Краткий анализ стихотворения «Невыразимое» Василия Жуковского
Перед тем как прочитать произведение, важно ознакомиться с планом анализа стихотворения «Невыразимое», чтобы понять суть и мотивы автора. Неоценимый труд Василия Андреевича произвел неоднозначное впечатление на читателей и стал настоящей отдушиной для тех, кто собирался покончить со старыми порядками и дать волю торжественным новшествам. Таким образом, надежда личностей, готовых к обновлениям и преобразованиям, воплотилась в жизнь.
Оглавление:
Факт создания и проблематика
Начало XX столетия знаменуется в истории расцветом романтизма (противоречие классицизму; попытка доказать своеобразие явлений и личностей, уверенных в собственной индивидуальности). Основоположником этого направления в литературе стал Жуковский. В его стихотворении «Невыразимое» прослеживаются идеи нового творческого течения, вызвавшего массовый фурор.
Творение вышло в свет в 1819 году, когда литератор проводил свободные дни в Павловске, где находилась резиденция императрицы Марии Федоровны. После долгого периода «застоя» это была первая работа Жуковского, в которой воспевалась эстетическая красота. Он адресовал Анне Зонтаг послание, в котором жаловался на то, что возвращение к прежней беззаботной жизни оказалось непосильной задачей. Его переживания были вызваны и тем, что Мария Протасова, в которую безответно влюбился автор, заключила брачный союз с другим мужчиной, и надежда на встречу угасла так же внезапно, как и появилась.
Несмотря на то что творец был сражен печальными воспоминаниями, его произведение стало переломным и повлияло на взгляды многих личностей. Перовский, восторженный талантом приятеля, отчаянно советовал опубликовать стихотворение, но Жуковский поступать подобным образом не пожелал и отказался от идеи товарища. Лишь через несколько лет она была реализована, что вызвало восхищение и четкое выражение мыслей читателей и неодобрение некоторых классицистов.
Ему удается отвлечься от печальных размышлений и мечтаний, описывая неповторимую красоту природы, ее изящество и величие. Автор утверждал, что о великолепии того, что не было создано человеком, рассуждать невозможно. Передать словами изысканность окружающего мира не сумеет никто. Этой силой не обладает ни одна натура. Даже те, чьи полотна уникальны и стихотворения проникновенны, не смогут понять загадочный язык прекрасного, сделать его по-настоящему родным.
Являясь наставником Александра Второго, Жуковский проявлял лидерские задатки и не упускал возможности развить ораторские способности. Находясь рядом с монархом, он должен был:
- знать о каждом слое общества;
- присутствовать на любых торжествах;
- проявлять галантность и деликатное отношение.
Это повлияло на решение литератора заняться искусством и попробовать себя в различных направлениях, не боясь краха и всеобщего неодобрения.
Краткое содержание и тематика
Автор, умело передавая свои чувства, стремился к единству с природой и отражал тем самым намерения лирического героя. Он пишет о том, что человеку несвойственна созидательность. Ему не удастся безмятежно творить, забыв о слабостях, тревогах и базовых потребностях.
Никому не под силу понять, кто властвует над царящей гармоничностью и благотворностью. Язык людей поистине ничтожен и скуден, так как они не могут быть свободны в той же мере, что и природные воплощения. Их сковывают порывы, желания, опасения и обязательства, не позволяющие показать свою истинную сущность, сняв маску притворства.
Вдохновение не дается задаром и не появляется беспричинно. Чтобы его обрести, необходимо слушать окружающий мир, но ориентироваться не на разум и предубеждения, а на ощущения и инстинкты. Поэтому все, что не было создано людьми, называется «невыразимым». Передать его красоту искусственно, трудясь над «неодухотворенными» творениями, неспособен ни один человек, даже самый талантливый и проницательный. Это неподвластно никому.
Смятение, терзающее душу в вечернюю пору, вызвано беспокойством и желанием сохранить хотя бы мельчайшую крупицу прекрасного и незыблемого, ведь нельзя прочувствовать это в полной мере и спроецировать. Творчество известных личностей бессильно в этом случае.
Поэт, чьи слова принимают за неоспоримую истину, не сможет точно передать и описать мгновения созерцания чудесного, потому что каждый чувствует по-своему. Он сумеет краткие сведения перевоплотить в изящные обороты, но не справится, стараясь написать о впечатлениях разных натур.
Лирический персонаж понимает, что присутствие создателя прелестного нельзя проследить. Его можно только почувствовать, отринув посторонние мысли.
Тем не менее о нем нельзя беззаботно рассказать. Лишь в тишине и уединении есть шанс ощутить истинную силу властителя природы.
