Сюжет «Сказки о царе Салтане» для читательского дневника
Русскую культуру и литературу уже невозможно представить без сказок А. С. Пушкина. Читая их, трудно поверить, что они созданы кропотливым и терпеливым пером поэта, кажется, будто они сами выпорхнули из сердца русского языка. Любимое сочинение многих поколений — «Сказка о царе Салтане». В читательском дневнике наряду с кратким содержанием следует отметить главную мысль произведения и подчеркнуть фольклорно-сказочные элементы его жанра.
Оглавление:
Особенности сказки
Произведение было написано в 1831 году. Для его написания Пушкин использовал материал многих народных сказок. Известно о шуточном споре между Пушкиным и Жуковским на лучшую поэтическую переработку фольклорного материала. В результате поэты доказали, что оба являются виртуозами слова, а русская литература обогатилась четырьмя великолепными произведениями («Спящая красавица» и «Царь Берендей» Жуковского, «Балда» и «Сказка о Царе Салтане» Пушкина).
Фольклорные мотивы
Тема чудесного ребенка очень часто встречается в сказках народов мира. Также мотив оклеветанной царской жены с последующим ее оправданием и восстановлением в правах очень распространен в фольклоре. От себя Пушкин добавил новый необычный сюжет — морской остров с идеальным государством, управляемый справедливым князем.
В произведении не так много действующих лиц:
- Салтан — царь страны, в которой начинается действие.
- Царица — девушка, на которой женился государь.
- Ткачиха, повариха — девицы, отвергнутые царем. Вследствие этого они ненавидят государеву жену и замышляют оклеветать ее. Сватья баба Бабариха действует с ними заодно.
- Гвидон — царский сын. На чудесном острове он получает титул князя.
- Царевна Лебедь — заколдованная девушка. Она помогает царевичу и становится его женой.
Поэт мастерски использует народные сказания, очищая их от искусственных наслоений. Он просто и чисто выстраивает на их основе новый сюжет, не теряя очарования и мелодии старинной сказки.
Элементы сказочного жанра
Чтобы придать произведению по-настоящему народное звучание, поэт мастерски использует многие черты этого вида литературы. К тому же он по-новому решает проблему стихотворной передачи фольклора — с помощью четырехстопного хорея вместо балладного стиха. Наличие этих элементов также подтверждает принадлежность произведения к жанру сказки:
- Длинное название. Распространенные подробные заглавия были типичны как в лубочных повествованиях, так и в средневековой европейской литературе.
- Двойной сюжет. По ходу действия решаются сразу две «проблемы»: примиряются царь с царицей, царевич находит прекрасную жену.
Чередование мужских и женских рифм передает плавность и певучесть народного стиля.
Сюжет произведения
Повествование начинается с того, что три девушки поздно вечером сидят за прялкой и мечтают о том, чтобы они сделали, если бы стали царицами. Первая девица хочет приготовить пир на весь мир, вторая хотела бы наткать на весь мир полотна. У третьей девушки другая мечта: она скромно говорит, что родила бы царю сына-богатыря, если бы стала его женой.
Только она успела промолвить это, как открывается дверь, и в комнату заходит царь. Оказалось, он стоял под окном и слышал весь разговор, и речь последней девушки понравилась ему больше других. И он предлагает ей стать его супругой, а других девушек назначает на должность ткачихи и поварихи. Со свадьбой не медлили, и в тот же вечер они обвенчались. Все радуются их счастью, кроме поварихи, ткачихи и сватьей бабы Бабарихи. Эти трое завидуют счастливой царской жене и ждут удобного случая, чтобы оклеветать ее перед мужем.
Клевета завистников
Начинается война. Царь, простившись с женой, уезжает. В его отсутствие царице приходит время родить. Чтобы обрадовать мужа, она посылает ему весточку о рождении сына. Но в то же время у ткачихи, поварихи и Бабарихи созревает коварный план. Они отправляют государю другую записку, в которой сказано, что у царицы родился не ребенок, а какой-то неведомый зверь.
