Описание образов женщин в русской литературе разных эпох
Русская литература насчитывает множество культовых вымышленных героинь. Каждая из них обладает уникальными чертами, отражающими парадигмы времени, в котором они появились на свет. Анализ трансформации образов женщины в русской литературе позволит подготовиться к написанию докладов или мини-сочинений по этой теме. Стоит детально рассмотреть, какими были девушки, рождённые в воображении великих русских писателей.
Оглавление:
Древнерусские отголоски
Чтобы лучше вникнуть в тему или подготовиться к написанию сочинения на тему русских женщин в литературе, начать изучение стоит с её истоков. Баллады, былины и прочие произведения рассказывают много о быте и социальном укладе. Если внимательно всмотреться в женские образы эпических произведений, можно увидеть тех самых нежных, верных и заботливых хранительниц очага. Если мужчины выступают в роли воинов, защитников или завоевателей, то их матери, жёны и сёстры — это те, кто оберегает уют.
Во многих богатырских былинах чётко прослеживается зависимость женщины от мужского влияния. Как правило, рисуется нежный, мудрый и неглупый образ. Однако женщина находится под абсолютным влиянием решений, принимаемых сильным полом. Такие представления отражали семейный и социальный уклад той эпохи.
Образ, рождённый Пушкиным
Великий писатель и поэт был примером для многих других творцов IX века. Персонажи А. С. Пушкина хоть и были вымышлены, но они отражали суть людей тех далёких времён.
Один из ярких образов русской женщины — Татьяна Ларина. Эта героиня:
- крайне искренний, добрый и простой человек;
- со сложным внутренним миром, который невероятно многогранен;
- испытывает любовь ко всему, что её окружает и страстно любит жизнь.
Татьяна серьёзно относится к своему долгу. Особенно хорошо это прослеживается в вопросах личных отношений. Татьяна Ларина оказывается в сложных для её души обстоятельствах. Но, несмотря на то, что девушка влюблена в Евгения, она не перестаёт испытывать тёплые чувства к мужу.
Моральные принципы не дают девушке права причинить боль супругу, даже несмотря на душевные терзания. Таким образом, Пушкин своим пером создал образ идеальной женщины — красивой, доброй, искренней, тёплой, ранимой, но смелой.
Соня Мармеладова (героиня Достоевского)
Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» — одна из самых знаковых героинь. Её тихая роль является отражением идеалов российского общества в конце XIX века. Русская православная церковь придаёт большое значение таким добродетелям, как подчинение, покорность и самопожертвование. В дореволюционном патриархальном обществе России женщины должны были обладать этими качествами по отношению к своим отцам, братьям и мужьям.
Если девушка воспринимается как концепция, а не как независимая личность, то её дискурс становится дидактическим средством, используемым для вдохновения героя-мужчины.
Как это ни парадоксально, в православной традиции земная женщина считалась дочерью Евы, «падшего существа, окутанного грехом, недостойного серьёзного рассмотрения». Таким образом, её значение и влияние было отклонено как ошибочное и даже аморальное. В конечном счёте, оно было искажено (как в реальности, так и в литературе) либо патриархальным фильтром церкви, либо идеализирующими тенденциями авторов-романтиков.
Достоевский объединяет эти два дихотомических взгляда на женщину как на святую и грешницу и создаёт в Соне блудницу, чья чистота и преданность почти потусторонние. Можно сказать, что такое противопоставление и отсутствие самоидентификации делает эту героиню неудачницей в диалогическом смысле. Своим «мягким голосом» она не может защититься от обвинений Лужина в краже и только «смотрит на него не в состоянии сказать ни слова». Соня часто заикается в присутствии других и оказывается совершенно беспомощной, когда Раскольников ставит под сомнение её непреклонные религиозные убеждения.
Однако боязливость и сдержанность Сони — это не признак слабости или пассивности, а скорее знак огромной силы воли. В конце концов, эта героиня «молча» говорит о мире Бога так же, как красноречивое молчание Христа в «Великом инквизиторе» в «Братьях Карамазовых» Достоевского.