Действие сюжета и композиция
Жуковский решил воплотить идею единения с природой после того, как императрица Мария Федоровна поручила ему написать «Подробный отчет о Луне». Несомненно, литератор выполнил просьбу владычицы, но, как признавался позже, долго не мог начать благотворно трудиться, интерпретируя ее стихотворный замысел. Он утверждал, что, принуждая себя к творчеству, лишь усугублял положение и сталкивался с кризисом. Попытки писать стихи насильно приводили к депрессии и многочисленным нервным срывам.
Вначале автор задаёт главный вопрос: что есть язык по сравнению с чудом природным? Это риторическое средство выразительности, и привести обратный аргумент не сможет никто. Творец находит ответ самостоятельно, рассуждая мудро и размеренно, что свойственно лишь тем, кто познал жизнь со всеми ее недосказанностями.
Делая анализ «Невыразимое» Жуковского, стоит выделить основную мысль творения, чтобы читатели увидели различие между нерукотворным и созданным людьми, Жуковский прославляет природу, прелесть которой заключается в грациозной небрежности.
Автор сомневается в том, что «мертвыми» изречениями можно выразить «живые» переживания и найти в них определенный смысл. Он не мог не говорить о своих чувствах, и это видно в отрывках и некоторых фразах, что говорит о правдивой черте его характера. Какой человек способен искусственно описать то, что испытывает непроизвольно? Волнение берет под контроль естество. Но как это объяснить, чтобы не возникло сомнений и подозрений? Как выражаться понятно? Для понимания идеи произведения автор использует эпитеты и метафору, а также некоторые словосочетания, имеющие прямое назначение.
Поэт успокаивается и обретает вдохновение, понимая, что молчание приоритетнее бессмысленных речей и восклицаний. Душа жаждет возвышения, а не ежеминутных клятв и уверений. Читатель торжествует, осознавая, что передать совершенное словами нельзя, как и былое возвратить невозможно. Автором применяется нестандартная композиция:
- первая строка рифмуется со второй;
- третья — с шестой;
- четвертая — с пятой.
Делая кратко анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое», стоит отметить, что стих начинается и завершается шестистишием. Основная часть — четверостишие, предполагающее перекрестную рифмовку.
Продумывая сочинение на уроке литературы, стоит отметить, что также автором используются различные средства выразительности и афористические сочетания.
Размер и жанровое направление
Стихотворный размер — шестистопный и четырехстопный ямбы, придающие произведению оттенок энергичности, любопытства и заинтересованности. Используются все разновидности рифмовки. Это философская лирика, так как Жуковский размышляет о теме, которая вызывает беспокойство. Творчество Жуковского характеризуется двумя литературными направлениями:
- ранним сентиментализмом (чувственность, которую невозможно объяснить, преклонение перед природой);
- поздним романтизмом (главная мысль произведения, философия автора).
Жанром творения является элегия, поскольку автор описывает провокационную проблему, привлекающую общественность. Его раздумья долгие и непрерывные, иногда творца одолевает необъяснимая печаль.
Основные персонажи и их специфика
Лирический протагонист и природные силы противопоставляются друг другу. Автор, словно пророк, рассказывает о вдохновении и подъеме, но отчаивается из-за того, что не может облечь свое мироощущение в цельную форму. Его тревожит внутренний конфликт, постоянные душевные метания не дают покоя. Он убеждается: то, чему нельзя «дать название», поистине велико.
Мысль творца стремится воспарить, подобно свободной птице, однако она ничтожна, по сравнению с могущественной природой, которой литератор бурно восторгается. Ее непревзойденность заставляет усомниться в искренности рукотворного.
Суть произведения
Литературные проявления и представления об искусстве охватывают разные временные периоды и основываются на разнообразных критериях и канонах. Античные авторы прославляли подражание природе, считая подобные взгляды истинными и непреложными. В эпоху Ренессанса эстетику воспринимали как законы действительности. Художники отображали пространство на полотнах, не намереваясь приукрасить реальность и отображая существующие объекты, не нарушая пропорций.
Приверженцы романтизма не знали, как передать ощущения при помощи особых сочетаний слов и оборотов. Творцы не могли сказать о том, что переживают, не вызвав непонимание со стороны читателей и поклонников иных ценностей и требований.
При написании сочинения стоит отметить в конспекте, что в стихотворении «Невыразимое» упоминается о том, что слово по сравнению с чувством слабо и незначительно, в нем нет надобности, когда с ощущением невозможно совладать даже хладнокровной натуре.
Даже богатая примерами речь не опишет ни красоту окружающего мира, отличающуюся неповторимостью и грацией, ни пылкие порывы и стремления личности. Нужно ли выражать то, что не нуждается в объяснении? И как решить эту проблему? Только молчанием, которое более красноречиво, чем праздные беседы.
Оно является самым мудрым высказыванием и никогда не приводит к конфликтам и стычкам. Это своего рода «панацея» от недопониманий и разногласий.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!