Понятие духовной культуры в жизни общества
Человек как живое существо не может ограничиться лишь материальными ценностями. Можно смело утверждать, что истинная людская природа тесно связана с социумом. Это важная часть любого коллектива, которая представляет собой совокупность различных проявлений, являющихся следствием определенной народной деятельности. Кратко описанное понятие духовной культуры в жизни общества поможет составить конспект на уроках обществознания в 7 классе.
Оглавление:
Общие понятия
Духовная культура занимает в жизни человека отдельное место, это вид культурных ценностей, образующийся вследствие определенной деятельности людей. Это понятие тесно переплетается с особенностями духовного мира эпохи, человека, сообщества. В его основе находится нравственное внутреннее выражение человеческой сущности.
Суть заключается в наивысших проявлениях конкретной личности, в ее склонности к самосовершенствованию, в благородстве людей и их возвышенностью над будничной реальностью.
Нравственность выражается в активной попытке человека совершенствоваться и познавать себя, а также мир, который его окружает, преодолевать предметность и условность жизни, ее тленность, сориентироваться в делах на идеальные формы. К примеру, за счет глубокой моральной традиции, основанной на религии, для людей свойственна безвозмездная помощь ближнему. Человек должен проявлять сострадание, поступать по правде и правильно оценивать действия остальных людей с учетом нравственных взглядов.
Но духовность самостоятельно появиться не может. Ее можно раскрыть и сформировать только осознанно, за счет приобщения человека к общественным ценностям, нравственным требованиям, правилам поведения группы людей.
В плане научной точки зрения, основное свойство нравственности — это условная действительность, имеющая символическое измерение. Здесь «живут» легенды, литературные произведения, философские теории, предания, делаются открытия в науке, создаются нормы воспитания человека. Проявляется условная действительность, как бы другим измерением жизни, где люди пытаются договориться — что в обществе можно, а что нельзя. Это формируется не природой, а миром сообщества и уровнем его умственного и морального развития.
Чтобы осознать или самостоятельно создать фрагменты нравственности, необходимо отвлечься от физической действительности и представить другой мир, который, к примеру, изображен музыкальными нотами, красками, религией, теориями.
Потому для появления духовности немаловажна свобода творчества, поскольку она создается в основном вследствие мыслительного, умственного и креативного процесса.
Разновидности культуры
В основной типологии есть классическое разделение культуры на несколько видов — материальная и духовная. Они определяются следующим образом:
- Если в процессе активности появились осязаемые формы предметного и вещественного характера (предметы быта, одежда, дом), то они относятся к проявлениям материальных ценностей.
- Духовные явления основаны, наоборот, на условности и символичности. Эти проявления неосязаемы и невещественны, они больше воображаемы и постигаемы (к примеру, менталитет, миропонимание, идеи).
Материальные ценности окружают людей везде, так как они выражены в вещественной сути и образуются вследствие производственной работы человека. В эту категорию, к примеру, можно отнести зодчество, бытовые предметы, постройки, мебель, технику.
Особенность материальных ценностей — практичная направленность, утилитарность, польза. А их развитие плотно связано с введением инноваций и техническим прогрессом. Эта культура переплетается с благоустроенностью и удобством жизни, комфортным проживанием людей.
Духовные ценности не настолько практичны. В их основе находится особенность выражения идей и эмоций, полнота воображения, мыслительная и творческая составляющая. Они отображают особенности души человека, служат для ее преображения.
Но внутренняя структура двух типов культур заключается в конкретных смыслах и оба вида ценностей тесно связаны друг с другом. Помимо этого, разделение материального и нравственного не все время корректно. К примеру, поэма, песня, герб страны, скульптуры, кроме предметности, имеют выраженный символизм: идеи писателя, музыканта, определение государства, история создания памятника. В этом случае духовность выражается в материальной сути. Потому в современном мире разделение культур является довольно условным.
Значение для общества
Значимость нравственных ценностей для всех обществ сложно недооценивать. Чтобы определить, насколько это важно, нужно обратиться к их основным функциям:
- являются способом понимания мира;
- сохраняют культурное наследие людей;
- формируют общественные идеалы;
- регулируют отношения в обществе;
- позволяют людям лучше понять друг друга;
- являются способом воспитания;
- определяют модель поведения.
