Анализ стихотворения «Жди меня и я вернусь» К. Симонова
Не каждый человек может писать стихи, но порой прочитанное произведение воспринимается настолько обострённо, будто автор заглянул в душу. Эти слова так точно отразили всё, о чём солдат хотел рассказать своей любимой, уходя на фронт, что их переписывали и заучивали наизусть, а потом повторяли, как молитву: «Жди меня, и я вернусь». Анализ стихотворения позволяет понять, почему так происходило.
Просьба перед разлукой
Накануне военного лихолетья ситуация в жизни Симонова сложилась непростая. Константин Михайлович женат (это его второй брак, есть ребёнок), но отчаянно влюблён в очень красивую женщину, актрису Валентину Серову. Ей всего 22 года, и она уже вдова военного лётчика и мать маленького сына. И тогда Константин разводится с женой — играть роль верного мужа, когда в сердце теперь безраздельно царит другая, он считает невозможным.
Интересна история создания этого письма в стихах. Лето 1941 года. Началась Великая Отечественная. Константин Симонов в свои 25 лет — военный корреспондент газеты «Красная звезда». Он был на фронте и первые бои страшной войны увидел именно там.
Корреспондент едва не погиб под белорусским Могилёвом и на короткое время возвратился в Москву. Будучи в гостях у Л. Кассиля на его переделкинской даче, написал свой шедевр. Автор адресует письмо единственной, которая стала самым дорогим человеком.
В те годы с фронта домой писали многие. Только это послание любимой — не совсем обычное, автор вложил свои чувства в стихи. И каждая строка — как натянутый нерв.
Это произведение поражало своей искренностью. Совершенно невозможно было усомниться в чувствах и словах поэта. И Валентина поверила, а в 1943 стала женой человека, который тогда, в самом начале войны, заклинал: «Жди меня».
Послание, адресованное одной — и всем
Поначалу ни о какой публикации Симонов даже не думал, ведь это было личное обращение к женщине, которая была от него оторвана войной. Валентина с театром была эвакуирована из Москвы в среднеазиатскую Фергану. Но уже осенью он, будучи на Северном фронте, прочёл эти строки своим друзьям.
Оказалось, что именно такие честные слова, искренние эмоции и нужны были солдатам — это было краткое содержание тех мыслей, которые одолевали каждого. Стихи переписывали и как что-то неизмеримо важное носили в нагрудных карманах гимнастёрок. В конце 1941 года, когда ситуация на полях сражений была очень сложной, в радиоэфире прозвучало «Жди меня, и я вернусь». Симонов сам прочитал своё произведение.
К решению опубликовать письмо в стихах военкор пришёл не сразу. Однако множество откликов, которые приходили от самых разных, в большинстве своём совершенно незнакомых людей, подводили его к этой мысли. И вдруг оказалось, что такое «чересчур любовно-личное» сочинение не вписывается в редакционное ви́дение руководителей сразу двух газет:
- солидной всесоюзной «Красной звезды», в которой, кстати, работал Симонов;
- армейской «На штурм» (выпускалась в 44-й армии).
Сочли не совсем уместным публиковать подобное произведение рядом со статьями на военно-патриотическую тематику, в которых были либо сводки с фронтов и рассказы о подвигах, совершённых в последнее время, либо призывы к мести за злодеяния гитлеровцев. И, возможно, симоновские строки так бы и затерялись, но всё-таки нашёлся редактор, который принял в печать это письмо.
Опубликованное в «Правде», центральной газете страны, стихотворение обрело невероятную популярность и на фронте, и в тылу. Этот выпуск от 14 января 1942 года был невероятно востребован. После того как все статьи номера были прочитаны, аккуратно вырезали небольшой по размеру фрагмент третьей полосы (газетной страницы) и потом снова и снова твердили: «Жди меня». История написания личного письма неожиданно для самого́ автора стала историей шедевра.
Писатель посвятил сочинение любимой Валентине, а читатели адресовали уже своим женщинам. И никто не воспринимал это как плагиат — Симонов высказал то, что было в душе у каждого бойца.
Это было похоже на заклинание или даже на мольбу. А ещё на веру в незыблемость истины: пока у воина надёжный тыл, он непобедим.
Выразительность и потрясающая искренность
Чем выделяется письмо в стихах? Это произведение, относящееся к интимной лирике, удивительным образом перекликается с такими разными жанрами:
- фольклором, особенно с заклинаниями и заговорами;
- балладами Серебряного века;
- и даже молитвами.
