Рецензия и отзывы о комедии Грибоедова «Горе от ума»
Отзывы о комедии «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова доказывают, что произведение имеет огромное значение во всей русской литературе. На его основе ставятся спектакли, им вдохновляются режиссеры фильмов.
Оглавление:
Сюжет написан с присущей автору иронией над обществом и отдельными его личностями. Во многих рецензиях на книгу «Горе от ума» пишут, что комедия нашла своего читателя. Ее высоко оценили, так как произведение стало самым цитируемым в русской литературе.
Краткая суть произведения
Действие развивается в 1822 году, через десять лет после Отечественной войны между Россией и Францией. Прежде чем ознакомиться с отзывами об «Горе от ума», надо упомянуть, что Александр Сергеевич начал работать над книгой в том же году. То есть он писал про настоящее время, про своих современников.
Чацкий Александр Андреевич возвращается из Европы в Россию, чтобы жениться на Софье, дочери одного зажиточного дворянина Павла Афанасьевича Фамусова. В произведении оговариваются многие проблемы:
- проблема противостояния старого и нового мира;
- проблема отцов и детей (проблема поколений);
- проблема глупости, ума и безумия.
Для такого небольшого рассказа Грибоедов поднимает достаточное количество злободневных тем. На фоне любовной истории сталкиваются два мира: старый представлен в лице отца Фамусова и Молчалина, новый — в образе Чацкого. Непонимание и противостояние разных точек зрения вытекает в вялотекущий конфликт. Ни одна сторона, ни другая не слышат друг друга и считают правдивым и истинным только свою точку зрения.
В такой ситуации нельзя не говорить об уме Чацкого. Безусловно, он понимает современные течения и следует им, он намного образованнее и компетентнее представителей старого мира. Однако, подавая информацию так, герою никогда не достичь успеха. Он не пытается объяснять консерваторам свои идеи, только накаляет отношения и возводит конфликт в острую стадию. Наконец, увидев, что вокруг его не слышат и не понимают, Чацкий решает уехать.
Любовная линия
Предыстория действия такова, что Чацкий и Софья Фамусова росли вместе, играли и учились. Одним словом, из них могла выйти прекрасная пара, ведь в те времена многие союзы создавались именно так. Никаких преград в денежном плане не было, обе семьи являются представителями зажиточного дворянства.
В какой-то момент между молодыми людьми завязался роман, но тремя годами ранее описываемых событий Чацкий уехал в столицу, оставив молодую Софью, которой было всего 14 лет, одну. Из Санкт-Петербурга Александр Андреевич пустился в путешествие по Европе. За все это время о возлюбленной он не вспоминал, не писал ей. Конечно, любая девушка, что в те времена, что в современном мире, не простит такого отношения к себе. Софья затаила обиду на Чацкого, и когда он вернулся, девушка холодно встретила его. Этому было несколько причин:
- Сильная обида брошенной женщины.
- У Софьи появился новый возлюбленный, секретарь Алексей Молчалин.
- В те времена люди создавали семьи в более раннем возрасте. Возможно, Софья не надеялась на возвращение Чацкого. Может, она хотела выйти замуж и не остаться старой девой.
- В произведении четко не обозначены взгляды Софьи на картину современного мира. Есть вероятность, что она придерживается мнения отца и нового возлюбленного.
Узнав о том, что у Софьи появился новый поклонник, Чацкий не может понять, за какие качества Молчалина так высоко оценили. По его мнению, он просто подлиза без собственного мнения, не показывающий чувств и настоящих эмоций.
Чацкий до последнего не верит, что такой человек смог затмить его в глазах Софьи. Возвращаясь в Москву, Александр Андреевич надеялся, что возлюбленная ждет его, они поженятся и будут счастливы. Взглянув на ситуацию свежим взглядом, Чацкий понимает, что находится в болоте старых взглядов, и больше ни любовь, ни надежды его не удерживают оставаться там. Он покидает имение Фамусовых навсегда.
Можно ли считать Софью виновной в таком исходе любовной линии? Наверное, нет. Чацкий поступил низко, бросив ее без надежд и обещаний одну. Чего же можно ожидать в таком случае?
Консерваторская Русь
Несмотря на очевидную любовную линию, которая, казалось бы, является главной темой произведения, это совсем не так. Основная мысль Грибоедова — показать всю суть старого мира, погрязшего в традициях и консервативных взглядах.
В рецензии «Горе от ума» пишут, что само название говорит читателю, что автор стоит на стороне Чацкого, однако понимает, что насаживать силой новые взгляды в неготовые к этому умы нельзя. Грибоедов смотрел в будущее.
В скором времени после издания книги будут появляться такие же умные самоотверженные молодые люди, которые в конечном счете изменят Россию и поведут ее в новое будущее.
Но в 1822 году это течение только начиналось. Грибоедов успел написать историю о самых злободневных событиях того времени.
