Анализ «Гуттаперчевого мальчика» для читательского дневника
«…Когда я родился — я заплакал; впоследствии каждый прожитой день объяснял мне, почему я заплакал, когда родился…» Такой эпиграф выбрал Дмитрий Васильевич Григорович к рассказу «Гуттаперчевый мальчик», читательский дневник можно начать заполнять именно с этой фразы. Она точно передаёт весь смысл произведения. Бедный мальчик был настолько несчастен, что над судьбой сироты плакали и современники автора, и сегодняшние школьники.
Оглавление:
Характеристика персонажей
Главного героя окружают люди, которых тоже не назовёшь счастливыми. И всё это трагичное существование столь несхожих по своим душевным качествам персонажей передано на контрасте с безоблачной жизнью членов графской семьи.
На фоне роскоши и богатства труппа цирка выглядит ещё более обездоленной и обделённой. Характеристика главных героев поможет провести сравнительный анализ:
- Петя, восьмилетний мальчик, сирота, отдан в цирк на обучение воздушной гимнастике. За гибкость артиста прозвали гуттаперчевым. Гуттаперчевость — это свойство резины, другими словами, эластичность. К сожалению, это не природная особенность Пети, а способность организма, выработанная побоями и утомительными тренировками.
- Акробат Карл Богданович Беккер. Требовательный наставник Пети, жестокий и бездушный человек. Он обращается с мальчиком как с вещью, нещадно терзает его, изнуряет долгими занятиями, стараясь воспитать уникального артиста. За малейшие провинности властный немец строго наказывает подопечного.
- Эдвардс. Старый клоун, любимец публики, весёлый и беззаботный на сцене, угрюмый и необщительный за кулисами. Единственный близкий человек Пети. Он с добротой и нежностью относится к мальчику, старается скрасить серые будни ребёнка.
- Директор цирка. Эгоистичный распорядитель, его волнует только один вопрос: состоится представление или нет. За судьбу труппы он не переживает, рискует артистами в погоне за хорошей выручкой.
- Граф Листомиров. Задумчивый мужчина средних лет худощавого телосложения, немного нервный и неуверенный в себе, легко раздражающийся и часто всем недовольный.
- Графиня Листомирова. Страдает от невнимательности мужа. По любому вопросу старается узнать мнение графа, «чтобы потом не вышло привычного».
- Верочка. Старшая дочь графа Листомирова. Нежная и чувственная девочка с добрым и жалостливым сердцем. Вера настолько впечатлительна, что ей даже не разрешают читать книги.
- Паф. Апатичный, слегка полноватый мальчик пяти лет. Единственный сын Листомировых.
- Зизи. Шестилетняя сестра Веры и Павлика, болезненная и капризная.
- София. Молодая стройная брюнетка, родная сестра графини Листомировой, тётя Веры, Зины и Павла. У девушки нет собственных детей, поэтому она посвятила свою жизнь воспитанию племянников. Она всем сердцем любит их и ласково называет «мои деточки».
Аннотация повести
Дмитрий Васильевич Григорович своим произведением старался обратить внимание общества на беззащитность и ранимость детей. И совсем необязательно, чтобы ребёнок был из неблагополучной семьи. Даже любящие и заботливые родители порой по неосторожности могут обидеть своё дитя, резким словом, хмурым взглядом, укором или насмешкой. «Гуттаперчевый мальчик» в кратком содержании для читательского дневника ярко показывает картину социального неравенства.
Грустная повесть о маленьком акробате понравится юным читателям. Конечно, печально переживать о неблагосклонной судьбе несчастного мальчика. Но рассказ очень поучительный. Как могут быть черствы и безжалостны одни, унижены и оскорблены другие; как легко властвовать над беззащитными; как просто закрыть глаза на бессилие и справедливость.
Автор хотел показать, что подобного неравенства просто не должно быть, и донести до людей главную мысль: всем необходимо жить в мире и согласии, в ладах с окружающими и собственной совестью.
Глава первая
Пятый день Масленицы. Весёлый и шумный народ толпится на рыночной площади. Нет настроения только у распорядителя цирка. Он боится, что метель сорвёт вечернее представление. Если пробраться под купол цирка и заглянуть за ширму, можно услышать, как директор ругает артистов: оступившуюся молодую наездницу и старого клоуна, который умел рассмешить любого зрителя, но с коллегами был необщителен.
А чуть дальше в каморке акробата Беккера на деревянном стуле сидит худой бледный мальчик, воздушный гимнаст Петя. Учитель груб и невежествен, ругает ученика за плохое выступление. Клоун Эдвардс пытается заступиться за ребёнка, но Беккер неумолим, взяв в руки хлыст, он ведёт подопечного на тренировку.
