Характеристика главных героев повести Пушкина «Выстрел»
Произведение «Выстрел» относится к циклу «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Вначале была написана одна глава, после была добавлена еще одна часть. Сюжетная линия имеет автобиографический подтекст, в котором описывается непосредственно дуэль гусара Зубова и Пушкина. Главный герой «Выстрела» — отставной офицер, который долго ожидал возможности отомстить своему обидчику.
Оглавление:
История написания
«Повести Белкина» были созданы в самый продуктивный творческий период Александра Сергеевича — в Болдинскую осень. Автор вынужденно вел затворническую жизнь в поместье Болдино по причине того, что в тот год в стране распространилась холера. Помимо этого, в то время писатель был вдохновлен будущей женитьбой на Наталье Гончаровой, все это сильно повлияло на написание множества шедевров. Главным правилом, по которому были созданы «Повести Белкина», как сказал сам Пушкин, было умение точно и кратко сделать описание сюжета.
Из дневников писателя известно, что вначале произведение состояло лишь из одной главы. Ее автор создал 12 октября и закончил фразой «окончание потеряно», этим Пушкин пытался сохранить таинственность финала, чтобы читатель самостоятельно его смог додумать. Но через несколько дней пишет вторую главу повести «Выстрел».
Как говорил Александр Сергеевич, история, которая описана в произведении, является автобиографичной. Современники автора ее сравнивают с дуэлью Пушкина и офицера Зубова, куда писатель отправился со жменей черешни и демонстративно ее ел, пока соперник совершал выстрел. Сначала Александр Сергеевич не включил произведение в сборник, поскольку хотел опубликовать как отдельную повесть, но после передумал, и во время первого издания она находилась на четвертом месте из написанных пяти историй.
Смысл заглавия и жанр
Жанровое направление произведения определяется по-разному, поскольку авторское мнение отличается от того, как его обозначили критики. Так как цикл сочинений называется «Повести Белкина», то произведение «Выстрел» — это своей сути повесть, но многие литературоведы называют ее новеллой.
Заглавие само говорит о том, какова будет основная тема в повести. Непосредственно выстрел начинает преследовать читателя с первых строк произведения: стены в доме Сильвио продырявлены множественными пулями, он каждый день стрелял в картину, а разговор графа и рассказчика начался с того, что офицер увидел простреленный портрет. Так, заголовок связан не только с основным сюжетом (дуэлью), вокруг которого идет весь рассказ. Суть названия проходит через все произведение красной нитью.
Направление повести — «реализм». Все главные персонажи, их поступки и действия являются реалистичными в той среде, в которой жил писатель. Но в произведении можно проследить и нотки романтизма — образ Сильвио стандартен для романтического направления. Он ценит понятия чести выше жизненных реалий и проживает исключительно эмоциями.
В повести две части, которые описывают события, случившиеся с разницей в 5 лет. Рассказ происходит от первого лица, офицера, ставшего свидетелем, как происходила история взаимоотношений между героями в течение определенного времени.
Композиция является довольно необычной, она написана с учетом того, насколько рассказчик в повести «Выстрел» знает о событиях, свидетелем которых не являлся, ему рассказывают эту историю участники спора.
Вначале отмечается эффект таинственности, поскольку офицер намекает читателям на то, что непонятное поведение его друга (один из дуэлянтов) объясняется загадочной историей. Ее читатель узнает лишь во время окончания главы, когда Сильвио сообщает секрет офицеру.
На этом история заканчивается, и дальнейшее развитие происходит через 5 лет. В это время рассказчик познакомился с другим участником спора (графом). И опять читатель вначале видит этого персонажа со стороны, не зная, кто он в действительности, и лишь в процессе «случайного» разговора с ним, от лица рассказчика узнает его настоящую роль в этом сюжете.
Краткое содержание
Читатель от рассказчика узнает о Сильвио, оба героя давно дружат. Гусару нравится стрелять, он ежедневно в этом практикуется. Помимо этого, он пользуется авторитетом у остальных офицеров, они приезжают к нему домой, чтобы пообщаться. На одной из посиделок юный сослуживец Сильвио повел себя неподобающим образом, оскорбив хозяина дома, и все ждали, что состоится дуэль. Но это не случилось, что удивило офицеров, но через время об инциденте позабыли, помимо рассказчика.
После Сильвио приходит письмо, прочитав его, он объявляет об отъезде. Прежде чем уехать, решает поговорить с рассказчиком. Он передал историю, случившуюся на службе. Сильвио был не настольно авторитетен, как сейчас, но ему хватало его положения.
В один день приехал некий граф, он, как показалось Сильвио, был лучше него во всем. Озлобленный гусар искал какой-то повод для провокации, чтобы вызвать его на дуэль, и нашел. В назначенный день граф пришел с горсткой черешни, хоть первым стрелял он, дуэлянт промазал. Когда же пришла очередь стрелять гусару, тот, взглянул на графа, демонстративно поедающего черешню, и осознал, что тот не ценит свою жизнь, и такое убийство не принесет удовлетворенья, потому отсрочил выстрел.