Царь, услышав такую весть, приходит в отчаяние. В гневе он отдает приказ, чтобы ждали его возвращения для дальнейшего решения.
Когда гонец прибывает домой, ткачиха с поварихой тайком выкрадывают письмо царя и подменивают его на другое, где сказано, что царь велит тайно бросить царицу с ее приплодом в бочке в море. Боярам хоть и было жалко царицу, но не осмеливаясь ослушаться приказа, они посадили их в плавучую тюрьму и кинули в океан.
Чудесное спасение
Плывут в бочке царица и дитя. Молодая женщина в глубокой печали, но ее сын растет не по дням, а по часам. И вскоре волна выбрасывает их на берег. Сын встает на ноги и вышибает дно бочки.
На берегу царевич отправляется на поиски пищи. Прогуливаясь, он вдруг видит на море белого лебедя, над которым носится коршун. Царевич выстреливает из лука и убивает коршуна. А лебедь подплывает к царевичу и говорит ему человеческим голосом, что он спас от смерти не лебедя, а девушку.
На этом чудеса не кончаются. На следующее утро, проснувшись, царица и сын видят большой город с церквями и монастырями. Они идут в это прекрасное место, где их роскошно встречают и провозглашают царевича их правителем. Теперь его имя — князь Гвидон.
Первое посещение острова
Далее перед читателем открывается замечательная картина: по яркому синему морю плывет кораблик. На палубе судна стоят матросы и не могут налюбоваться на новый златоглавый город. Там их уже встречают, князь Гвидон зовет их к столу. Между ними начинается разговор, и выясняется, что корабельщики плывут в царство Салтана, отца царевича.
Проводив гостей, Гвидон идет к морю. К нему выплывает лебедь, та самая, которую он спас. Ей он и рассказывает о том, как бы он хотел повидать отца. Лебедь сразу же находит выход. Она предлагает ему сделаться комаром и полететь за кораблем. Так князь и поступил.
Прибыв в свое родное царство в качестве комара, Гвидон видит, что за столом восседает сам царь, вокруг него гости, а прямо напротив государя сидят три лживые тетки царевича, погубившие его мать и его самого.
Встреча с отцом
Царь Салтан стал расспрашивать корабельщиков, откуда они приплыли. Они ему и рассказали о чудном городе на острове, о славном князе Гвидоне. Салтан удивился и сразу же захотел поплыть в это чудесное место, погостить у этого загадочного вельможи.
Но не тут-то было! Повариха, чувствуя, что это грозит им потерей влияния на царя, начинает доказывать, что город на острове не является чудом. Она утверждает, что настоящая диковинка — это белка, которая грызет золотые орехи. Князь Гвидон прекрасно видит коварный замысел тетки и, пользуясь своим положением комара, впивается поварихе в правый глаз. Затем он вылетает в окно и коротким путем летит в свое царство.
Прилетев домой, Гвидон снова идет к морю. Опять выплывает ему навстречу лебедь. Ей он и рассказывает о белочке с необычными орехами. И лебедь творит новое чудо: князь Гвидон заходит во двор и видит пушистого зверька, сидящего на ветке и поющего песенки. Он приказал построить для белочки хрустальный дом и приставил к нему караул, а также дьяка, чтобы тот вел подсчет орехов.
Второе чудо
Через некоторое время остров опять посещает кораблик, он также следует в царство славного Салтана. Гвидон просит их передать поклон государю.
Проводив гостей, князь вновь идет к морю. Лебедь уже поджидает его там. Он опять открывает ей душу, говорит, как его сердце тянется к отцу. Обрызгала его лебедь снова, он превратился в муху и полетел за кораблем.
