Сюжет «Сказки о царе Салтане» и характеристика главных героев
Редкое очарование сказок Пушкина открывает перед читателем дверь в мир мечты. В этой реальности торжествует добро, волшебные персонажи подчиняются законам справедливости. Это и привлекает все новых поклонников бессмертного поэта к его сочинениям, в том числе к «Сказке о царе Салтане». Характеристика главных героев произведения, изучаемого в 3 классе, содержит анализ их поступков и личностных качеств.
Оглавление:
Обзор главных персонажей
Сюжет произведения строится вокруг взаимоотношений членов царской семьи — государя, царицы и их сына. Автор последовательно показывает, как события, предшествующие свадьбе монарха, впоследствии влияют на дальнейшую судьбу главных героев «Сказки о царе Салтане».
Монарх и его супруга
Государь нашел жену, подслушав разговор трех девушек под окном. Непонятно, был ли этот инцидент случайным, или же царь намеренно выслеживал этих девиц с целью избрать себе спутницу жизни, но монарху определенно понравились безыскусные речи скромной молодой женщины. Она не строила себе грандиозных планов, у нее не было тщеславных амбиций произвести впечатление своими кулинарными или ткаческими способностями. Она лишь хотела подарить своему государю семейное счастье.
Царь понял, что за такими словами скрывается преданное и верное сердце, поэтому он не колебался с выбором жены. Таким образом, скромная, добрая девушка становится царицей, а ее сестрицы получают выгодные должности при дворе. Этот поступок царя можно охарактеризовать как жест широкой и щедрой души.
Давая характеристику царю Салтану, следует подчеркнуть, что дальнейшие его действия неоднозначны. Он ведет себя чрезмерно эмоционально (хотя это можно объяснить его переживаниями), даже хочет повесить гонца, принесшего дурные вести из дома. После постигшего его горя он попадает под влияние злобных женщин, оклеветавших его жену. В этом можно увидеть признак слабохарактерности или же чрезмерно мягкого добродушного нрава человека, потерявшего волю к жизни.
Автор намеренно строит композицию сказки так, что читатель начинает сердиться на Салтана за его нерешительность и покорность «бабьим басням». Также и князь Гвидон с нетерпением и досадой ждет, когда же царь вспомнит о том, что он повелитель и перестанет подчиняться глупым женщинам.
В конце концов Салтан вышел из-под женской «опеки» и откликнулся на зов своего сердца. Как известно, он был вознагражден за это тем, что вновь обрел любовь и семью.
В конце сказки, происходит эпизод, который подчеркивает немного шутливое отношение писателя к своему эмоциональному герою с мягким характером: Салтан напивается так, что слугам приходится укладывать его спать.
Правитель острова Буяна
Давая характеристику князю Гвидону, стоит упомянуть, что его образ имеет интересные корни в мировом фольклоре. Пушкин использует мотив «необыкновенного ребенка», который встречается как в исторических, так и в сказочных историях, по всему миру. Известные примеры таких детей-героев:
- Моисей — мать положила его в корзину, чтобы спасти о фараона, он был спасен царской дочерью и воспитан при дворе;
- Геракл из греческой мифологии — в возрасте нескольких месяцев душит змей, заползших в дом;
- Царь Кир Персидский — был подкидышем, вырос в семье пастуха.
Князь Гвидон отличается необычными физическими и сверхъестественными способностями. Например, заключенный в бочке, он растет не по дням, а по часам. По прибытии на остров, он демонстрирует замечательную силу, выбивая ногами днище своей деревянной тюрьмы. Далее он самостоятельно придумывает, как сделать лук и стрелы, чтобы найти пропитание для себя и матери.
Этот чудо-ребенок умеет разговаривать с природными явлениями — он уговаривает волну выбросить их на берег. В этом можно отметить сходство с героями других пушкинских сказок, например, царевич Елисей также просил помощи у ветра и месяца. В помощи природы персонажи видят Божье вмешательство в их судьбу.
Гвидон проявляет ловкость и смелость в спасении лебеди от злого коршуна. К тому же его поступок доказывает его жертвенность в помощи обездоленным, ведь перед ним стоял выбор — потратить единственную стрелу для поимки дичи для себя и царицы или же для спасения незнакомой прекрасной птицы. Гвидон не колеблется ни минуты, в нем есть врожденное благородство и готовность жертвовать собой для помощи ближнему, хотя ему и пришлось потом голодать. Как это часто случается в сказках, его добродетель была вознаграждена.
