Патриархальная теория происхождения государства и права
Если рядового гражданина спросить, почему ему приходится платить налоги в казну, вероятно, будет дан один из вариантов ответов: «Это мой долг» или «За неуплату государством предусмотрено наказание». А откуда это всё взялось и как появилось? Версий множество, но одной из древних, которую развивал ещё Аристотель, является патриархальная теория происхождения государства и права.
Оглавление:
Если рядового гражданина спросить, почему ему приходится платить налоги в казну, вероятно, будет дан один из вариантов ответов: «Это мой долг» или «За неуплату государством предусмотрено наказание». А откуда это всё взялось и как появилось? Версий множество, но одной из древних, которую развивал ещё Аристотель, является патриархальная теория происхождения государства и права.
Суть и авторы концепции
Самыми популярными представителями патриархальной теории государственности, кроме Аристотеля, можно назвать Роберта Филмера, Генри Мейна и Э. Дженкс.
По мнению Г. Мейна, город представляет собой конгломерат из нескольких семей, которые развивались под контролем и властью самого старшего члена мужского пола. Глава или отец патриархальной ячейки обладал большой властью и влиянием на других. Его приказ всегда выполнялся в домашнем хозяйстве. Патриархальная семья была самым древним организованным общественным институтом в первобытном обществе.
Через процесс брака династии начали расширяться и основали род, который обозначает домашнее хозяйство в отдельной группе. Несколько таких объединений составили клан, те, в свою очередь, объединялись в племя. Конфедерация различных племен, основанная на кровных отношениях, с целью защиты от агрессоров образовала содружество, которое и называется государством.
Эдвард Дженкс - другой сторонник патриархальной теории, озвучил идею, что основание государства было обусловлено тремя факторами: мужским родством, постоянными браками и отцовской властью. Таким образом, существенная особенность таких социальных отношений, что семьи росли благодаря потомкам отца, а не матери. Ребенок мужского пола продолжал население. Старший мальчик играл ведущую роль в доме.
Аристотель впервые предложил и продолжал развивать следующую концепцию: «Подобно тому, как мужчины и женщины объединяются в пару, несколько семей образуют деревни, а уже их союз создает государство, которое является самостоятельной единицей».
Конституция как основа права
При обсуждении истоков государственности всплывает вопрос происхождения правящих структур. Что было первичным: правительство или закон, по которому его избрали.
Мнения политологов и социологов по этому поводу разнятся. Кто-то считает, что правительство было сформировано каким-то главенствующим кланом. Он набирал численное большинство и имел авторитет, поэтому реализовывал возможность принимать общие для всех законы (образовывается институт права).
Другие говорят, что только так можно реализовать право на самоопределение отдельного народа. В результате чего часть населения отделилась и приняла Конституцию и систему правления в подавляющем большинстве. Такое правительство всегда оставляет за собой право налагать обязательства меньшинству даже против его воли.
Третьи утверждают, что правительство появилось в результате того, что отдельная группа людей доказала свою эффективность и полезность обществу. В результате из них была сформирована правящая верхушка с правом издавать законы для улучшения жизни всех жителей государства.
Ещё одна концепция подразумевает, что право появилось, когда отдельная семья или клан для реализации своих потребностей не могли оставаться экономически независимыми ввиду разделения труда. В результате приходилось вступать в торговые или обменные отношения с другими социальными группами (семействами). Именно для регулирования таких взаимосвязей и возникла необходимость организации высшего правительства и фундаментальных законов (Конституции). Сюда же относится и возросшая потребность в защите от нападений и разграблений.
Сравнительная характеристика
Если анализировать теорию патриархального происхождения государства, можно заметить, что чаще всего с ней сопоставляют матриархальную. Появляется возможность выделить несколько плюсов и минусов, которые раскрывают суть государства, образованного по патриархальному принципу.
Достоинства:
- Конкуренция — рычаг развития. В таком обществе существует серьезная мужская конкуренция, при которой, чтобы быть интересным женщинам и продолжать свой род, необходимо не останавливаться и развиваться. Новые виды охоты, типы строительства и другие изобретения продиктованы конкуренцией и повышением личностной ценности. Благодаря этому можно заполучить власть и обеспечить себя и своё потомство.
- Государство отлично защищено. Если есть конкуренция, то рано или поздно она проявится и на межгосударственном уровне. А мужчинам, как известно, защищать удаётся лучше, чем женщинам.
- Такое общество чаще сохраняет традиции. Если брать за основу, что фундаментом патриархального общества является семья, а дети в такой ячейке происходят от одного мужчины, логичным будет считать, что связь поколений здесь будет намного прочнее.
- Правительство избирается из умных, опытных и справедливых людей. Общество напрямую заинтересовано в улучшении жизни всех его жителей. При матриархате каждая женщина старается выбрать то, что будет лучше ей и её детям, это может не совпадать с потребностями остальных членов социума.
- Такому обществу проще развиваться духовно.
- Развитие дипломатии. За счет своей основательности и меньшей эмоциональности мужчинам свойственно заключать союзы. В матриархате на первый план выходит женская конкуренция.
- Такое государство быстрее расширяет границы. Стремление восполнить или обновить ресурсы заставляет мигрировать или отселятся отдельные семьи.
Недостатки:
- Не используется весь потенциал общества. Акцент ставится на возможностях и достижениях мужской половины, женская роль довольно ограничена.
- Мужская конкуренция подталкивает к войнам.
- Излишне жесткие законы. Так как в правительстве находятся мужчины, акты часто лишены должной гуманности.
- Способствует появлению и развитию социальной стратификации. Когда у одних членов общества есть возможность иметь большие блага, чем у других, или роли распределяются в зависимости от пола, классового разделения не избежать. Признаки, по которым общество будет разделяться, только расширятся.
Доводы против патриархальной теории
Как и у всех теорий государственности, у этой тоже нашлись противники и критики. Ими были приведены следующие доводы:
- Возникновение государства обусловлено несколькими факторами, такими как семья, религия, сила (безопасность и защита), политическая и экономическая необходимость, то есть человеческое общество создается и развивается по множеству сложных причин.
- По мнению некоторых критиков, основной социальной единицей была всё-таки матриархальная семья. Родство по женской линии в первобытном обществе было причиной развития государственности, так как установление отцовства не имело первостепенного значения в условиях «полигамной анархии».
- Теория, в которой источником есть только семья, является упрощённой. Так как власть отца над детьми носит временный характер, потому что заканчивается, когда дети вырастают. Но власть государства над населением не имеет временных границ.
Патриархальную концепцию государственности можно наглядно представить в виде простой схемы.
Этот рисунок поможет быстро визуализировать суть такой популярной теории и воспользоваться знаниями в любой момент.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!