Вторая и третья части
Во второй и третьей главах рассказывается о несчастной судьбе мальчика. Пете всего 8 лет, но за эти годы он многое пережил. Его мама умерла, когда мальчишке было всего 5. Отца он никогда не видел. Некоторое время сирота жил с подругой матери, прачкой Варварой, но та, не имея возможности содержать Петю, отдала его в цирк на воспитание акробату. Жизнь в цирке была сложной: Беккер, так звали учителя мальчика, был строг, груб и безжалостен.
Хотя и до смерти мамы ребёнок не знал хорошего с собой обращения. Они скитались по углам, ходили в отрепье и часто голодали. В день прощания с Варварой Петя очень плакал, цеплялся за руки доброй женщины, но волею судьбы он остался во власти грозного Карда Богдановича. Мальчика трясло от страха и ужаса. И не зря. Беккер грубо обращался с ребёнком, избивал и наказывал его. А однажды он убил щенка, которого Пете подарил Эдвардс. Он переживал за судьбу мальчика и всячески старался облегчить существование несчастного малыша.
Продолжение истории
В четвёртой главе сюжет переносится в усадьбу графа Листомирова. Здесь светло, тепло и уютно. У детей графа — Верочки, Зиночки и Павла, много книг и игрушек. Сегодня игровая комната наполнена смехом. У детей радостное событие: в пятницу они поедут в цирк со своей тётей Соней. Отец, конечно же, не в восторге от этой идеи, но граф Листомиров практически всегда находится в подобном расположении духа, поэтому поездка на представление всё-таки состоится.
Накануне дети весь день вели себя хорошо и были послушны. В пятницу после завтрака Верочке разрешили прочитать афишку: «Парфорсное упражнение на неоседланной лошади, эквилибристические упражнения на воздушной трапеции, гуттаперчевый мальчик. Воздушные упражнения на конце шеста вышиною в 6 аршин» Как много непонятных странных слов. Но больше всего Веру взволновали вопросы о мальчике. Что это значит? А он настоящий? Что он будет делать на этом шесте? Тётя Соня ответила, что представление само за себя всё расскажет.
Поездка в цирк
Дети с няней и тётей Соней приехали в цирк, нарядные и счастливые. Зизи и Паф ждали начала представления.
Верочка ждала один-единственный номер — выступление гуттаперчевого мальчика.
Сначала на арену вышел клоун с большими бабочками на груди и спине, после на белой лошади выехала молодая девица, которая чуть не убилась утром, наездницу сменил жонглёр, а его другой клоун и новые лошади, и так вплоть до антракта. После перерыва из-за портьеры наконец-то показалась рослая фигура акробата Беккера, державшего за руку худенького белокурого мальчика в голубом обтягивающем костюме, расшитом блёстками. Выступление началось.
Беккер закрепил один конец шеста у пояса на животе, а другой конец, расположенный перпендикулярно, начал приводить в равновесие. Мальчик взобрался акробату на плечи, схватил тоненькими ручками шест и начал по нему взбираться. Наверху Петя схватился за перекладину, зацепился за неё ногами и свесился вниз головой. Кто-то кричал «браво», а кто-то просил остановиться. Шест раскачивался из стороны в сторону, видно было, каких усилий стоит Беккеру приводить его в равновесие.
Мальчик продолжал скользить на спине и тихо-тихо спускался вниз головою… Внезапно что-то сверкнуло и завертелось, сверкая в воздухе; в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену. В зале началось волнение. Несколько человек подхватили мальчика и понесли к портьере, прикрывающей в ход в конюшню. Несмотря на суету и панику, в толпе можно было разглядеть рыдающую девочку и кричащую: «Ай, мальчик! Мальчик!» Это была Верочка.
Гибель мальчика
Последняя глава самая короткая, но самая трагичная. В полутьме на грязном тюфяке лежит брошенный всеми мальчик с переломанными рёбрами и разбитой грудью. Он обвязан и забинтован, в полуприкрытых глазах чуть теплится потухающий взгляд.
Иногда из мрака появляется фигура Эдвардса. Он тревожится, наклоняется к лицу мальчика, вглядывается, прислушивается. На следующее утро афишка цирка не возвещала упражнений «гуттаперчевого мальчика». Имя его и потом не упоминалось; да и нельзя было: его уже не было на свете.
