Анализ рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
Александр Солженицын в своём рассказе показывает читателю нелёгкую судьбу людей, живших во времена сталинской репрессии. Тех, кто не угодил Советской власти, попросту ссылали в сибирский лагерь. Автор повествует о том, что отправляли туда людей всех статусов, никто не мог избежать этой участи. События ведутся от первого лица одного из заключённых, который рассказывает о типичном дне в лагере, поэтому произведение получило название «Один день Ивана Денисовича». Анализ рассказа поможет полностью понять, что пытался донести автор.
Оглавление:
История написания
История создания рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича» начинается ещё в 1950—1951 годах. Идея автору пришла, когда тот отбывал срок в лагере северного Казахстана. Он долго думал, как донести до читателя всё то, что происходило там с заключёнными. Солженицын пришёл к выводу, что надо подробно описать один день лагерной жизни. К написанию рассказа он приступил спустя 9 лет после своего возвращения из ссылки. Дата написания — 1959 год.
В 1961 году Солженицын передал свой рассказ редактору журнала «Новый мир». Однако он оставил произведение без подписи и некоторых моментов, на которые бы гневно отреагировали политические деятели. В редакции рассказу приписали псевдоним А. Рязанский, а главный редактор Твардовский о нём отзывался с восхищением.
В редакции Александру Солженицыну предложили сменить название, поэтому изначально оно выходило как «Щ-854. Один день одного зэка». А также жанр изменился на повесть.
К сожалению, автор понимал, что цензуру произведение не пройдёт из-за негативных высказываний о политике, поэтому ему пришлось обращаться за помощью к Хрущёву, который смог добиться публикации рассказа. Перед читателями произведение предстало в 1962 году. Критики бурно обсуждали это событие, так как оно перечёркивало все нормы, дозволенные для издания.
Из-за рекомендации редактора произведение определено как повесть, но по своей структуре оно больше относится к рассказу. Это можно понять по небольшому объёму, неразветвлённости сюжетной линии, ведению повествования от первого лица. Солженицын пишет в стиле реализм, так как произведение основывается на реальных событиях.
Тема и проблематика
Многие авторы вспоминают времена сталинской репрессии в своих произведениях. Александр Солженицын решил более углублённо донести до читателя всё происходящее в лагерях. Своё повествование он ведёт о людях, которые были сосланы в политические ссылки по разным причинам.
Герои произведения:
- Шухов Иван Денисович;
- Цезарь Маркович — человек, любящий поговорить об искусстве; часто ему присылали посылки с большим количеством еды и всего необходимого;
- Стенька Клёвшин — солдат, сидевший за «измену Родине»; был в концлагере, в котором над ним жестоко издевались;
- Фетюков — трусливый и безвольный; у других заключённых вызывает лишь презрение и отвращение из-за своих повадок;
- Бригадир Тюрин — вызывает уважение у заключённых, так как всегда готов постоять за свою бригаду; справедливый и сильный мужчина;
- Эстонцы — два заключённых, которые стараются держаться друг друга и делать всё сообща;
- Ю-81 — старый мужчина, который большую часть своей жизни провёл в лагерях; вызывает всеобщее уважение;
- Алёшка-баптист — отправили в ссылку за веру в Бога; часто любит поспорить о религии;
Один день из жизни Ивана Денисовича автор описывает, сохраняя даже незначительные детали лагерного устоя. Из-за этого произведение и получило своё название.
Иван Денисович воевал на фронте, но попал в плен к врагам, откуда смог сбежать. Именно из-за этого его сослали в лагерь к остальным заключённым. За те годы, пока отбывал свой срок, он не потерял свою человечность и доброту. Однако смекалка и хитрость, которыми он владел, помогали ему в лагерной жизни.
Помимо Шухова, в рассказе фигурируют и другие заключённые, которых Солженицын кратко описывает. Он совершенно не скрывает своё восхищение Алёшей, который до конца не отказывается от своего мировоззрения. А также он симпатизирует командиру, который не ставит себя выше других, а наоборот, старается помогать своим подопечным и заботиться о них.
Автор в своём произведении показывает читателю, как лагерная жизнь может изменить людей. Кто-то полностью меняет свои взгляды и ломается под натиском жёстких условий. Однако есть и те, кто выдерживают всё происходящее и не отрекаются от своего мнения.
Проблематика рассказа:
- Любовь к Родине;
- Вера в Бога;
- Взаимопомощь;
- Человеческая жестокость.
Композиция произведения
Изначально композиция произведения продиктована временем и событиями, которые происходят в стране во времена сталинской репрессии. Рассказ начинается с пробуждения Ивана Денисовича, которое сразу переносит читателя в лагерную жизнь.
Читателю рассказывается обо всех передрягах, об уговорах с другими заключёнными, о лагерных работах и внутренних устоях, которые помогают Шухову урвать немного еды из посылки богатого заключённого Цезаря. А также чувствуется общий страх перед карцером, из которого здоровым ещё никто не выходил.
Заканчивается произведение отбоем в камерах. Засыпая, Иван Денисович понимал, что день этот для него оказался счастливым, как и все остальные.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!