Характеристика образов Владимира Ленского и Ольги Лариной
Критики неслучайно назвали роман Пушкина энциклопедией русской жизни. В «Евгении Онегине» каждая строка действительно является плодом холодных наблюдений, отражая тончайшие детали человеческих отношений сквозь призму проблем главных и второстепенных героев. Через характеристику Ленского и Ольги Лариной передается атмосфера противоречий и сложностей действительности XIX века.
Оглавление:
Задумчивый мечтатель
Когда Пушкин знакомит читателя с Владимиром Ленским — помещиком, дворянином, образованным романтичным юношей, за плечами которого немецкий Геттингенский университет, складывается впечатление, что автор нарочно вводит в роман почти идеального персонажа, оттеняя тем самым мрачные черты Онегина.
Критики в один голос называли Ленского антиподом главному герою, да и сам Александр Сергеевич подчеркнул их противоположность друг другу: «Они сошлись. Волна и камень. Стихи и проза. Лед и пламень». С мощной силой стихии автор сталкивает романтика с возвышенными представлениями о мире и разуверившегося в людях скептика с циничным взглядом на жизнь.
Действительно, Владимир был чистым и наивным молодым человеком, горящим высокими идеями. Он увлекался философией, поэзией, был прост в общении и открыт. Пушкин подчеркивает его нелюбовь к светским манерам, званым обедам, к пустым развлечениям для скучающих снобов из высшего общества. Ленский буквально с первых строк завоевывает читательскую симпатию пылкими суждениями, украшенными неподдельным оптимизмом: «Он пел поблекшей жизни цвет».
Описание внешности
В романе Владимир наделен выразительной внешностью. Хорош собой, богат, образован, словом — истинный аристократ. Благодаря дворянскому происхождению и внушительному капиталу, Ленского во всей губернии считали одним из самых выгодных и желанных женихов, способным пленить сердце любой девушки. Однако по характеру столь перспективный, красивый и обеспеченный юноша был домоседом, ничуть не стремящимся покорять провинциальных барышень. Его ум больше занимали глобальные проблемы философии вкупе с романтическими мечтами, а сердце волновала поэзия.
Композиция выстроена так, что сначала читатель очарован и немного сбит с толку исключительно положительными характеристиками, которыми Пушкин наделил второстепенного героя:
- Доброта.
- Красота.
- Живость ума.
- Аристократизм.
- Оптимизм и жизнелюбие.
- Благородство.
А затем наряду с положительными характеристиками, по ходу действия романа открываются отрицательные черты Ленского:
- вспыльчивость;
- импульсивность;
- принципиальность;
- упрямство;
- ревность;
- самолюбие.
И образ прекрасного молодого дворянина как будто сам собой рассеивается, а внимание вновь переключается на Евгения Онегина, личность которого становится более притягательной и незаурядной.
Возможная судьба
Если бы Ленского не погубила его принципиальность и идеализация понятий о чести, его жизнь могла пойти по одному из двух сценариев, о которых Пушкин сказал, откровенно подчеркивая «обыкновенный удел»:
- Владимир мог стать поэтом средней руки, если бы развил свой литературный талант.
- Заурядным семьянином, ничем не отличающимся от других провинциальных помещиков: «Расстался б с музами, женился. В деревне счастлив и богат, носил бы стеганый халат».
Но по задуманной Пушкиным сюжетной линии Ленский был убит Онегиным на дуэли. Он навсегда остался романтиком и идеалистом, его смерть явилась переломным моментом, позволяющим в дальнейшем лучше понять главных героев.
Образ Ольги
Воплощением идеального женского типа в произведении стал персонаж Ольги Лариной. Девочка росла послушным, радостным, приятным ребенком, поведение которого полностью соответствовало представлениям ее родителей о благонравном воспитании. Всегда скромна, простодушна и радостна, «как поцелуй любви мила» — такую характеристику дает Пушкин сестре главной героини, чтобы подчеркнуть контраст, позволяющий читателю мгновенно обнаружить незаурядность Татьяны на фоне простого, понятного и совершенно не цепляющего образа Оли. Иронично подчеркивается, что портрет младшей Лариной можно найти в любом романе.
Светлая кожа, румянец на щеках, льняные локоны, голубой цвет глаз — все эти земные черты автор тщательно прорисовывает, чтобы убедительно показать, что в образе Ольги была только внешняя красота, обаяние, легкомыслие и очаровательная наивность.
Такие качества могли прельстить лишь юного восторженного романтика, каким был Ленский, но никак не искушенного Евгения Онегина, уставшего от холодной красоты заурядных барышень. Он отмечает: «В чертах у Ольги жизни нет. Кругла лицом, как глупая луна». Портрет ветреной кокетки навевает скуку.