Следующая веха в жизни Гвидона — он становится князем острова по приглашению жителей. Этот мотив внезапно изменившейся судьбы также типичен для эпических произведений.
Среди прототипов можно вспомнить Золушку или библейского Иосифа. Так и Гвидон, голодный и обездоленный, в один миг становится правителем чудесного государства.
Прекрасная Царевна-лебедь
Пушкин, конечно, не мог обойти стороной образ таинственной заколдованной принцессы, которая в конце становится женой главного героя. В этой сказке она еще сочетает черты доброй волшебницы и мудрой помощницы, которая способствует примирению молодого человека со своим отцом и воссоединению всей семьи.
Царевна открывается Гвидону еще в самом начале их знакомства («ты …девицу в живых оставил»), но пораженный герой не осознает буквальный смысл этих слов. Когда на острове начинают совершаться чудеса, он не сомневается, что это дело ее рук («лебедь тешится моя»).
Заколдованная девица добрая, кроткая и мудрая. Именно к ней идет в минуту грусти Гвидон, он зовет ее на морском берегу, зная, что у нее найдет поддержку, понимание, утешение. И несомненно только она может помочь ему и практически, превращая его то в комара, то в муху, и обеспечивая остров чудесными диковинками.
Автор подчеркивает чувство собственного достоинства царевны. Когда Гвидон приходит и просит ее дать ему в жены прекрасную девицу, она не торопится исполнять его желание, пока не удостоверится, что его намерения тверды, что он понимает, что женитьба даже на самой красивой девушке — это в первую очередь ответственность и труд, а не только удовольствие.
Описание внешности царевны стало классикой и образцом женской красоты: величавая поступь, полная достоинства, плавная речь.
Автор также выделяет послушание и покорность родителям как в молодой жене, так и в женихе: они оба идут к царице-матери просить благословения.
Второстепенные герои
В сказке присутствуют дополнительные персонажи, которые помогают строить сюжет или добавляют волшебную атмосферу. Интересно, как автор несколькими чертами набрасывает цельный характер каждого из них. К отрицательным героям сказки относятся:
- повариха;
- ткачиха;
- сватья баба, Бабариха.
Три злодейки
Первые две девушки — очевидно, сестры царской жены. Несмотря на милость царя, который на подъеме чувств приблизил их ко двору, в их сердце нет благодарности и радости по этому поводу. Напротив, они полны зависти, плачут и злятся из-за того, что они не были избраны. Впоследствии они доходят до того, что совершают одно преступление за другим — подмена царского письма, клевета на царицу и, можно сказать, убийство царской жены и сына чужими руками.
Когда их черный план удался, они каким-то образом приобретают влияние на царя. При этом они проявляют хитрость и коварство. Когда они чувствуют угрозу их положению (при рассказах корабельщиков об острове), они придумывают все новые небылицы. Для них, водимых своими эгоистическими побуждениями, совершенно неважно счастлив ли царь (он сидит с «грустной думой на лице»), их заботит лишь собственное благополучие, а возможно также и страх перед разоблачением.
Интересная личность — третья женщина, сватья баба Бабариха. Видимо, она родная мать царицы и ее сестер, поскольку царевич-шмель не хочет жалить ее в глаз, ведь «жалеет он очей Старой бабушки своей». Тем не менее она вместе со всеми замышляет против царицы и ее сына.
В конце сказки три женщины раскаиваются в своих злодеяниях, и добрый Салтан прощает их.
Белка, витязи и Черномор
«Сказка о царе Салтане» изобилует второстепенными персонажами, нейтральными по сути, но их присутствие позволяет создать неповторимое ощущение чуда и волшебства. Во-первых, это белочка. Внешне этот зверек выглядит обычно, но на деле обладает чудесными способностями: поет песенки человеческим голосом, грызет орешки из драгоценных камней и раскладывает скорлупу в одинаковые горстки.
Во-вторых, сказочный образ острова дополняют его необыкновенные стражи — 33 витязя, вышедшие из моря (братья царевны). Красавцы-великаны ежедневно выходят из морской пучины под командованием Черномора и строем по двое обходят город.
Таким образом, все герои «Сказки о царе Салтане» обладают индивидуальностью и созданы автором тщательно и продуманно.
Их взаимоотношения гармонично передают главную мысль поэта — торжество добра и правды, создание справедливого и счастливого царства.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!