Духовные ценности — это открытия в науке, нравственность, изобразительное искусство, поэзия, мифология, способы воспитания юного поколения, философские теории, религиозные и социальные убеждения. Этот перечень невозможно закончить, так как это понятие фундаментально и многогранно. Оно разнообразно в проявлениях так же, как и духовная жизнь людей.
Потому нравственные ценности каждого определенного сообщества (субкультура, исторический период, национальность) содержит как духовную, так и особую форму культуры. Они понятны каждому человеку и делятся обычно представителями любых обществ. К примеру, сюда можно отнести следующие ценности — истина, религия, добро, это составляет основу каждого сообщества.
При этом особые проявления характерны лишь для определенного общества. К примеру, нормы поведения, приемлемые для древних людей, сегодня являются аморальными (так, в старые времена римляне считали, что работать должны лишь рабы). Но трудовая мораль постепенно претерпела значительные изменения, например, относительно женской работы. Во время Средневековья никакой карьерный рост для женщин не был возможен из-за иного мировоззрения того периода.
В обществе нравственные ценности имеют несколько уровней:
- институциональный уровень, обеспечивающий производство, сохранность, передачу моральных ценностей (законодательство, учреждения, в том числе архивы, вузы, консерватории);
- идеальный уровень, в котором появляется содержание ценностей и правил (указания, принципы, определения, убеждения).
Эти уровни создают сферу и составляющую духовной культуры для каждого общества.
Понятие для личности
Определение нравственных ценностей общества непременно связано с личностью. Это набор присущих для человека моральных культур, благодаря которым построены поведенческие модели людей. Такое сочетание выражается религиозным, этическим, умственным, художественным потенциалом личности.
Для каждого сообщества немаловажно, чтобы в нем находились высоконравственные, снисходительные, сострадательные, гуманные личности, которые руководствуются в жизни принципами добродушия, правды и чести. С помощью этих них можно построить морально здоровое общество. Но без духовного развития этим человеком стать не получится. Люди не появляются на свет совершенным, они ими становятся вследствие определенного воспитания, происходящего в учебных заведениях, в семье, в ином окружении.
Нравственность личности вырабатывается в течение всей жизни, хоть важнейший этап относится к периоду детства и юности, когда человек проходит основные стадии инкультурации и социализации (культурная и социальная адаптация).
Но кроме семейных отношений, на личность сильно влияют разные подтексты культуры: наука, вероисповедание, искусство. Благодаря эстетическим выражениям идей, ярко изображенным событиям, судьбам героев у людей развиваются духовные жизненные «навигаторы». Они все время подсказывают, что обозначает любить, как отличить добро от зла, как нужно повести себя в определенной ситуации.
Немаловажную роль в воспитании личности играет просветительная и образовательная система, хобби и род занятий. Они развивают интеллектуальные способности и таланты, учат искать смысл жизни, думать и говорить, творчески мыслить. Это сложный процесс, но его следствием будет перерождение личности, которая обладает уникальной, глубокой и богатой душой.
Нравственные ценности определяют то, каким образом человек относится к самому себе, к действиям других, к стране, к вере, к традициям и инновациям. Именно по этой причине в каждом обществе есть проблема воспитания, тем более молодого поколения.
Основные формы
Моральные ценности — определенная область, которая включает в себя компоненты, характеризующие нравственную жизнь сообщества. Это сочетание внешних проявлений в конкретной сфере культурного и духовного мира. Его форма многогранна, в науке нет полного перечня этих областей. Во многих трудах и специализированных изданиях описываются: искусство, философия, научная деятельность, предания, нравственность, мораль, вероисповедание, образование, идеология.
Все формы культуры играют конкретную роль в сообществах. В этих областях отображаются особенности разных сфер деятельности: от искусства до научной работы. И все эти области функционируют за счет конкретных общественных традиций, практик, социальных коллективов, институтов. К примеру, вероисповедание представлено обрядами, церквями, прихожанами, религией. Наука — учеными, открытиями, вузами. Многообразие форм в каждом определенном сообществе позволяет обеспечить особенности сферы культурной жизни разных групп людей.
В некоторой научной литературе и в учебных пособиях встречается определение «формы духовной культуры общества». Она характеризуется такими же признаками и представляет собой такой список. Но сюда необходимо добавить и понятие нравственной культуры как неотъемлемого (что объединяет все другие формы) элемента этой сферы.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!