Влетает Гвидон за корабельщиками во дворец и опять слушает весь разговор. Мореплаватели рассказывают о своем путешествии, но особое внимание уделяют белочке с золотыми орехами. Царь вновь стремится отправиться на этот необыкновенный остров. Но злые тетки снова его не пускают. Ткачиха, усмехнувшись, заявляет, что настоящее чудо — это тридцать три богатыря и дядька Черномор, которые выходят из моря. Царь не может с этим поспорить. Но Гвидон в образе мухи злится, влетает в левый глаз ткачихе и улетает.
Прилетев домой, Гвидон с грустью спешит к лебедю и просит о помощи. Вскоре из моря выходят, все как на подбор, витязи морские под предводительством дядьки Черномора.
Заколдованная Царевна
Спустя немного времени, третий кораблик останавливается у берегов чудесного острова с гостеприимным князем. Гвидон, в этот раз в виде шмеля, отправляется вслед за ними в царство Салтана.
Корабельщики рассказывают об увиденном, гости за столом удивляются, и у царя появляется все большее желание посетить остров. Но Бабариха вновь отговаривает его. По ее словам, настоящее чудо — царевна, необычайной красоты, со звездой во лбу. А шмель-царевич злится на Бабариху и жалит ее в нос.
Вернувшись на остров, он вновь бежит к синему морю и просит помочь лебедь найти ему прекрасную царевну, которую он уже заочно полюбил. И тут, взмахнув крыльями, птица превращается в ту самую чудо-девицу! Вместе влюбленные идут к матери просить ее благословения. В тот же вечер они обвенчались и зажили счастливо.
Воссоединение семьи
Вот уже четвертый кораблик приносит Салтану вести о необычном острове. Мореходы все чудеса: златоглавый город, белочка, живущая в хрустальном доме, тридцать три богатыря и молодая царица-красавица. Также они передают Салтану приглашение Гвидона. На этот раз, царь, никого не слушая, едет на остров.
По прибытии государь видит все чудеса, о которых ему столько довелось слышать. Кульминация сказки наступает, когда прекрасная жена Гвидона представляет царю свою свекровь. Не веря своему счастью, Салтан признает в ней любимую жену. Начинается веселый пир. Только повариха с ткачихой и Бабарихой забились в угол, где им и пришлось признаться во всем содеянном ими.
Мнение читателей о книге
В записи для читательского дневника краткое содержание сказки следует изложить в нескольких предложениях. В дополнение к пересказу необходимо вкратце сформулировать основную мысль и свое отношение к героям.
В отсутствие царя царица и ее ребенок становятся жертвой хитрого плана. Они оказываются выброшенными на берег сказочного острова, где происходят чудеса. Царь много слышит от мореплавателей о чудесной стране, но злые женщины препятствуют тому, чтобы он поехал туда. В финале сказки происходит встреча и примирение царя с его супругой.
Основную идею произведения можно выразить так: что посеешь, то и пожнешь. Как добрые, так и злые поступки нельзя утаить, все рано или поздно станет известно.
Коварные девушки обманом хотят настроить царя против его жены. Однако их план не удается: царевич и царица спаслись и живут на удивительном острове, на котором обитают сказочные существа. Князь Гвидон три раза превращается то в комара, то в шмеля, чтобы увидеть своего отца. Сказка оканчивается женитьбой царевича на царевне Лебедь, а также воссоединением царя Салтана со своей супругой.
Мораль сказки заключается в том, чтобы терпеливо верить в чудо и делать все возможное для достижения своей мечты.
Царица с новорожденным сыном подвергаются жестокой участи: их замуровали в бочке и кинули в море. Чудесным образом на острове Буяне их ждет спасение, царевич становится князем Гвидоном. Его отец, царь Салтан, движимый любопытством, посещает это сказочное место и узнает любимую жену, которую оклеветали злые женщины.
Смысл сказки в том, чтобы делать добро (царевич спасает Лебедь), тогда оно вернется к тебе. Автор учит читателей, что зависть, клевета и обман рано или поздно выходят наружу и будут наказаны.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!