Особенности новаторской драматургии Чехова
А. П. Чехов — это известный писатель, который прославился как юмористическими творениями, так и драматическими. Он положил начало новому направлению в мировой и отечественной литературе. Особенность драматургии Чехова заключается в том, что на первом месте в его произведениях переживания персонажей, а не события, происходящие вокруг. Это направление критики называют психолого-ориентированной драмой.
Художественные особенности
В своих пьесах Чехов-драматург большое внимание уделял деталям, так как они дают возможность полностью прочувствовать характер героев, попробовать понять суть их действий. Например, центральный персонаж пьесы «Вишнёвый сад» Гаев обожает детские лакомства. Последний утверждает, что именно на них потратил всё своё состояние.
В этом же произведение присутствует такая художественная особенность, как символы. Вишнёвый сад является главным героем произведения и, по мнению критиков, это образ России, которую оплакивают такие, как Раневская, и рубят на корню Лопахины. Пьеса наполнена символами:
- Диалоги персонажей.
- Внешний вид героев.
- Манеры и поступки людей.
- Монолог Гаева со шкафом.
В произведении «Три сестры» автор воспользовался приёмом «разговор глухих». В книге действительно присутствуют глухие герои, но Чехов закладывал в это совсем другой смысл, подразумевая иную глухоту. Действующие лица разговаривают монологами, что даёт возможность больше раскрыться перед зрителями. После закрытия занавеса, по мнению автора, у людей должно возникать ощущение, что выступление на этом не окончено, они сами могут додумать свою концовку.
В «Чайке» сформулирован чеховский приём, который он целенаправленно использовал при написании книги. Это взгляд на время внутри истории. События растягиваются, замедляются, могут повторяться. В роли судьи выступает время, что придаёт особый драматический смысл. Персонажи ждут скорейшего наступления завтрашнего дня, в результате всё время пребывают в мистических отношениях с законами времени.
Новаторство драматургии
Чехов является создателем модернистского театра, за что часто поддавался критике коллег. Он изначально изменил суть драмы — конфликт. В его творениях герои живут. Они воссоздают отрезок жизни, который написал Чехов, а не превращают быт в театральное выступление.
«Дочеховский» драматизм основывался на конфликте между персонажами. На этом и строился сюжет. Автор дал возможность развиваться и просто жить своим героям, при этом не нужно было по традиции постоянно рвать на себе рубаху, вызывать кого-то на дуэль или признаваться в любви в каждом акте, как в Горьковских творениях.
В творении «Дядя Ваня» писатель кратко показывает бури страстей и эмоций. Все смачные поступки персонажей происходят за сценой. В трагикомедии много неоконченных действий. Такое никто не мог себе позволить до Чехова, так как терялся весь смысл.
В своих произведениях автор использует новаторские драматургические приёмы:
- Детализация, направленная на раскрытие внутреннего мира и характера персонажа.
- Детали, предметы, вещи передают основные мотивы пьесы.
- Отсутствует разделение на отрицательных и положительных героев.
- Большинство действий происходит за пределами сцены (зритель ничего не видит, но понимает, что произошло).
- Обращение к подтексту.
- Открытый финал.
- Раскрытие тем долга, счастья, патриотизма, судьбы через случайно брошенные слова, монологи, манеру одеваться или разговаривать.
Структура пьес новатора должна натолкнуть читателей на мысль, что мир неустойчив, а тем более мир стереотипов. Творчество Чехова можно назвать революционным, так как он даже не стремится найти компромиссы с системой театральных действий, например, Горького. Он уверен, что она искусственная, нарочитая и неестественная, полностью уничтожает художественную правду, которую ищут читатели.
Писатель при помощи театра раскрывает наиболее популярные темы: простого счастья, гражданского долга, судьбы человечества.
Влияние новаторских принципов Чехова было колоссальным. Уже в 50-х года его пьесы ставили на театральных сценах Кореи, Китая, Японии. Его произведениями вдохновлялись английские и американские драматурги С. Моэм и Т. Уильямс. Пьесы великого творца уже известны более века, но проблемы, поднятые в его творениях, имеют актуальность и в настоящее время.
