Смысла фразы Раскольникова «Тварь я дрожащая или право имею»
Произведения Достоевского отличаются глубокими философскими вопрсами. Поиск смысла фразы «Тварь, я дрожащая или право имею» является одной из таких проблем. Автор показал, какое невыносимое отчаяние и гнёт испытывает человек, который борется за гуманные отношения между людьми. Писатель раскрывает философские рассуждения через диалоги, монологи и поступки героев.
Оглавление:
Зарождение теории
Для понимания, откуда и как подобная теория могла зародиться у молодого умного человека, необходимо рассмотреть положение его дел. В сочинении автор представляет Раскольникова как нервного, голодного и физически истощённого, проживающего в крохотной тёмной комнатушке. У героя нет денег на еду и жильё, на продолжение обучения, но при этом его внешний облик отличается красотой и гордостью. Благодаря высокомерию, он озлобленно воспринимает любые попытки окружающих помочь ему.
И вот, находясь в таком бедственном положении и на грани безумия, и видя, сколько страданий выпадает на доли других, он разрабатывает теорию о разделении людей на «низших» и «высших».
Назначение «материала» быть послушным, сохранять мир и приумножать его численно. Необыкновенные — это люди, способные внести своё что-то уникальное, сказать новое слово. Таким людям позволено совершать преступления, ради уничтожения старого мира и воздвижения созданного. В то же время обыкновенные не признаю́т поначалу этих изменений и наказывают высших, затем осознаю́т их роль и ставят им пьедесталы.
Раскольников считал себя уникальным, способным внести нечто новое, поскольку ему пришла настолько гениальная идея.
Ему лишь оставалось доказать себе и окружающим, что теория работает, и он относится к людям необыкновенным. Думая о действиях и славе Наполеона и Македонского, постепенно Раскольников убеждает себя, что все запреты и моральные ценности иллюзорны и для необыкновенных людей не существует проблем с совестью, поскольку всё это делается ради благородных замыслов, а не из-за жадности или властолюбия.
Мнимые и действительные намерения
При размышлении над теорией Раскольников находил разные цели, оправдывающие планируемое преступление:
- получить средства на содержание себя в университете;
- обеспечить первые шаги после обучения;
- новую карьеру устроить;
- найти средства содержать жену да детей;
- хотел помочь матери;
- создать должную жизнь сестре.
Однако эти цели были мнимыми и не настолько значимыми, как та, что он осознал уже после убийства. В своих размышлениях Раскольников сделал вывод, что возможность всё исправить лежит у ног каждого, и только тот, кто посмеет взять её, станет законодателем. Он всего лишь хотел осмелиться и убил.
Однако на практике всё оказалось не так просто, как представлялось. Уже после дела Раскольников понимает, что ошибался, считая себя равным Наполеону, способным на преступления без сомнений. Он видит множество показательных утверждений, что принадлежит к обыкновенным людям:
- размышления рода «Вошь я дрожащая или право имею?»;
- попытки успокоить себя, что убийство вызвано благородными посылами;
- рассмотрение преступления с использованием математики (самая бесполезная старушка, ограбить только в необходимом количестве);
- понимание, что он гораздо сквернее и более испорчен, чем та же старушка.
Роль окружения Раскольникова
Для героев Достоевского характерен поиск справедливости, высшей правды и единственной верной идеи. Для романа свойственно столкновение людей с различным жизненным опытом и разными убеждениями. И оказывается, что каждый обладает своей правдой.
Чтобы понять суть теории Раскольникова, необходимо проанализировать характеры, поступки и диалоги основных действующих лиц, созданных Достоевским. На страницах романа описано более 90 персонажей, и из них лишь около 10 играют важную роль. Автор прорабатывает характеры и взгляды до мельчайших подробностей таких героев:
- Соня Мармеладова;
- Свидригайлов;
- Лужин;
- Разумихин;
- Дуня Раскольникова;
- Катерина Ивановна;
- Порфирий Петрович.
Все эти персонажи создают впечатление реальных людей и жизненности произведения. Размышления, диалоги заставляют читателя проникнуться условиями существования героев, оценить поведение людей в сложных эмоциональных ситуациях.
Любовь и покаяние — Сонечка Мармеладова
Среди всех героев особо выделяется Софья. Автор представляет её как символ веры, любви и надежды. Сонечка олицетворяет христианское смирение и ищет прощение в молитве. И для любимого она видит лишь один путь искупления — покаяние. Раскольников пытается найти другое решение, поскольку считает, что в полиции не поймут его душевных терзаний.
В разговоре с Софьей Раскольников сам начинает сомневаться в разработанной теории. К Соне его тянет, как отверженного к отвергнутой. В его представлении дальнейшую жизнь можно связать лишь с тем, кто также страдает и поймёт его. Но их терзания отличаются, она мучается невинно, расплачивается не за свои грехи, он же сам «убил себя». Она значительно выше морально, и поэтому он ещё больше ищет у неё поддержки и понимания. Она горячо сочувствует Раскольникову после признания, и в то же время ужасается его беспощадной теории.
Соня на своём опыте понимает, что ничем нельзя искупить преступление и самое ужасное наказание — собственная неспособность простить себя. И это сближает её с убийцей.
Лизавета — случайная жертва
В разработанной теории Раскольникова невозможно обойтись без пострадавших, но в этой роли выбрана вредящая и бесполезная для людей сущность. Убийство старухи должно́ принести только пользу и освободить от её гнёта обездоленных. Такое преступление не могло в теории вызывать каких-либо сомнений или угрызений совести.
Однако гибель Лизаветы совершенно не подходила под рамки теории. Она представляла как раз ту часть общества, которую Раскольников должен был защитить. Её беззащитность и испуг во время убийства глубоко отложились в памяти студента и сыграли немаловажную роль в изменении его самовосприятия.
Свидригайлов — духовный двойник
В лице этого героя Раскольников видит родственную душу — человека, кто тоже посчитал себя выше общественных устоев. Но если студента мучают сомнения и терзает совесть, Свидригайлов относится к злодеяниям более равнодушно. К преступлению его толкало исключительно желание устроить жизнь лучше, и не было других высоких мотивов.
В итоге Свидригайлов чувствует лишь пустоту в душе. И она-то и меняет хозяина, заставляя прервать жизнь.
В конечном счёте теория Раскольникова не нашла подкрепления ни в судьбе главного персонажа, ни в участи Свидригайлова. Уничтожить в себе совесть и возвыситься в одиночку над «человеческим муравейником» не может даже настоящий злодей. Свидригайлов осознал это поздно, когда жизнь была прожита, и он не способен вступить на путь искупления. Проснувшаяся совесть заставила его помочь обездоленным и прекратить своё существование. Судьба Свидригайлова показала Раскольникову, что невозможно совершить преступление и не испытывать раскаяния и самоосуждения.
Цитата Раскольникова «Тварь я дрожащая или право имею» приобрела мировую известность и ассоциируется с Родионом, убившим топором старуху. Однако она обладает большим значением, нежели просто убийство из-за денег. На самом деле, здесь поднимается глубинный философский вопрос: может ли человек, страдая за угнетённое человечество, позволить себе убийство хотя бы одного «низшего» существа для избавления от нищеты и мучений многих честных и беззащитных людей?
Достоевский всем произведением показывает, что нет, и не может существовать оправдания теории, которая строится на насилии и убийстве, какие бы высшие цели она ни преследовала.
В то же время автор не мог примириться с несправедливым устройством общества.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!