Описание образа Дарьи Мелеховой в романе «Тихий Дон»
«Тихий Дон» — это ключевое произведение М. А. Шолохова, которое он писал на протяжении многих лет. Дарья Мелехова в романе «Тихий Дон» не является ключевым персонажем. Однако на ее фоне развиваются другие главные герои — Аксинья и Наталья, жена Григория. По сюжету героиня приходится Петру Мелехову женой. Ее судьба, как и судьба других героев, — это целая драма, а одна из спорных фигур — это Дарья. «Тихий Дон» дает все ответы на вопросы о ее жизни.
Оглавление:
Внешность героини
Образ Дарьи Мелеховой строится в основном на деталях ее портрета. Большую роль играют повадки и поведение. В тексте нет полноценного описания женщины, но автор постоянно описывает брови персонажа. На них заостряется внимание, потому что с помощью «игры» бровями Дарья показывает свое отношение к другим во время разных ситуаций. Брови — это ключевой элемент портрета героини:
- «ломались в смехе черные дуги ее подкрашенных бровей…»;
- «…а в своевольном изгибе накрашенных бровей и в складке улыбающихся губ таилось что-то вызывающее и нечистое»;
- «хохотала Дарья, розовея и дрожа крутыми дугами бровей».
Характеристика внешности героини в «Тихом Доне» дает основание отметить ее красоту: «Высокая, тонкая, как красноталая хворостинка, была она похожа на девушку». Героиня осознавала свою притягательность для мужчин и подчеркивала воспроизводимый на них эффект одеждой.
Шолохов часто описывает ее почти шикарные для сельского поселения одеяния: «одета богато и видно», «разнаряженная, словно на праздник». Читатель видит ее то в малиновой шерстяной юбке, то в голубой с расшитым подолом. Автор всегда отмечает, когда на Дарье появляется какой-то новый предмет одежды. К полученной Георгиевской медали она специально подбирает наряд, на котором бы награда лучше смотрелась.
Без внимания не остается и разные типы походки героини. В зависимости от настроения она может быть разной.
Характер Дарьи
Дарья Мелехова в «Тихом Доне» отличается характером от других героинь романа. В первую очередь ее нельзя назвать самоотверженной, страстной натурой, верной и преданной. Но несмотря на это, она способна на безрассудные поступки.
- Порочность. Она легко изменяет мужу и не скрывает этого. Не боится и напоказ встречается со Степаном Астаховым, без стеснения заигрывает с Григорием. Он же насмехается над женщиной, не понимая ее стремления жить с мужчиной в отсутствие Петра.
- Лень. Из уст Пантелея Прокофьевича звучит фраза, что Дарья постоянно пытается отвертеться от домашней работы. Героиня находит для себя любые отговорки, лишь бы избежать тяжелого физического труда. После смерти Петра она сказывается больной, потому что не хочет заниматься сенокосом с остальными.
- Решительность. У нее хватает смелости убить своего кума Котлярова, который участвовал в расстреле Петра. Это своеобразная месть за человека, который любит ее вопреки ее распущенному поведению. Находит в себе силы утопиться, узнав о «дурной болезни», от которой нельзя излечиться.
Дарья Мелехова — неоднозначный персонаж романа. О ее поступках можно много рассуждать. Шолохов описывает ее как циничную, неверную и непутевую. Но в то же время решительная, боевая, никогда не испытывающая грусти. Ее смог сломить лишь недуг, который она получает от своих беспорядочных любовных увлечений.
Судьба персонажа
Шолохов в начале романа описывает Дарью как женщину, встречающую все трудности на своем пути с юмором и легкостью. Она хороша собой, муж любуется на нее, как на картинку. Даже замужем она сохраняет красоту. Ее ничто не тревожит, никаких душевных мук она не испытывает.
Из повествования известно, что героини и Петра Мелехова был ребенок. Однако он умирает еще в младенчестве: «Мы все живы и здоровы, а дите у Дарьи померло, о чем сообщаем». Даже этот, казалось бы, страшный жизненный эпизод никак не рушит ее обладания и не отбирает жажды к многочисленным интригам.
Первым событием, пошатнувшим ее состояние, стала внезапная смерть мужа, причем от рук близких друзей: «…опухшая выскочила на крыльцо, рухнула в сани». Но эта трагедия не подкосила ее. Со временем Дарья еще больше внимания стала уделять внешнему виду, чтобы как можно больше мужчин обращали на нее внимание. Автор пишет, что она стала относиться к жизни с еще большей жадностью, чем раньше.
Неоднократно Шолохов на протяжении всего романа отмечал, что эту героиню ничто не может подкосить, настолько сильна ее сила духа. И в один момент становится понятно, что это не так.
Заразившись от очередной интрижки сифилисом, она начинает болеть. С этого момента идет упадок ее внутренних сил. Героиня осознает, что не сможет вылечиться, она обдумывает всю жизнь, даже завидует скромной Наталье, которая была верна своему мужу и даже не помышляла об измене. Теперь она сетует, что не может начать свой путь с чистого листа, чтобы измениться.
Жизнь Дарьи обрывается трагично. Она не согласна с тем, что постепенно будет терять красоту, которую так заботливо в себе взращивала. Это угнетает ее, и она решается на отчаянный поступок — кончает жизнь самоубийством. Она заходит в Дон и больше из него не возвращается.
Образ Дарьи достаточно противоречив. Читатель поначалу не испытывает к нему никакого сочувствия или симпатии, напротив, ее поведение вызывает лишь отторжение, потому что рядом с ней видит таких героинь, как Аксинья, Наталья, Дуняша. С развитием сюжета единственное чувство, которое Дарья начинает вызывать — это жалость. Женщина расплатилась за свои поступки сполна. Но, возможно, смерть — это слишком большая цена.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!