Пушкин подчеркивает, что Ольгу Ларину ожидал простой и понятный путь, в точности повторяющий судьбу ее матери — выгодное замужество и размеренный быт. Так и случилось. После гибели Владимира девушка недолго горевала, и вскоре без душевных сомнений отдала руку и сердце военному, став офицерской женой. Ее дальнейшая жизнь сложилась весьма предсказуемо, ничем не удивив читателей.
С первого взгляда может показаться, что характеристика младшей Лариной очень поверхностная, и Ольге отводится слишком мало места в произведении, но на самом деле ее роль в композиции романа очень велика. Через призму образа раскрывается яркий портрет сестры — один из ключевых моментов в «Евгении Онегине», позволяющий понять сложность натуры Татьяны, решившейся написать заветное письмо, которое отражает искреннее, глубокое чувство.
Отношения Ленского и Лариной
Общение Ленского с представительницами слабого пола не было гладким. В их присутствии Владимир смущался, робел, ощущая неловкость. В компании юных барышень он сильно волновался, не зная, куда себя деть и о чем беседовать. Несложно понять, почему же Ленский полюбил Ольгу, а не девушку из аристократических кругов: с ней все было просто и понятно. Он знал семью Лариных с самого детства, а родители и соседи всегда пророчили его в женихи для Оли, поскольку мальчик с давних пор питал к ней нежные чувства.
Любовь Ленского была выдуманной, возвышенной, он лелеял свой идеал со страстью юного романтика, никогда не знавшего прозы жизни. Герой обращается к невесте, сотворенной силой его собственного воображения. Не осознавая, в кого влюблен, Ленский посвящал сентиментальные стихи возлюбленной и восхищался ее милой непосредственностью, рисуя в своем воображении ангельские черты.
Ольга, напротив, понимала только приземленную любовь. Ее чувства не имели глубины и серьезности, ее больше заботило, как за ней ухаживают и как ценят ее красоту. Девушке важнее было знать, как она выглядит, а не что чувствует. Не могла младшая Ларина оценить и поэтический дар ее ухажера. Пушкин делает яркий акцент, что барышня не читала стихи. На романтические порывы она отвечала легкой улыбкой. После смерти Ленского она с таким же наигранным выражением лица пойдет под венец с другим человеком.
Критики после выхода в свет «Евгения Онегина» сошлись во мнении, что именно легкомыслие красавицы погубило гордого юношу. Отношения Ольги и Ленского были незрелыми. Злую шутку молодой человек принял очень близко к сердцу и посчитал обманом, оскорбившим его честь. Предательство показалось ему двойным. С одной стороны, Онегин предал его дружбу, а с другой — Ольга ранила возвышенное чувство.
Владимир, не попытавшись прояснить отношения с Ольгой, представил себя благородным героем и решительно бросил Евгению вызов на дуэль. Одновременно с рыцарским чувством Ленский испытывал острую ревность: «Уж изменять научена!». Хотя на самом деле возлюбленная ему не изменила, она поддалась легкомысленному порыву, циничной провокации Онегина.
Вспыльчивый юноша создал сценарий с трагической развязкой и успел придумать, как милая Оля будет приходить на его могилу, в то время как общество его забудет. Он даже сочинил предсмертную просьбу, похожую на романтическое заклинание, содержащее призыв хранить верность. Молодой человек даже перед лицом смерти остался верен своей фантазии.
Критика современников
В. Г. Белинский охарактеризовал Ленского как «устарелого» мистика, который был способен произвести лишь внешнее впечатление, будучи обычным недальновидным юношей с буйной фантазией и романтическими мечтами. Ольгу Ларину критик описал как тень Татьяны: заурядная, беспечная личность без талантов, но зато с четкими жизненными установками, присущими практически любой барышне тех времен. Ее роль в романе — противопоставление старшей сестре.
И. А. Гончаров назвал образ Ольги Лариной «пассивным выражением эпохи». Он привел сравнение с воском, который можно залить в любую форму, намекая, что такая девушка может приспособиться к разным жизненным обстоятельствам и обернуть их в свою пользу. А Ленского критик посчитал невинной, предсказуемой жертвой нигилизма.
Именно такой герой, как Владимир, был необходим Пушкину, чтобы подчеркнуть неоднозначность личности Евгения Онегина в момент душевных терзаний. Дуэль стала переломным событием, без которого дальнейшее действие романа не было бы возможным.
С неподражаемым искусством А. С. Пушкин открывает читателю природу самых обыкновенных человеческих взаимоотношений с присущей им беспечностью, идеализацией, поверхностностью и социальными штампами. Ольга и Ленский не являются отрицательными героями, но и положительными персонажами их нельзя считать.
Есть заученные хорошие манеры, приятная наружность, умение правильно держаться в светском обществе, но совершенно нет глубины личности, сильного характера и способности к постижению многообразия жизни. Ленских и Лариных можно встретить в социуме всегда, поэтому образы героев до сих пор не теряют актуальности.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!