Проблемы воспитания и образования в комедии Фонвизина «Недоросль»
Основная мысль комедии «Недоросль» заключается в том, что на протяжении жизни человек должен стремиться к знаниям. Его внутренний мир и мысли формируются под влиянием многих факторов. Проблемы воспитания и образования в комедии «Недоросль» изображены достаточно ярко. В чём заключается основная загвоздка? В желании учиться. Если его нет, то бессмысленно нанимать учителей, пытаться вложить в голову человека какие-либо знания и умения.
Оглавление:
Основная мысль комедии «Недоросль» заключается в том, что на протяжении жизни человек должен стремиться к знаниям. Его внутренний мир и мысли формируются под влиянием многих факторов. Проблемы воспитания и образования в комедии «Недоросль» изображены достаточно ярко. В чём заключается основная загвоздка? В желании учиться. Если его нет, то бессмысленно нанимать учителей, пытаться вложить в голову человека какие-либо знания и умения.
Характеристики главных героев
Чтобы полноценно понять смысл произведения, нужно дать подробную характеристику действующим лицам комедии. Все главные герои условно разделены на хороших и плохих. Мысли писателя можно понять по репликам некоторых из них.
Недоросль (Митрофан)
Главным действующим лицом комедии является Митрофан, молодой человек шестнадцати лет, который находится в статусе «недоросля». Всё действие происходит в екатерининскую эпоху, когда вышли указы о продлении учёбы до двадцати лет.
Митрофан невероятно ленивый молодой человек. У него нет какой-то определённой цели, нет стремлений. Ему по душе размеренный ход жизни. При всем этом Митрофан осознаёт, что является очень глупым человеком. Но трагедии из этого никто не делает, потому что в мире много необразованных людей, все они как-то живут. Вот и он уверен, что найдёт себе применение, когда вырастет.
Наверное, самая запоминающаяся цитата Митрофанушки звучит так: «Не хочу учиться, хочу жениться!». После этих слов продолжать «вбивать» знания в голову этого юноши уже бессмысленно.
Госпожа Простакова
Мать Митрофана, госпожа Простакова, представляет собой смесь таких качеств, как невежество, глупость, наглость, трусость. Но при всём этом она безмерно любит сына и готова сделать всё для его счастья и благополучия. Для этой героини образование является лишь путёвкой в счастливую жизнь высшего общества.
Фамилия, которую использует автор по отношению к этой героине, говорит сама за себя. Простакова является сильно приземлённой и до абсурда простой женщиной.
Да, у читателя этот персонаж вызывает острую неприязнь и презрение. Но если посмотреть на госпожу Простакову со стороны художественного мастерства писателя, то это живой, удивительный и бессмертный образ, на котором держится вся комедия. Героиня сочетает в себе абсолютно, казалось бы, противоположные качества: равнодушие, презрение, безграничную любовь и преданность сыну. Это невероятно яркий образ, который сегодня носит нарицательный характер.
Стародум (дядя Софьи)
В комедии Стародум рассматривается как положительный персонаж. Его основные черты — мудрость, честность, открытость и острый ум. В произведении он противопоставлен Простаковой. Герои похожи: оба заботятся о детях. Но подход к вопросу воспитания и образования у них совершенно разный.
Если госпожа Простакова видит в своём сыне исключительно глупого и несмышлёного ребёнка, которому вечно нужна помощь, то Стародум в Софье, своей племяннице, признает взрослого и сформировавшегося человека, личность. Неправильный подход в вопросе воспитания для него — это получение дворянского «качественного» образования.
Основные персонажи пьесы
В произведении все герои имеют чёткое деление на положительных и отрицательных. Говорящие фамилии, которыми наградил их автор, легко определяют характеристику персонажей:
- положительные: Стародум, Правдин, Милон, Софья;
- отрицательные: госпожа Простакова, господин Простаков, Митрофан, Скотинин.
Эти две группы и представляют собой враждующие классы в поднятых автором вопросах.
Борьба двух поколений
Пьеса показывает читателю противостояние двух поколений, в лице которых представлены Стародум и госпожа Простакова. Изображены две семьи и два совершенно разных подхода к вопросу воспитания и образования.
На примере семьи Митрофанушки и его матери изображена картина эпохи Фонвизина. Если кратко, то писатель просто передал актуальную для его времени проблему: дворянское образование, за которым стоят абсолютная безграмотность и незнание элементарных вещей. Истинная причина такого образования — хвастовство и статус, к которому многие стремятся, ведь в высшем свете так принято, а значит, это правильно.
Митрофан подрастает. Год за годом в его сознании укладывается устаревшая картина семейных и воспитательных ценностей.
На примере семьи Стародума видно, что образование идёт от близких людей. Он даёт наставления своей племяннице, воспитывает в ней моральные и нравственные качества, «сеет» правильное зерно, которое потом даст великие плоды. Воспитанный человек способен к уважению, порядку, дисциплине и развитию.
Любой персонаж в пьесе имеет своё мнение по поводу вопросов воспитания, поэтому и получается конфликт.
В комедии «Недоросль» проблема воспитания показана на примере матери и сына. Известно, что родители закладывают базу определённых знаний в своего ребёнка. Это касается моральных, нравственных качеств. Также это относится к формированию личности ребенка. А чему может научить Митрофана его мать? Такому же невежеству.
В своей пьесе Фонвизин поднял важный вопрос: нужен прогресс и новый взгляд в отношении воспитания и образования. Этот вопрос должен коснуться в первую очередь семейного образования и воспитания. Кроме этой проблематики в произведении есть и другие острые вопросы, затронутые Фонвизиным.
Проблемы, поднятые автором
Пьеса стала настоящей историей русской жизни того периода. Для современников драматурга комедия стала откровением, правдой, которую никто не хотел замечать. Фонвизин затронул в ней важные темы:
- Проблема воспитания и образования.
- Вопросы о государственной власти и её осуществлении.
- Крестьянство и крепостное право.
Финальная фраза комедии принадлежит Стародуму: «Вот и злонравия достойные плоды». Как известно, позиции этого героя придерживался и сам писатель. Этот комментарий стал основной мыслью Фонвизина и его отношением к ситуации.
Вопросы воспитания и образования поднимались многими авторами, но эта комедия не теряет своей актуальности и сегодня. Темы, касающиеся учёбы и получения качественного образования, сейчас важны и значимы, как и проблема воспитания в комедии «Недоросль». Сочинение-рассуждение и анализ произведения пригодятся при подготовке к ЕГЭ по литературе.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!