Кстати, время, описанное в пьесе, выбрано неспроста. Известно, что в течение многих лет после войны взгляды людей костенеют, остаются такими же, как в тяжелые годы. Все, кто воевал в 1812 году, спустя десять лет верят, что нужно придерживаться старых традиций. Невозможно научить чему-то новому человека, который морально не готов воспринимать информацию. Остается только ждать, когда это старое поколение уйдет, чтобы новое смогло выбрать себе свой собственный новый путь.
После издания произведения многие высказывания, написанные Александром Сергеевичем Грибоедовым, стали крылатыми. Их запоминали и использовали в речи читатели. Например:
- «А судьи кто?»;
- «Дома новы, а предрассудки стары»;
- «И дым Отечества нам сладок и приятен»;
- «Свежо предание, да верится с трудом»;
- «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Многие из этих цитат не потеряли значимости и в современном мире. Наверное, можно сказать, что произведение Грибоедова вне рамок времени, актуально во все периоды общества как до написания пьесы, так и после.
Новое и старое — хорошо и плохо
Конечно, нельзя бездумно тянуться за любыми новыми веяниями. Во всем должен сохраняться разумный подход. Разрушив старые устои, нужно создать что-то новое. В такие моменты крайне важно, кто руководит движением, какими методами эти люди добиваются задуманного.
Достаточно вспомнить советский захват власти. Многие из народа шли за своей мечтой, о которой кричали с трибун. Они получили голод, нищету, террор. А какой ценой произошел этот переворот, сколько людей погибло, сколько среди них было невиновных ни в чем — уму непостижимо. Это только риторические вопросы, ответы на которые мировое сообщество уже никогда не узнает.
В каждой ситуации нельзя бездумно идти за толпой, потакать идеям других и совершать такие поступки, о которых совесть будет часто напоминать. В произведении за Чацким не пошли, разделяющих с ним взгляды людей он не нашел. Однако нельзя достоверно утверждать, что он не посадил зачатки идей в голове кого-нибудь, кто слышал его речи. Таким образом, как снежный ком, нарастает идея, которая имеет уже не одного и не двух последователей.
Конфликт поколений в других произведениях
Для русских писателей проблема отцов и детей не нова, во многих других произведениях она тоже поднимается. Канва сюжета примерно одинакова: «дети» отрицают все стандарты и убеждения «отцов», они пытают поведать им нечто новое, то, что решит будущее общества.
Представители старого строя отрицают все, что предлагает им молодежь. Все равно, дети только тешатся, консервативные устои никогда не падут. В такой ситуации, если грядут действительно значимые изменения, важно, чтобы «старики» нашли свое место в новом мире, а не потерялись в своих воспоминаниях и непонимании нового.
В романе «Отцы и дети» русского публициста Ивана Сергеевича Тургенева эта проблема лежит в основе сюжета. Базаров — представитель нового общества, которое готовится расчистить свой путь от старого хлама к новым высотам. Кирсанов — консерватор, ценитель идей из прошлого, строя, традиций и правил. Друг для друга они враги, которые уничтожают мечты. Кирсанов понимает и опасается, что все последователи старого строя и есть тот хлам, который в скором времени обещает очистить Базаров.
Находясь в открытом конфликте, никто никогда не придет к единому решению. Однако у всех этих героев одна судьба — жить дальше вместе, терпеть друг друга и учиться чему-то новому в единении.
Конфликт поколений актуален всегда. Старшее поколение не готово к тому, что рано или поздно дети вырастают, и, вполне возможно, молодежь придет учить их чему-то. Оно не готово менять свою социальную позицию «родитель» на «взрослого» и, соответственно, вести диалог дальше на равных.
К сожалению, чаще всего закоренелые последователи своей идеи так и пропадают в мечтах. Они не находят свое место в новом мире, противопоставляя себя всему человечеству. В каждой семье возникает проблема отцов и детей. У кого-то она проходит почти бесследно, а для кого-то становится камнем преткновения. Семьи рушат свои связи, нарастает обида.
Решить все это возможно простым разговором, попыткой понять друг друга и услышать, принять чужие взгляды, пусть они и отличаются от собственных. Открытые конфликты никогда не научат слышать оппонента. Иногда стоит представить себя на его месте, попробовать понять причину такой закоренелости мыслей и строить разговор исходя из этого.
Отзывы о пьесе
Читается легко благодаря своей форме — комедия написана в стихах. Грибоедов долго размышлял над пьесой, рассуждая, как преподнести читателям свою идею. Работа над книгой заняла у писателя немало времени, но каждая секунда, затраченная им, стоит получившегося результата.
Мы проходили литературное произведение в 9 классе. Потом писали по нему сочинение. Я люблю читать классику. Определенно «Горе от ума» обязательно к прочтению, ведь оно учит многому.
Читал давно, но запомнился сюжет надолго. Советую всем школьникам ознакомиться с комедией. Моему сыну попалось на экзамене сочинение про любовь, в котором надо было привести примеры из литературных произведений. Он вспомнил «Горе от ума».
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!