А. П. Чехов — это известный писатель, который прославился как юмористическими творениями, так и драматическими. Он положил начало новому направлению в мировой и отечественной литературе. Особенность драматургии Чехова заключается в том, что на первом месте в его произведениях переживания персонажей, а не события, происходящие вокруг. Это направление критики называют психолого-ориентированной драмой.
Художественные особенности
В своих пьесах Чехов-драматург большое внимание уделял деталям, так как они дают возможность полностью прочувствовать характер героев, попробовать понять суть их действий. Например, центральный персонаж пьесы «Вишнёвый сад» Гаев обожает детские лакомства. Последний утверждает, что именно на них потратил всё своё состояние.
В этом же произведение присутствует такая художественная особенность, как символы. Вишнёвый сад является главным героем произведения и, по мнению критиков, это образ России, которую оплакивают такие, как Раневская, и рубят на корню Лопахины. Пьеса наполнена символами:
- Диалоги персонажей.
- Внешний вид героев.
- Манеры и поступки людей.
- Монолог Гаева со шкафом.
В произведении «Три сестры» автор воспользовался приёмом «разговор глухих». В книге действительно присутствуют глухие герои, но Чехов закладывал в это совсем другой смысл, подразумевая иную глухоту. Действующие лица разговаривают монологами, что даёт возможность больше раскрыться перед зрителями. После закрытия занавеса, по мнению автора, у людей должно возникать ощущение, что выступление на этом не окончено, они сами могут додумать свою концовку.
В «Чайке» сформулирован чеховский приём, который он целенаправленно использовал при написании книги. Это взгляд на время внутри истории. События растягиваются, замедляются, могут повторяться. В роли судьи выступает время, что придаёт особый драматический смысл. Персонажи ждут скорейшего наступления завтрашнего дня, в результате всё время пребывают в мистических отношениях с законами времени.
Новаторство драматургии
Чехов является создателем модернистского театра, за что часто поддавался критике коллег. Он изначально изменил суть драмы — конфликт. В его творениях герои живут. Они воссоздают отрезок жизни, который написал Чехов, а не превращают быт в театральное выступление.
«Дочеховский» драматизм основывался на конфликте между персонажами. На этом и строился сюжет. Автор дал возможность развиваться и просто жить своим героям, при этом не нужно было по традиции постоянно рвать на себе рубаху, вызывать кого-то на дуэль или признаваться в любви в каждом акте, как в Горьковских творениях.
В творении «Дядя Ваня» писатель кратко показывает бури страстей и эмоций. Все смачные поступки персонажей происходят за сценой. В трагикомедии много неоконченных действий. Такое никто не мог себе позволить до Чехова, так как терялся весь смысл.
В своих произведениях автор использует новаторские драматургические приёмы:
- Детализация, направленная на раскрытие внутреннего мира и характера персонажа.
- Детали, предметы, вещи передают основные мотивы пьесы.
- Отсутствует разделение на отрицательных и положительных героев.
- Большинство действий происходит за пределами сцены (зритель ничего не видит, но понимает, что произошло).
- Обращение к подтексту.
- Открытый финал.
- Раскрытие тем долга, счастья, патриотизма, судьбы через случайно брошенные слова, монологи, манеру одеваться или разговаривать.
Структура пьес новатора должна натолкнуть читателей на мысль, что мир неустойчив, а тем более мир стереотипов. Творчество Чехова можно назвать революционным, так как он даже не стремится найти компромиссы с системой театральных действий, например, Горького. Он уверен, что она искусственная, нарочитая и неестественная, полностью уничтожает художественную правду, которую ищут читатели.
Писатель при помощи театра раскрывает наиболее популярные темы: простого счастья, гражданского долга, судьбы человечества.
Влияние новаторских принципов Чехова было колоссальным. Уже в 50-х года его пьесы ставили на театральных сценах Кореи, Китая, Японии. Его произведениями вдохновлялись английские и американские драматурги С. Моэм и Т. Уильямс. Пьесы великого творца уже известны более века, но проблемы, поднятые в его творениях, имеют актуальность и в настоящее время.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!