Написано трёхстопным и четырёхстопным хореем с использованием перекрёстной рифмовки. Из всего разнообразия средств художественной выразительности наличествуют эпитеты и метафоры. Анафора придаёт стихотворению схожесть с молитвой: многократно повторяются слова «жди меня».
Темой стихотворения является любовь, но не та, что подобно мотыльку порхает от цветка к цветку. Это сильное чувство, которому сопутствует верность настоящей женщины. И непоколебимая вера в то, что её солдат обязательно вернётся.
В композиции выделяются три части. Сюжет произведения развивается последовательно:
- Дорого́й человек ушёл на войну. Началось тоскливое ожидание весточки с фронта. И не так уж важно, что за окном — жара или метут снега. Письма на передовую отправляются регулярно, а ответы приходят редко. Иногда почтальон вовсе их не приносит, и тогда становится совсем невыносимо.
- Наступает время, когда не только чужие люди, но даже друзья и родные перестают ждать. И вот уже накрыт стол, все пьют «за помин души», поверив в смерть солдата. Только любимая не должна сдаваться, автор умоляет её не спешить.
- Возвращение героя с фронта. Это было чудом для всех, кто уже поминал воина. А та, единственная, верила, что муж придёт домой. Ждала каждый день и каждую минуту. И встретила своего ненаглядного.
Каждая часть начинается с мольбы об ожидании и обещания вернуться. Этот рефрен усиливает эмоциональный фон стихотворения.
Причина популярности стихов Симонова
Нередко воины, лечившиеся в медсанбатах, читали «Жди меня, и я вернусь», когда терзала невыносимая боль. Это было сродни сеансу психотерапии, самовнушению — можно называть по-разному, но людям становилось легче.
Симонову верили. Он всегда писал честно и открыто о том, что волновало не только его самого, но и читателей.
Не приукрашивал, но и краски не сгущал — всё как было в жизни.
Есть то, что важнее и сильнее ужаса реального мира. И на первое место выступают духовные проявления:
- любовь;
- преданность;
- вера в победу.
В этом можно отметить сходство симоновского стихотворения с творчеством ранних символистов, например, Андрея Белого. Война — это не только герои и подвиги, слава и бессмертие. Земля, вздыбившаяся от взрывов, и свистящие пули — тоже война. А ещё кровь и боль.
И чтобы в этом страшном месиве выжить, сражаться и победить врага, нужна уверенность: дома ждут и будут ждать всегда.
Не каждый человек может писать стихи, но порой прочитанное произведение воспринимается настолько обострённо, будто автор заглянул в душу. Эти слова так точно отразили всё, о чём солдат хотел рассказать своей любимой, уходя на фронт, что их переписывали и заучивали наизусть, а потом повторяли, как молитву: «Жди меня, и я вернусь». Анализ стихотворения позволяет понять, почему так происходило.
Просьба перед разлукой
Накануне военного лихолетья ситуация в жизни Симонова сложилась непростая. Константин Михайлович женат (это его второй брак, есть ребёнок), но отчаянно влюблён в очень красивую женщину, актрису Валентину Серову. Ей всего 22 года, и она уже вдова военного лётчика и мать маленького сына. И тогда Константин разводится с женой — играть роль верного мужа, когда в сердце теперь безраздельно царит другая, он считает невозможным.
Интересна история создания этого письма в стихах. Лето 1941 года. Началась Великая Отечественная. Константин Симонов в свои 25 лет — военный корреспондент газеты «Красная звезда». Он был на фронте и первые бои страшной войны увидел именно там.
Корреспондент едва не погиб под белорусским Могилёвом и на короткое время возвратился в Москву. Будучи в гостях у Л. Кассиля на его переделкинской даче, написал свой шедевр. Автор адресует письмо единственной, которая стала самым дорогим человеком.
В те годы с фронта домой писали многие. Только это послание любимой — не совсем обычное, автор вложил свои чувства в стихи. И каждая строка — как натянутый нерв.
Это произведение поражало своей искренностью. Совершенно невозможно было усомниться в чувствах и словах поэта. И Валентина поверила, а в 1943 стала женой человека, который тогда, в самом начале войны, заклинал: «Жди меня».
Послание, адресованное одной — и всем
Поначалу ни о какой публикации Симонов даже не думал, ведь это было личное обращение к женщине, которая была от него оторвана войной. Валентина с театром была эвакуирована из Москвы в среднеазиатскую Фергану. Но уже осенью он, будучи на Северном фронте, прочёл эти строки своим друзьям.