Описание Маргариты, созданной Булгаковым
«Мастер и Маргарита» является примером произведения, которое принадлежит к диссидентской традиции бурного сталинского периода. Автор объединяет фольклорные и христианские элементы и приписывает их главной героине, чтобы бросить вызов идеальному образу советской женщины.
Эта девушка, созданная Булгаковым, представляется как муза, ведьма и даже как олицетворение христианской добродетели. С каждой новой личностью её образ изменяется так, что иногда она разражается громким дьявольским смехом, а иногда удивляет беззвучным смирением. Она обладает красотой, к тому же она крайне сильна, но у неё есть ограничения.
Сильные женщины в русской литературе — редкость. В своём бессмертном произведении, приобретшим мировую популярность, Булгаков наделяет свою главную героиню теми чертами характера, которые ранее не описывались другими авторами той поры. Её сила контрастирует со слабостью Мастера. Дискурс Маргариты соединяется с влиянием дьявола, объединяя её с большими силами, которые дают ей власть наказывать и прощать.
Политическое влияние на образ
Углубляясь в проблематику создания этого персонажа, стоит знать о некоторых внутригосударственных аспектах, которые повлияли на сочинение образа Маргариты. Следует учитывать следующее:
- Большевистская революция 1917 года не только изменила общественно-политический ландшафт России, но и оказала влияние на стандарты художественного производства. Коммунистическая партия продиктовала конкретные критерии для изображения идеального литературного героя и героини, которые часто были удалены от советской реальности. Рассказы, поэмы, романы проходили сложную фильтрацию, перед тем, как уйти в тираж. В этой среде возникло диссидентское литературное движение. Оно стремилось подорвать эти прославленные архетипы, представив несовершенных героев.
- Во время большевистской революции «работа» с русскими женщинами стала основной частью программы коммунистической партии. Ленин, в частности, использовал влияние прекрасной половины человечества в качестве инструмента для распространения большевистской пропаганды в семье и обществе.
- Коммунисты продвигали идею превращения женщин в ярых защитниц нового порядка, чтобы сохранить революционные идеалы мужчин. Эта политически сознательная советская супергероиня должна была преодолеть разрыв между её «маленькой семьёй» и «большой семьёй» общества, чтобы воспитывать детей, которые впоследствии станут превосходными гражданами.
Маргарита бросает вызов политическим характеристикам советской героини. Вместо того чтобы служить высокой коллективистской социалистической цели, девушка занята собой, собственными переживаниями и спасением любимого. Она заключает договор с дьяволом не ради знания Фауста или политической мечты коммунистов, а для достижения личного, явно аполитичного счастья. Вместо того, чтобы быть хорошим атеистом, она готова верить в существование дьявола и его способность «всё исправить».
Единственный «порядок», который она защищает, — это анархическая система одного из главных героев — Воланда. Но и в этом она преследует исключительно личные цели. Когда Воланд спрашивает Маргариту о её желании, она отвечает: «Я прошу, чтобы Мастер и я вернулись в подвальную квартиру на боковой улице возле Арбата». Маргарита говорит о виденье личного блаженства, которое требует частной собственности: жилища, служившего убежищем для влюблённых.
Современная литература
Со времён Советского Союза и по настоящее время литература наполнилась рядом разных героинь. Послабление требований к идеологическому содержанию художественной литературы позволило авторам создавать разных женщин: сильных, безвольных, со сложными судьбами или абсолютных глупышек.
Современные произведения описывают женщин такими, какие они есть. Часто образы рисуются с реальных людей и их судеб. Однако проблемным моментом в современной литературе является то, что женские образы сочиняются на основании рекламных образов.
Если ранее было место безвольному молчанию, то теперь оно сменилось на отсутствие самоидентификации, тотальной толерантности к деградации. У многих современных героинь отсутствует национальность, женские образы очень подвижны и не привязаны к чему-либо. Например, если сравнивать этот момент с Пушкинской Татьяной, которая была «русская душою», то наблюдается полнейшая противоположность явлений.
Сложно говорить, хороши или плохи современные тенденции в русской литературе. Однако важно, что женские образы стали разнообразны и правдивы. В книгах теперь можно видеть волевых, слабых, простых, сложных, добрых и злых героинь.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!