только одобрения, но и подражания великим личностям.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!