Оказалось, что именно такие честные слова, искренние эмоции и нужны были солдатам — это было краткое содержание тех мыслей, которые одолевали каждого. Стихи переписывали и как что-то неизмеримо важное носили в нагрудных карманах гимнастёрок. В конце 1941 года, когда ситуация на полях сражений была очень сложной, в радиоэфире прозвучало «Жди меня, и я вернусь». Симонов сам прочитал своё произведение.
К решению опубликовать письмо в стихах военкор пришёл не сразу. Однако множество откликов, которые приходили от самых разных, в большинстве своём совершенно незнакомых людей, подводили его к этой мысли. И вдруг оказалось, что такое «чересчур любовно-личное» сочинение не вписывается в редакционное ви́дение руководителей сразу двух газет:
- солидной всесоюзной «Красной звезды», в которой, кстати, работал Симонов;
- армейской «На штурм» (выпускалась в 44-й армии).
Сочли не совсем уместным публиковать подобное произведение рядом со статьями на военно-патриотическую тематику, в которых были либо сводки с фронтов и рассказы о подвигах, совершённых в последнее время, либо призывы к мести за злодеяния гитлеровцев. И, возможно, симоновские строки так бы и затерялись, но всё-таки нашёлся редактор, который принял в печать это письмо.
Опубликованное в «Правде», центральной газете страны, стихотворение обрело невероятную популярность и на фронте, и в тылу. Этот выпуск от 14 января 1942 года был невероятно востребован. После того как все статьи номера были прочитаны, аккуратно вырезали небольшой по размеру фрагмент третьей полосы (газетной страницы) и потом снова и снова твердили: «Жди меня». История написания личного письма неожиданно для самого́ автора стала историей шедевра.
Писатель посвятил сочинение любимой Валентине, а читатели адресовали уже своим женщинам. И никто не воспринимал это как плагиат — Симонов высказал то, что было в душе у каждого бойца.
Это было похоже на заклинание или даже на мольбу. А ещё на веру в незыблемость истины: пока у воина надёжный тыл, он непобедим.
Выразительность и потрясающая искренность
Чем выделяется письмо в стихах? Это произведение, относящееся к интимной лирике, удивительным образом перекликается с такими разными жанрами:
- фольклором, особенно с заклинаниями и заговорами;
- балладами Серебряного века;
- и даже молитвами.
Написано трёхстопным и четырёхстопным хореем с использованием перекрёстной рифмовки. Из всего разнообразия средств художественной выразительности наличествуют эпитеты и метафоры. Анафора придаёт стихотворению схожесть с молитвой: многократно повторяются слова «жди меня».
Темой стихотворения является любовь, но не та, что подобно мотыльку порхает от цветка к цветку. Это сильное чувство, которому сопутствует верность настоящей женщины. И непоколебимая вера в то, что её солдат обязательно вернётся.
В композиции выделяются три части. Сюжет произведения развивается последовательно:
- Дорого́й человек ушёл на войну. Началось тоскливое ожидание весточки с фронта. И не так уж важно, что за окном — жара или метут снега. Письма на передовую отправляются регулярно, а ответы приходят редко. Иногда почтальон вовсе их не приносит, и тогда становится совсем невыносимо.
- Наступает время, когда не только чужие люди, но даже друзья и родные перестают ждать. И вот уже накрыт стол, все пьют «за помин души», поверив в смерть солдата. Только любимая не должна сдаваться, автор умоляет её не спешить.
- Возвращение героя с фронта. Это было чудом для всех, кто уже поминал воина. А та, единственная, верила, что муж придёт домой. Ждала каждый день и каждую минуту. И встретила своего ненаглядного.
Каждая часть начинается с мольбы об ожидании и обещания вернуться. Этот рефрен усиливает эмоциональный фон стихотворения.
Причина популярности стихов Симонова
Нередко воины, лечившиеся в медсанбатах, читали «Жди меня, и я вернусь», когда терзала невыносимая боль. Это было сродни сеансу психотерапии, самовнушению — можно называть по-разному, но людям становилось легче.
Симонову верили. Он всегда писал честно и открыто о том, что волновало не только его самого, но и читателей.
Не приукрашивал, но и краски не сгущал — всё как было в жизни.
Есть то, что важнее и сильнее ужаса реального мира. И на первое место выступают духовные проявления:
- любовь;
- преданность;
- вера в победу.
В этом можно отметить сходство симоновского стихотворения с творчеством ранних символистов, например, Андрея Белого. Война — это не только герои и подвиги, слава и бессмертие. Земля, вздыбившаяся от взрывов, и свистящие пули — тоже война. А ещё кровь и боль.
И чтобы в этом страшном месиве выжить, сражаться и победить врага, нужна уверенность: дома ждут и будут ждать всегда.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!