Анализ стихотворения «Письмо матери» Сергея Есенина
Сергей Есенин — один из немногих русских поэтов, в стихотворениях которого можно прочитать всю его биографию, вплоть до месяца. Поэт не стеснялся выставлять свои переживания на суд публике. Делая анализ стихотворения «Письмо матери», можно увидеть этому подтверждение. В нем автор отражает свои чувства по отношению к самому близкому человеку.
Оглавление:
Краткая биография
История создания стихотворения «Письмо матери» относится к концу марта — началу апреля 1924 года: непростому периоду в жизни поэта. Особенность творчества поэта заключается в том, что, не зная биографию Сергея Есенина, трудно понять идею произведения.
В жизни поэта к концу 1923−1924 года происходит ряд событий, которые полностью меняют его, заставляют разочароваться в жизни, задуматься о пережитом:
- Приезд из заграничной поездки, где Есенина мало знали, и он был интересен только как муж А. Дункан, что задевало самолюбие поэта.
- Творческий упадок в 1922—1923 годах, и отход от имажинизма.
- Расставание с А. Дункан — женщиной, по словам самого́ Сергея Есенина, которую он любил, но рядом с ней не мог быть поэтом.
- Метание от одной женщине к другой (А. Миклашевская, Н. Вольпин, которая родила ему сына в 1924 году, Г. Бениславская).
- Смерть Ленина. По воспоминаниям Есенина, это был как гром среди ясного неба.
- Окончательное разочарование после возвращения из-за рубежа в Советской власти.
К 1924 году, живя богемной жизнью, Сергей успевает за один лишь год побывать в психиатрической лечебнице и на допросе по обвинению в антисоветской деятельности и антисемитизме. Его одолевают сомнения: а стоит ли продолжать так жить, и к началу 1924 года он находит только один способ выбраться из затянувшего его болота — уехать подальше из Москвы.
Есенин направляется в Ташкент, где его захлестывает тоска по Родине. Здесь стоит оговориться, что до 1924 года Есенин не видел свою мать и близких более 8 лет, а за последние 2 года жизни посетил Константиново 4 раза.
История написания
Все творчество Есенина можно разделить на несколько периодов, для которых характерна определенная направленность и ярко выраженные черты:
- Крестьянский период (1910−1917).
- Богемный или бунтарский период (1918−1921). В этот период за Есениным, во многом благодаря ему самому и его стихотворениям, закрепляется слава бунтаря, хулигана, пьяница и развратника.
- Поэмный период (1918−1920). В это время написано большинство крупных произведений: «Преображение», «Иисус-младенец», «Иония», «Триптих», «Сорокоуст».
- Заграничный период (1922−1923). В этот этап творчества поэт пишет, по его же словам, очень мало. Выходят первые издания стихотворений за границей.
- Депрессивный или философский период (1924−1925). В это время Есенин пытается пересмотреть свою жизнь, происходит внутренний надлом поэта, нет душевного равновесия, и он пытается вернуться к тому Сергею, который был в самом начале творческого пути: чистый, естественный, открытый, веселый.
Стих «Письмо матери» относится как раз к началу последнего творческого периода поэта, когда и идти уже некуда, будущего нет, да и оно бессмысленно, и назад воротиться невозможно.
Тема одна, а идея другая
Есенин в восприятиях многих — поэт природы и деревенской жизни, но, как правило, это ошибочное мнение, так как в последние годы в большинстве произведений лирическим героем выступает сам автор. При анализе «Письмо матери» Есенина, стоит учитывать некоторые особенности творчества:
- Образ матери в поэзии Есенина за 10 лет творческого пути встречается не более 4−5 раз.
- Нарциссизм, присущий поэту, и тяжелые отношения с родителями — представителями первобытной чистоты, с одной стороны, и дремучей необразованности и дикости с другой.
- Трагизм бытия — тема, пронизывающая все творчество поэта.
- Тесная взаимосвязь между идеей произведений и биографией.
Если прочитать «Письмо матери» без указания автора, создается впечатление, что это покаяние блудного сына, который сожалеет о прошлом. Но строки «…Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож…» указывают на автора произведения — Есенин. Поэт на протяжении нескольких лет создавал своего поэтического героя: златовласый мальчик-лель, превратившийся в бунтаря и забулдыгу, завсегдатая кабаков и драчуна. И этот образ так устоялся, что по-другому поэта никто и не представляет. И многие воспоминания его современников, также работают на миф, созданный поэтом о себе.
Учитывая, что Есенин вел богемный образ жизни и гулял в хороших ресторанах, где собиралась интеллигенция, а простому люду путь туда был заказан, приходит понимание: о финке там и речи не может быть. А о безрассудном пьянстве Есенина — мифе, слившимся с поэтом благодаря его же усилиям, можно судить по его богатому творческому наследию, которое требовало много работы, сил и времени. И здесь вопросы все отпадают.
Есенин хотел стать для всех этаким рубахой-парнем, и ему это почти удалось (сборник «Стихи скандалиста»). Но выше упомянутые строки являются насмешкой над собой: поэт знает, что это миф, который стал его ношей: «…Это только тягостная бредь…»
Анализ произведения
Стихотворение «Письмо матери» не является как таковым обращением к родному человеку, поэта не интересует ни ее здоровье, ни ее мысли. Есенин зациклен на себе, хочет вызвать жалость и сочувствие к своей особе, к несчастной судьбе. Личностные переживания его волнуют больше, чем чувства родных, это наблюдается и в других его стихах: «Ответ», «Письмо деду», «Не буди меня завтра рано…», «Письмо женщине» — и в этом весь Есенин.
Обращаясь к материнским чувствам, Есенин не ищет в них к себе любви, а ищет защиты от тех перипетий, куда завела его судьба. И обращаясь к матери, он усиливает про́пасть между ними, богемным баловнем и неторопливой, первозданной Русью («старушка», «старомодный», «ветхий», «шушун»).
Осознавая всю бессмысленность прожитых лет, поэт сердцем хочет вернуться туда, где все чисто и без притворства, но понимает, что это невозможно, его не переделать. Но автор тут же хитрит: он приедет домой ни зимой, ни осенью, ни даже раннею весной, а «…когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад». Создав свой образ прекрасной Руси, он не хочет окунаться в действительность, а желает жить в своем мире, но подальше от богемских утех.
Произведение «Письмо матери» как нельзя лучше показывает, что у Есенина наступил перелом в жизни, разрушились его идеалы. Самое начало произведения: «Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет!», это обращение ни к матери (конечно же, поэту известно, что родители живы, он поддерживает связь с ними через сестер), а к Руси, которую воспевал поэт, но и от которой так удалился. Его слова «…Я последний поэт деревни» уже потеряли смысл, и это его пугает.
На протяжении своего творческого пути Есенин хочет повенчать «розу белую с черной жабой», где «роза» — крестьянская жизнь, а «жаба» — богемная действительность, которой жил поэт. Понимание, что все планы, которые он строил на будущее, оказались эфиром, что все труды его тщетны, разбивает ему душу. Оглядываясь назад, поэт осознает, что он стал той «жабой», а «роза» как жила своей жизнью, так и живет.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!