Московские главы романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
События самого знаменитого произведения Михаила Булгакова разворачиваются в двух местах — древнем Ершалаиме, где проповедует свои идеи бродячий философ Иешуа Га-Ноцри, и Москве 30-х годов, куда является с гастролями Воланд. Быт советских людей, их проблемы, стремления и предрассудки как нельзя лучше отражены в московских главах романа «Мастер и Маргарита».
Оглавление:
Столица как место действия
Начинается действие на закате майского дня — раскалённый, неестественно жаркий воздух тревожит персонажей, доставляет им дискомфорт и заставляет терзаться нехорошими предчувствиями, которые в самом скором времени оправдываются. Встрече же Мастера с Маргаритой сопутствует описание мрачного проулка с грязной жёлтой стеной и тысяч людей, равнодушно проходящих мимо главных героев.
В литераторском доме на самом деле нет литературы — там царит бесконечная бюрократия, и писатели желают не творить, а получать побольше дохода.
Булгаковскую Москву населяют закоренелые скептики и атеисты, не признающие авторитетов, помимо советской власти, и отмахивающиеся от всего, что нельзя объяснить с точки зрения разума.
Их умы занимает погоня за материальными благами — престижными дачами, походами в изысканные рестораны и, конечно же, деньгами. Московский мир в романе «Мастер и Маргарита» пуст и бездуховен — квартирный вопрос испортил людей и занимает их гораздо больше, чем забота о духовном развитии.
Воланд грозой проносится над столицей, жестоко наказывая алчность, подлость и несправедливость. В то же время он наблюдает за городом, как пытливый исследователь, проверяя, насколько преобразились граждане за прошедшие годы. На сеансе чёрной магии, который проводят ассистенты Князя тьмы, москвичей проверяют деньгами, и каждый из них охотно поддаётся искушению, подтверждая предположение о том, что в мире ничего не меняется. Описание Москвы в «Мастере и Маргарите» подчёркивает происходящее на страницах, отражая в равной степени настроение героев и тонкую иронию автора.
Представители культуры и власти
Презентация читателю московских реалий не обходится и без подробных описаний проживающих в городе людей, в особенности представителей власти и культуры.
Казалось бы, этим гражданам полагается быть как минимум моральными, но на деле они представляют собой шайку подлецов, озабоченных лишь собственными интересами.
Многочисленные герои второго плана лживы, порочны, лицемерны и фальшивы, за что в итоге и несут заслуженную кару:
- Самое жестокое наказание выпадает на долю председателя МАССОЛИТа Берлиоза, который, будучи очень эрудированным и грамотным человеком, абсолютно лишён человечности и духовности. Он приучает молодых авторов мыслить штампами и пытается подогнать их творчество под шаблоны, одновременно внушая собственное атеистическое мнение. Берлиоз попадает под трамвай и лишается головы, как и предсказал таинственный незнакомец на Патриарших прудах.
- Степан Лиходеев — чиновник, паразитирующий на руководящей должности, охочий до выпивки и женщин — отправляется в Ялту прямо из квартиры. Когда Степан Богданович возвращается в Москву и проходит лечение в психиатрической клинике, его взгляды на жизнь кардинально меняются — директор Варьете становится замкнут и осторожен с алкоголем, особенно в обществе посторонних. Вместе с ним наказание постигает финдиректора Римского и администратора Варенуху.
- Алчного председателя жилтоварищества Никанора Босого обвиняют в незаконном хранении валюты, в которую превратились деньги, взятые им у Коровьева. В итоге председатель лишается рассудка и отправляется в сумасшедший дом.
- Известному литературному критику Латунскому, написавшему разгромную статью о романе Мастера, удаётся отделаться малой кровью, поскольку его карает не Воланд, а Маргарита — она с наслаждением громит квартиру человека, погубившего её возлюбленного.
Стилистические приёмы
В московских главах «Мастера и Маргариты» прослеживается чёткое сравнение с ершалаимскими — и в первом, и во втором случае общество строится не на моральных устоях, а на внушаемых властью идеологических установках. Для изображения жизненных устоев граждан Булгаков использует приёмы философской, социальной и политической сатиры, продолжая традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Кроме того, автор удачно оперирует и некоторыми другими понятиями:
- Эпанафора. Именно с помощью этого приёма московские главы соединяются с ершалаимскими. Наглядной иллюстрацией может служить цитата, завершающая первую главу и одновременно открывающая вторую: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…».
- Гротеск. Работники, вынужденные против собственной воли участвовать в хоре, надрываются, исполняя «Священный Байкал», лжец Варенуха превращается в вампира, а трусливый сосед Маргариты Николай Иванович становится боровом.
- Фантастика. Среди примеров можно упомянуть оторванную голову конферансье Бенгальского и огромного кота, пытающегося передать деньги за проезд в трамвае.
- Градация. Постепенное нагнетание событий можно наблюдать в главе номер девять, в которой Никанор Босой рассматривает заявления людей, претендующих на освободившуюся жилплощадь.
- Сарказм. Язвительные насмешки в произведении наблюдаются чаще всего — с их помощью писатель разоблачает какие-либо пороки персонажей и противопоставляет положительных героев отрицательным.
Кроме того, важнейшую роль в сюжетной и идейной композиции романа играют массовые сатирические сцены, демонстрирующие читателю образ толпы.
Таких эпизодов немного, однако именно они формируют картину современного общества, позволяя взглянуть на него с позиции общечеловеческих ценностей.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!