Тема творчества в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Великое произведение Михаила Афанасьевича Булгакова о самом сатане, явившемся в образе справедливого карателя и вершителя добра, затрагивает злободневные и вечные вопросы — любовь и смерть, добро и зло. Книга настолько многогранна, что проблема реализации призвания и таланта человека также находит в ней свое отражение. Сразу несколько ключевых персонажей и сюжетных линий, с ними связанных, раскрывают тему творчества в романе «Мастер и Маргарита».
Оглавление:
Мастер — художник
Истинным творцом в произведении, безусловно, является главный герой, который пишет роман о Понтии Пилате, раскритикованный и не принятый литературным миром. Ремесло писателя настолько подлинное и настоящее, что на его защиту становится сам Князь тьмы, ведь творчество вечно, а «рукописи не горят». Булгаков называет своего персонажа Мастером, почему-то не дав мужчине даже имени. Однако как раз в этом и заключается глубочайшее восхищение Михаила Афанасьевича героем своей книги и даже некоторое духовное и идеологическое родство с ним.
Смысл жизни любого служителя муз состоит в том, чтобы творить. Тем не менее как это виртуозно воплощает на страницах своего романа прекрасный русский классик, в условиях жизненных реалий львиная доля людей искусства забывает свое истинное предназначение в творчестве и ставит во главу угла лишь славу, достаток, комфорт и материальное благополучие, зачастую поступаясь нормами морали, нравственности и человечности. И эта тема является вечной, поскольку людская натура и духовная слабость сегодня остаются приблизительно теми же, что были и в начале двадцатого века.
Тема искусства в романе «Мастер и Маргарита» тесно соприкасается с линией любви главных героев. Став преданной музой своему возлюбленному, молодая женщина оставляет комфортный дом со всеми благами начиная от шелковых чулок и заканчивая собственной домработницей, перспективного обеспеченного законного мужа и бросается с головой в свое настоящее долгожданное и взаимное чувство. Только такая любовь способна возродить рукопись из пепла, воззвать к самому дьяволу и разгромить квартиру того, кто безнаказанно обидел любимого.
Писатель неслучайно ставит рядом настоящее глубокое чувство и истинное творчество в тандеме Мастера и его Маргариты, ведь и то и другое являет собой неистовую силу, неподвластную даже смерти. Именно в этом и убеждает читателя Булгаков в финале своего бессмертного литературного творения.
Самодур Берлиоз
Полнейшим антиподом образу Мастера и истинного искусства в произведении выступает председатель правления объединения литераторов Михаил Александрович Берлиоз. Персонаж появляется на страницах романа уже во вступлении, где, прогуливаясь по Патриаршим летним вечером, они ведут спор о Боге с молодым поэтом Иваном Поныревым, взявшим себе псевдоним Бездомный. Из аргументов, приводимых Берлиозом в ходе полемики с юношей и внезапно присоединившимся к ним Воландом, становится ясно, что литератор придерживается атеистических воззрений.
Проблема творчества и судьбы художника у Булгакова неразрывно связана с верой. Подтверждением этому служит не только библейская тематика романа Мастера, посвященная казни Иисуса Христа, но и даже то, каким образом после своих необдуманных слов покидает этот мир Михаил Берлиоз. Неверующий ни в Бога, ни в Дьявола, посредственный деятель литературы, разменявший зачатки таланта на сытую жизнь и милость партии, лишается головы. Обезглавливание, как форма умерщвления, всегда было тесно связано с темными силами и имеет определенное толкование и символику.
Существует точка зрения, что лишение головы подразумевает и необратимое отнятие духа. Таким образом, Берлиоз, растративший остатки своей духовности еще при земной жизни, в ином мире становится бездуховной сущностью, что является страшным наказанием. Грехами, за которые поплатился литератор, стали не только отсутствие веры, но и алчность, приземленность, продажность и самолюбование, несовместимые с искусством, ведь подлинное творчество предполагает наличие души, жертвенности и благости.
Такие, как Берлиоз и Латунский, не только уродовали собой литературное поприще, но и губили истинных художников, коим являлся Мастер. Обобщая образ порочного председателя правления МАССОЛИТа, можно выделить черты, которые Булгаков противопоставляет в нем главному герою, как подлинному художнику:
- корысть и алчность;
- отсутствие веры;
- бездуховность;
- самолюбование;
- жажда славы.
Запутавшийся Бездомный
Образ Мастера и тема творчества в романе перекликаются не только с полностью духовно мертвым Берлиозом, но и с персонажем, у которого еще есть надежда на перерождение — его молодым спутником и собеседником поэтом Иваном. Начинающий писатель избрал своим ремеслом атеистические стихи, но это всего лишь способ найти свою авторскую уникальность и занять свободную нишу в непростом и коварном мире искусства. Опасный выбор приводит Бездомного сначала к встрече с Сатаной и картине смерти сослуживца и наставника, а затем и на койку сумасшедшего дома, где он встречает Мастера.
