Тема любви в поэзии М. Ю. Лермонтова — анализ любовной лирики
Творчество М. Ю. Лермонтова, как и любого другого поэта, невозможно анализировать в отрыве от его биографии. В лирических произведениях запечатлеваются чувства, которые автору пришлось прожить самому. Тема любви в лирике Лермонтова неразрывно связана с его личными переживаниями. Поэт влюблялся не единожды, но всякий раз нежная привязанность приносила ему больше страданий, нежели счастья.
Оглавление:
Детская влюблённость
Первый раз поэт влюбился довольно рано. Приехав на Кавказ лечиться, десятилетний Лермонтов встретил на прогулке девочку девяти лет: белокурые волосы, быстрые голубые глаза. Он хранил в памяти её образ как воспоминание о первом глубоком чувстве (тогда ещё странном для него) и именно ей посвятил последние строки стихотворения «Кавказ»:
«Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..»
В 15 лет поэт пишет стихотворение «К гению», которое посвящено А. Г. Столыпиной, двоюродной сестре его матери. В автографе Лермонтов приписал: «второй раз полюбил — и поныне люблю». Будучи ещё подростком, он тонко понимает чувство любви, видит, что она всегда несёт в себе печаль. Стихотворение «К гению» пронизано тоской по мгновениям счастья. «Неверной девы лик», «последние радости», «пламень на груди моей затих» — лирический герой просит его забыть, но продолжает восхищаться прекрасным и нежным Гением.
Любовь к Е. А. Сушковой
Екатерина Сушкова была первым серьёзным увлечением поэта. На его чувства взаимностью она не отвечала и, более того, смеялась над ним, угощала пирогами с опилками, чтобы пошутить над его неразборчивостью в еде, считала некрасивым и наивным мальчишкой. Поэт сносил её издёвки, но глубоко страдал. Тема любви в творчестве Лермонтова в этот период носит мотив неразделённых чувств. Ранние посвящения возлюбленной написаны с юношеской пылкостью, однако позже тон становится байроническим: в то время поэт увлёкся личностью и творчеством Байрона и увидел в нём родственную душу.
После разлуки на 4 года Лермонтов, уже гусар, вновь встретил Сушкову и очаровал её. Но стоило только насмешнице ради него отказаться от своего жениха, как он сразу её бросил, отомстив таким образом за прошлые обиды.
Среди произведений, посвящённых Сушковой:
- «Чёрные очи», «Звезда» (в которых раскрывается, как поэт мучился от неразделённой любви, но восхвалял свою избранницу);
- «Свершилось! Поздно ожидать…» (тосковал о любимой в разлуке),
- «Нищий» (наконец отчаялся, почувствовал себя обманутым),
- «К Су.[шковой]" (освободился от страсти: «я не люблю — зачем скрывать!»),
- «Когда к тебе молвы рассказ…» (предрёк час расплаты: «раскаянья кинжал пронзит тебя»).
Стихотворение «Благодарю!» было написано, когда чувства поэта ещё не угасли, но и тогда он словно хотел отказаться от своей безответной любви:
«Я б не желал умножить в цвете жизни
Печальную толпу твоих рабов».
«Ивановский цикл»
К «Ивановскому циклу» относятся произведения Лермонтова, написанные с 1830 по 1832 г. и посвящённые Наталье Фёдоровне Ивановой, дочери известного писателя. Вопрос о количестве стихотворений, включённых в цикл, остаётся дискуссионным: по разным оценкам их насчитывают от 30 до 40.
Иванова отвечала на чувства поэта взаимностью, но всерьёз его не воспринимала. Упоение первой взаимной любовью долго не продлилось: Наталья ушла к другому. Лермонтов был раздавлен её жестоким предательством. Драма их отношений лежит в основе цикла стихов.
В период счастливой идиллии поэт надеется найти в возлюбленной спасительницу, которая примирит его «с людьми и с буйными страстями», станет его «защитой перед бесчувственной толпой». К этому периоду относятся стихотворения «Н. Ф. И….вой», «Н. Ф. И.», «Романс к И…» и др.
Вторая группа стихов объединена мотивом «обманутой» любви. Лермонтов болезненно переживал измену, но больше всего страдала его оскорблённая гордость. Он называет изменницу «легковерной девой», жалеет, что «пожертвовал годы её улыбке и глазам». В стихотворении «К чему безумною улыбкой…» поэт подчёркивает, что противоположности никогда не смогут достичь гармонии:
«Мы не годимся друг для друга:
Ты любишь шумный, хладный свет
Я сердцем сын пустынь и юга!
Ты счастлива, а я — я — нет!»
Он разочарован, Иванова оказалась далека от идеала, которым он хотел её видеть. Досадует, что тратил время на обманщицу, вместо того чтобы заниматься творчеством. Его самолюбие сильно уязвлено:
«Я горд! — прости — люби другого,
Мечтай любовь найти в другом:
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом…»
(«К*" («Я не унижусь пред тобою…»), 1832 г.)
Но одновременно с этим ему дороги воспоминания о «сладостных» минутах, и он благодарен возлюбленной за своё недолгое счастье.