Печально, но эта не повесть не просто о мальчике Пете, а о всех детях, родившихся в середине девятнадцатого века в бедных семьях. В те времена, когда происходили события, описанные в произведении, жизнь ребёнка-сироты ничего не стоила, за него не мог никто вступиться и спасти от гибели. Даже при живых родителях детей отдавали на заводы и в мастерские, заставляли трудиться наравне со взрослыми. Это современный ребёнок имеет право на достойное и счастливое детство, а с мальчиками и девочками тех лет взрослые обращались пренебрежительно.
Несчастный ребёнок погиб, брошенный и ненужный никому, кроме старого клоуна. Никто не захотел оказать помощь, никто не проводил в последний путь, никто не скрасил жалкого существования малолетнего артиста.
И только печальный Эдвард с замиранием сердца считал последние минуты жизни полюбившегося ему мальчика Пети.
Примеры сочинений
Сначала я хотел прочитать «Гуттаперчевый мальчик» в кратком содержании, но потом передумал. И не зря. Мне понравилась эта грустная, но очень интересная повесть. Очень жалко бедного Петю. Если бы я оказался в том времени, хотел бы быть другом этого акробата, чтобы поддерживать его и веселить.
Только не могу понять, почему этот Беккер такой злой и жестокий? Может быть, он тоже ещё в детстве попал к строгому учителю и сам стал таким же? Тогда и его тоже жалко. Ведь это, наверное, сложно, перенести множество невзгод и обид, а всё-таки остаться милостивым и справедливым человеком. Я рад, что Петя сумел сохранить своё сердце добрым и любящим. Жаль, конечно, что судьба отвела ему всего 8 лет.
Сначала я прочитала рассказ Валерия Медведева «Фосфорический мальчик». Было весело и забавно. И тогда я решила прочитать ещё одну повесть из списка заданных на каникулы. Я рассматривала картинки с сюжетами цирковой жизни и думала, что рассказ будет юмористическим. Но мне было совсем не до смеха. Как же я плакала. Какие бедные и несчастные люди! Мне так их всех жалко, и так хочется всем помочь.
Мама успокаивала меня, говорила, что всё это выдумки. А я-то знаю, что всё могло быть так на самом деле. Я читала, как жили раньше, какие были бедные семьи и несчастные дети. Я очень рада, что живу сейчас. У меня есть собственная комната, игрушки, сладости. А самое главное — есть любящие и заботливые родители.
Я читала книгу и плакала над каждой главой. Как мне хочется пожалеть этого несчастного маленького акробата. Никто не переживал за него, кроме Верочки и Эдвардса. Взрослые люди бросили умирать маленького мальчика на пыльном тюфяке. Ну как же так? Неужели у них совсем нет сострадания? Как же тяжело было читать про потухающий взгляд, про переломанные рёбра, про разбитую грудь. А как больно было многострадальному Пете. Как жалко, что его жизнь закончилась вот так печально: я бы хотела, чтобы мальчик вырос, ушёл из цирка, завёл семью и жил долго и счастливо. Если бы я писала этот рассказ, обязательно добавила бы капельку справедливости.
Кому-то покажется, что рассказ слишком грустный, полон жестокости и несправедливости, и его не нужно проходить в школе. Но дети учатся состраданию на таких произведениях. Даже краткий пересказ «Гуттаперчевого мальчика» Григоровского не оставит равнодушным ни одного читателя.
Отзывы читателей
Да, в этой книге нет хорошего конца. В ней описана судьба мальчика-сироты Пети, отданного в учение к акробату. А само содержание уместится в двух словах: это история, как в цирке упал с высоты воздушный гимнаст. Вот только ему было всего 8 лет. А если ещё задуматься и о предшествующих событиях, происходивших с Петей до попадания в цирк, становится печально. А то, что вся история идёт на контрасте с графской семьёй, чётче подчёркивает неравенство и неравноправие.
Маленький мальчик Петя, оставшись сиротой, по воле случая попал в цирк, к акробату Беккеру — человеку весьма жестокому и чёрствому. В цирке он встречает любовь и сочувствие со стороны доброго клоуна Эдвардса, но тот не может защитить мальчика от Беккера, так как принадлежит ему. На одном из выступлений мальчик падает с шеста. Единственное, что смогли для него сделать артисты цирка, это отнести в каморку на старый грязный тюфяк. На афишах цирка больше нет номера гуттаперчевого мальчика. Он покинул этот мир навсегда.
Автор рассказа описывает непростую жизнь маленького мальчика, который был сиротой. Рассказывает о его нелёгкой судьбе и доле. В 5 лет он остался без мамы, и мальчика отдали на попечение к огромному акробату, который часто избивал подопечного. Завершилась повесть очень трагично: мальчик погиб на сцене, упав с высоты. Рассказ учит тому, что к детям нужно относиться с любовью и вниманием.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!