Описание образа городничего из комедии Н. Гоголя «Ревизор»
Все персонажи произведения делятся на группы по социальному статусу. Описание городничего из «Ревизора» также это показывает, в иерархии чиновники занимают главные роли, среди которых находится и он сам. Для Гоголя важно изображения характеров и нравов отечественных чинов и бюрократов.
Оглавление:
Характер и внешность городничего
Гоголь смог выявить худшие черты государственных служащих того времени и показать их через городничего. Довольно часто от настроения и милости чиновников зависела жизнь и судьба людей, откуда и появились понятия взятка и лизоблюдство. Началом комедии является новость о том, что в город должен прибыть ревизор. Чиновник, только узнав об этом, собрал всех своих подчинённых. В беседе с ними он был довольно придирчив и требователен, ведь обо всех плохих деяниях он знает, а перед ревизором важно было не вызывать подозрений.
Городничего зовут Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, его волнует своя судьба больше, чем общее впечатление, которое проведут все остальные чиновники на ревизора. Он знает обо всём, за что его могут лишить титула и привлечь к ответственности. В характеристике городничего из «Ревизора» ярко отображается большое беспокойство.
Героя явно переполняют тревога и страх, это особенно заметно, когда становится понятно, что ревизор в городе находится уже несколько дней. В речевой характеристике городничего виден его главный талант — умение налаживать контакты с начальством.
В комедии «Ревизор» во втором и третьем актах поведение Сквозника-Дмухановского меняется. Он превращается в человека, у которого на первом месте находится забота об общественном благе. Антон Антонович создает впечатление у лжеревизора, будто он несёт большую пользу государству. Но между этим чиновник постоянно намекает Хлестакову, что его поступки следует ценить и даровать за них какую-либо награду.
Писатель окончательно завершает образ городничего, его внешностью. Основой портрета являются:
- грубые черты лица;
- толстый нос и тучное телосложение;
- седые и стриженые волосы.
Всё это характеризует городничего как человека с грубой душой, который прошёл свой путь в начальники с самого низа и на службе провёл не менее 25 лет.
Деятельность по наведению порядка в городе
Результат его усилий и наведения порядка — полный упадок города. Честно и усердно не работает ни единая служба в городке, никто не выполняет свои обязанности. Это видно в некоторых примерах:
- Сквозник-Дмухановский при посещении учебных заведений не стремится взять под контроль подготовленность преподавателей и содержание уроков, а делает акцент только на внешнее поведение учителей, их речь и на их «странные поступки». Антон Антонович посещал некоторые уроки, но не интересовался ими. Да и самих преподавателей городничий практически не знает, только по некоторым особенностям.
- В больницах врачи ходят в грязной одежде, больные «похожи на кузнецов» и курят табак, а медицинский персонал о них даже не заботятся.
- В здании суда сторожевые разводят гусят и сушат свое белье, сам заседатель вечно пьяный.
Городничий — типичный бюрократ, это видно по советам, которые он дает своим подчиненным для наведения видимости порядка. Внутреннее состояние какой-либо службы его не сильно беспокоит.
Решающий четвертый акт
Практически на протяжении всего акта на сцене не видно городничего, он появляется только в самом финале. Но несмотря на это он считается одним из главных героев, о котором не забывают все окружающие.
Гоголь, оставляя Антона Антоновича за сценой, ярко показывает его образ. Городничий характеризуется как жадный, циничной и грубый человек. Такой образ создается с помощью слов второстепенных персонажей, которые как-либо были связаны со Сквозником-Дмухановским.
К ревизору приходит огромное количество посетителей с жалобами, которые жалуются на управление городничего. Перед Хлестаковым появляется много людей, относящихся к разным слоям населения. Именно через их истории создаётся настоящий образ городничего. В четвертом акте ярко виден рассказ о жизни города, которая основана на взятках, эгоизме и корысти местной власти.
Принцип переключений
В пятом акте Гоголем используется принцип переключения, для завершения создания образа городничего. Гоголь переходит от поражения к торжеству, затем к полному краху героя.
Поначалу Сквозник-Дмухановский, который ощущает себя на волоске от гибели, находит вариант выйти сухим из воды, и помимо этого считает что питерский чиновник станет практически его близким родственником. Образы Хлестакова и Антона Антоновича в комедии очень похожи, ведь им обоим присуща корысть и неискренность.
Страх резко сменяется счастьем и радостью. Чиновник чувствует себя победителем, из-за чего начинает вести себя крайне нагло. Это происходит после событий, когда ревизор просит в жёны дочь городничего, перед которым сразу возникает перспектива уезда в столицу и видит он себя практически генералом.
Он получает большое удовольствие от фантазии, как ему все завидуют и преклоняются перед ним. В эти моменты он основывает свою философию жизни. Ею становится подавление тех людей, которые ниже тебя на социальной лестнице.
Городничий, представляя родство с высшим чиновником, раньше времени чувствует собственную важность. Это влияет даже на его тон в общении с окружающими его людьми. Он резко превратился в презрительного и надменного мужчину.
Гоголь, подняв героя на такую вершину славы, резко рушит его надежды. Антон Антонович узнает, что Хлестаков является лжецом, и в город наконец приезжает настоящий ревизор. Городничий возмущен тем, что его смогли обмануть, и не сдерживая своих эмоций, признается, скольких людей он провёл за всю карьеру.
Наконец становится видна подлинная суть и весь масштаб его злодеяния. Последний монолог городничего расставляет все точки и убеждает зрителя в истинном и серьезном мошенничестве.
Пафос комедии
В самом финале городничий произносит свои последние и самые знаменитые слова, которые выражают весь пафос «Ревизора». Он обращается к зрителям с вопросом, а над чем они смеются, подводя итог всех образов и смысла, который развивался в произведении.
Антона Антоновича раздавил обман такого ничтожного и мелкого человека.
Но Хлестаков несмотря на свою ложь, стал неофициальным ревизором в строю общественности, который выдает нечистых на руку и уверенных в себе чиновников.
В конце комедии этот персонаж оказывается перед зрителем жалким и смешным, типичным и ничем не отличающимся от подобных людей.
Он сам начинает утверждать, что такие государственные служащие во всей стране очень распространены.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!