Ко второй группе стихов (о неразделённой, напрасной любви) также относятся:
- «Измученный тоскою и недугом»;
- «Время сердцу быть в покое»;
- «Стансы» («Не могу на родине томиться…»);
- «1831-го июня 11 дня» и др.
Среди них произведения, в которых автор философски размышляет о любви вообще, о её необходимости и порождённых ею неизбежных муках.
Идеал во плоти
В 1829 году Лермонтов познакомился с Варенькой Лопухиной. С самого начала их связывала нежная дружба, но взаимная привязанность постепенно перерастала в нечто большее. Варенька была натурой чувствительной и восторженной. Поэт воспевал в стихах не только её внешнюю красоту, но и душевную. Жесты, голос, улыбка, черты — всё в ней было для него исполнено вдохновением и притягательной простотой.
Но поэт снова не находит счастья в любви. Лопухина остаётся для него недосягаемым совершенством, ангелом, чистейшим созданьем, быть рядом с которым он, по собственному убеждению, недостоин. В стихотворении «Оставь напрасные заботы…» он пишет, что жизнь несчастного «пуста, черна», ничто ему больше не дорого, а для сердца теперь «страданье мило». В произведении «Послушай, быть может, когда мы покинем…» он противопоставляет себя и любимую как ангела и демона. Эту же параллель он проводит, посылая Вареньке поэму собственного сочинения, под названием «Демон», посвящение которой адресовано ей.
Мотивы трагизма обусловлены и тем, что семья Лопухиных открыто выступала против брака Вареньки с Лермонтовым. Воплощённый идеал поэта был так близок, но в то же время недосягаем. Ему оставалось лишь томиться тоской и ревностью. Ошибочно веря, что Лермонтов предпочёл другую, Лопухина выходит замуж за Бахметьева. Известие о её замужестве стало для поэта настоящим ударом, но он продолжал её любить до конца своей жизни.
Лопухиной посвящены произведения:
- «Молитва» («Я, матерь божия, ныне с молитвою…»);
- «Мы случайно сведены судьбою…»;
- «Печаль в моих песнях, но что за нужда?..»;
- «Слова разлуки повторяя…».
Посвящения Щербатовой
По свидетельству современников Лермонтов был увлечён княгиней М. А. Щербатовой в 1839—1840 годах. Красивая, образованная вдова тоже была к нему неравнодушна, но их чувства не переросли в крепкую сердечную связь. В этот период поэт пишет стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «М. А. Щербатовой» и «Отчего». В последнем снова поднимается тема неизбежной разлуки, роковых обстоятельств и безысходности.
Общие мотивы и тона
Полная драм и страданий личная жизнь поэта определила общий тон его любовной лирики. Лермонтов с детства отличался мечтательностью, «увлекался грёзами души». Для него существовало два мира: реальный и идеальный, и несоответствия между ними поэт переживал болезненно. В постоянном разочаровании он уходил в себя, непонятый и отчуждённый. Мечтая о чистой, верной, возвышенной любви, о преданной подруге сердца, в реальности он столкнулся со своим антиидеалом — высокомерной, насмешливой женщиной, жестоко играющей с ним (какова оказалась Сушкова). А взаимное чувство также оборачивается для него трагедией.
Изучая творчество и биографию Лермонтова, а также записи о нём в дневниках современников невозможно не заметить, что поэт был словно обречён на одиночество. Писатель А. Герцен говорил о Лермонтове: «Слишком часто предавали его друзья ложные». Общество, в котором поэту приходилось жить, было неспособно разгадать особенности его душевного склада и понять в полной мере его видение мира.
Анализ любовной лирики Лермонтова показывает, как крепко поэт связывает любовь со страданием. В отличие от своего кумира, Пушкина, Лермонтов видел в этом сильном чувстве неизбежную скорбь и горечь: муки ревности, обман, ложные надежды и неутолимую тоску. В стихотворениях Лермонтова часто поднимается тема измены, неверности, «вероломства» любимой. Поэт убеждён, что за каждую минуту счастья ему обязательно придётся расплачиваться. Он то отрекается от страстных чувств, не желая быть «рабом», то признаёт, что «пустое сердце ноет без страстей».
Постичь идеальную, в его понимании, любовь Лермонтову не суждено ещё и потому, что на себя он тоже смотрит с мрачной стороны: считает себя непривлекательным, слишком гордым и холодным (сравнение с нелюдимым демоном). Но при этом, даже из его последних произведений, как, например, «Любовь мертвеца», видно, что искреннее глубокое чувство навсегда остаётся незабвенным в его душе и мечтах. В стихотворении «К Л. — (У ног других не забывал…)» также затрагивается тема беззаветной преданности своей возлюбленной.
Тема любви в поэзии Лермонтова занимает значимое место, причём женские образы почти всегда имеют реальных прототипов. На страницах своих произведений поэт запечатлевает муки безответной, обманутой, напрасной любви. Его лирика насквозь пронизана мотивами глубокого разочарования и скорби: всю жизнь поэт чувствовал себя непонятым и бесконечно одиноким.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!