Так Сильвио объяснил нежелание подвергнуться опасности в конфликте, который недавно произошел. В письме было написано, что граф женится. Гусар понял, что настало время выстрела, и поехал к нему домой.
Следующие события происходят через время. Рассказчик селится в деревне и решает познакомиться с соседями. Он заходит к графу и видит портрет с двумя пулями, соединенными в одной точке. Рассказчик вспоминает о Сильвио, и начинает о нем говорить. Граф хочет узнать, как звали меткого стрелка и практически теряет дар речи, когда услышал, как его зовут. Выяснилось, что граф и был соперником Сильвио. После рассказчику повествуют об окончании истории.
В один день граф у себя в доме видит Сильвио, который потребовал свой несделанный выстрел, но дал шанс выстрелить сопернику (первый стрелял граф). Он попал в портрет, в это время пришла графиня, которая кинулась в колени Сильвио, прося не убивать супруга.
Муж просит ее подождать в другой комнате, после потребовал стрелять. Гусар опустил оружие, он понял, что добился, чего хотел, получил требуемую эмоцию и, уходя, из дверей выстрелил в то же место, куда и граф.
Описание персонажей
Герои повести — это гусар в отставке Сильвио, рассказчик и граф. Охарактеризовать этих персонажей можно так:
- Характеристика Сильвио из повести «Выстрел» неоднозначна, писатель даже не дает ему имя, это только псевдоним. Этот человек довольно горд и самовлюблен, он не может простить того, что кто-то лучше него. По этой причине он плохо относится к графу, который вначале даже хотел подружиться с ним, затем Сильвио провоцирует дуэль, оскорбив графа. Он злопамятный человек, поскольку ежедневно думает о том, как отомстить противнику, постоянно практикуется, чтобы не потерять ловкость. Наивысшей точкой в судьбе его эмоционального развития был эпизод, когда он не опустился до мести, не выстрелил в графа, осознавая, что это очень низко.
- Рассказчик в произведении является посторонним наблюдателем, он смотрит на эту историю реалистично и трезво видит все происходящее. С учетом того, что Сильвио нравилось с ним общаться, невзирая на разницу в возрасте практически в 10 лет, рассказчик является образованным человеком. Он дает возможность посмотреть читателю на все случившееся со стороны.
- Граф — это довольно спокойный человек, хоть он такой же гордый и надменный, как и Сильвио, с учетом его поведения на дуэли (он неспроста взял с собой черешню). Видно, что этот образ положительный, в частности, из-за того, что Александр Сергеевич описал его с себя. В эпизоде, когда Сильвио с легкостью мог застрелить графа, последний повел себя достойно, он не унижается. Вероятно, именно это заставило Сильвио не стрелять, поскольку он увидел, что соперник — человек чести.
Раскрытие проблем
В этой повести затронуто много важных проблем. Этическая проблематика особо интересна и актуальна:
- Честь. Сильвио, как романтический образ, довольно остро воспринял проблему собственной чести и, увидев, что граф может угрожать его репутации, тут же пытается вернуть ее, организовать на дуэль. Но, опуская ствол пистолета в завершении рассказа, Сильвио как бы восстановил честь, осознавая, что с его стороны будет подло застрелить графа.
- Ценность жизни. Сначала граф ничем не дорожит, он с легкостью готов попрощаться с жизнью, потому спокойно стоит перед Сильвио, поедая черешню. Но когда у него появилась любящая жена, он осознал ценность своего существования, поскольку не хочет сделать больно девушке, расстаться со счастьем, которое недавно обрел. Такой мотив, вероятно, навеян тем, что писатель сам переосмыслил собственную жизнь (повесть была создана перед свадьбой Пушкина).
- Смысл мести. В этом случае Сильвио не хочет, чтобы граф погиб, он пытается заставить его унижаться, поскольку знает, что это для противника намного сложней. Главный герой жил, чтобы отомстить. Он посвятил этому всего себя. Но в конце даже неясно, кто выиграл, а кто проиграл. Если граф понял смысл своей жизни, то Сильвио его потерял, поскольку месть уже не была стимулом к существованию.
Тематика и идея
Писатель затронул в произведении темы великодушия и любви. Эти тематики можно описать следующим образом:
- Любовь. Это чувство показало графу значение жизни и спасло его, поскольку именно супруга сделала то, что хотел Сильвио — кинулась в ноги и просила пощады мужа.
- Великодушие. Герой понял, что не может убить человека, который по большому счету не сделал ему чего-то плохого. Помимо этого, он пожалел графиню, которая совершенно ни в чем не повинна, она просто станет жертвой его самосуда.
Смысл произведения состоит в том, чтобы описать значение гуманизма в человеческой жизни. Людям нужно выбирать не мщение, а прощение, поскольку лишь оно освободит душу. Сильвио потратил много времени, ожидая удобного случая для выстрела, но в эту важную минуту осознал истину — отмененный выстрел не может дать ему права застрелить графа. Его мщение — подлое убийство человека, который по закону чести не способен защитить себя.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!