Отношение Михаила Афанасьевича к Ивану можно проследить уже в том, что именно он удостоился знакомства и разговора как с Мастером, так и с Воландом. Образ молодого писателя воплощает идею о возможности встать на путь истинный и вернуть былой смысл служения искусству. В случае с персонажем романа «Мастер и Маргарита» такого поворота по сюжету не происходит — Бездомный просто принимает решение перестать писать стихи. Тем не менее от судьбы Берлиоза он уже точно отказывается, как и от заказанной темы антирелигиозной поэмы на тему Христа.
Фактически Бездомный является в произведении Булгакова еще большим антагонистом Мастеру, нежели Берлиоз, ведь и главный герой, и Иван — оба пишут об Иисусе, но с диаметрально противоположных позиций. Если возлюбленный Маргариты воспроизводит библейские события и строит роман на их основе, то поэт Понырев создает искусственное заказное противоречащее евангелиям творение, от которого впоследствии отказывается.
Интересно, что идейного столкновения между героями не происходит, но разговор с Мастером влияет на Ивана не меньше, чем увиденное и услышанное на Патриарших прудах накануне.
Рисуя в книге образ Бездомного, Михаил Булгаков обобщает в персонаже поколение невежд — поэт не эрудирован ни в истории, ни в философии, что выясняется на страницах романа, а со Священным Писанием, на тематике которого должна быть основана его поэма, пытается ознакомиться, находясь на лечении в психиатрической больнице.
Пороками Ивана, не позволяющими ему удостоиться роли настоящего творца, в книге выступают:
- невежество;
- самоуверенность;
- поиск легких путей.
Автор и его роман
Сочинение на тему творчества в «Мастере и Маргарите» Булгакова нельзя полностью раскрыть, не затронув самого создателя великого романа и его судьбы в литературе. В точности, как и главный герой произведения, Михаил Афанасьевич сам подвергался гонениям, критике и преследованиям. Книга увидела свет и получила всемирное признание уже после смерти писателя, а значит, он покинул этот мир, так и не узнав истинной реакции на свое детище. Несмотря на то что Мастер пишет о Христе, а Булгаков о дьяволе, глубина тем и масштабность персон их творений более чем сопоставима.
Обратившись к другим произведениям выдающегося русского писателя, таким как, например, «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Дьяволиада», можно сразу же увидеть, насколько тонко и глубоко автор романа знает проблематику темы творчества, ведь он и есть тот самый истинный художник. Талант Булгакова многогранен и самобытен, произведения его будут жить не только в вопросах по литературе в рамках ЕГЭ, но и среди почитателей изысканной и подлинной книжной классики.
«Мастер и Маргарита» для Михаила Афанасьевича биографичен и близок. Роман стал творческим апогеем в жизни писателя и прославил его навеки, пускай и спустя целых 26 лет после кончины. Прототипом главной героини, музы творца, стала любимая третья супруга классика — Елена Булгакова, которая, как и Маргарита для Мастера на страницах романа, печатала текст книги под диктовку мужа.
Согласно сведениям литературоведа Бориса Соколова, идею о введении в сюжет произведения женского образа в качестве главной героини писателю предложила его вторая жена, бывшая подруга Елены.
Таким образом, даже в образе женщины, находящейся рядом, видна тонкая нить, связывающая создателя романа с его ключевым персонажем. Очевидными сходствами между самим Булгаковым и созданным им Мастером стали:
- истинность служения творчеству;
- вера преданной любимой женщины;
- злобно настроенная против них система.
Роль проблематики в книге
Избрав образцами творческой среды Москвы 30-х годов двадцатого столетия Мастера, Берлиоза и Бездомного, Михаил Афанасьевич Булгаков виртуозно изобразил, насколько ложным бывает то, что зовется искусством, и показал, как высока порой цена за свободу творчества.
Тема творчества в романе, наверное, отчасти даже более глубока и серьезна для самого автора литературного шедевра, чем любовная, религиозная и московская линии в композиции произведения. Главного персонажа своей книги писатель наделяет свойствами и качествами, присущими в чем-то самому себе, возлюбленную героя рисует по образу своей жены, а недругов Мастера изображает, взяв за основу своих реальных недоброжелателей в литературном мире.
Таким образом, роман неслучайно считается главной работой Булгакова, отразившей во многом его собственное истинное отношение к искусству, любви, дьяволу и жизни. Книга живет и не теряет своей актуальности десятилетиями, обретая все больше поклонников, а значит, идеи писателя об истинном предназначении художника всегда дойдут до тех, кому они предназначены.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!