Краткое содержание рассказа Чехова «Дом с мезонином»
Один из лучших рассказов, написанных Антоном Павловичем Чеховым, — «Дом с мезонином». С кратким содержанием произведения стоит ознакомиться тем читателям, кто желает быстро узнать сюжет и понять роль центральных героев. У некоторых персонажей истории имеются свои прототипы, которых лично знал писатель.
Оглавление:
Начало истории
События разворачиваются во второй половине XIX столетия в одной из губерний Российской империи, куда приехал в гости к помещику Белокурову художник. Правда, большую часть времени он проводил не в написании полотен, а в праздной прогулке. Он гулял не спеша, чтобы хорошенько рассмотреть местные живописные пейзажи.
Однажды дорога завела мужчину в парк, который давно был заброшен, поэтому выглядел неухоженным и заросшим. Этот сквер находился во владении помещика. В воротах он повстречал двух прелестных юных особ, которые смогли всколыхнуть в душе художника самые светлые порывы. Мужчина тут же решил, что нужно обязательно завести с дамами знакомство.
Уже вернувшись домой, он узнал от Белокурова, что имение принадлежит знатному роду Волчаниновых. Глава семейства давно умер, теперь в доме проживают трое, а именно:
- вдова Екатерина Павловна;
- старшая дочь Лида;
- младшая дочь Женя.
Лида была девушкой образованной, занимала должность учительницы в местной школе, барышня была горда своей независимостью и самостоятельностью.
Через несколько дней друзья собрались в гости к соседям. Рассказчику понравилась младшая сестра Женя, домашние ее ласково звали Мисюсь. Гость чувствовал себя в имение Волчаниновых, как дома, ему казалось, что он знает это милое семейство долгое время.
Художнику очень нравилось общество этих милых, вежливых и интеллигентных дам.
Развязка событий
После знакомства с благородным семейством мужчина стал регулярно наведываться в гости к соседям, он был в восторге от общения с чистой и непосредственной Женей. Оказывается, у них были общие интересы, они любили праздно проводить время вместе:
- гулять по парку;
- собирать грибы;
- кататься на лодке;
- читать вслух книги.
Целеустремленную и вечно занятую старшую сестру очень раздражали эти встречи, она считала, что художник — неисправимый бездельник, хотя в лицо ему об этом не говорила. У самой Лиды всегда было много забот, она обучала детей грамоте, лечила крестьян, хлопотала за строительство больницы в уезде. Родственники испытывали гордость за Лиду и старались не вмешиваться в ее дела.
Вскоре художник признался Жене в любви, она ответила ему взаимностью, они договорились, что на следующий день тот придет просить ее руки. А когда он заявился в имение, то на пороге его встретила старшая сестра, она заявила, что мама с Женей отправились за границу. А в записке, которую она оставила возлюбленному через сестру, девушка призналась, что против их брака была категорически настроена Лида, а перечить ей она не могла.
Художнику оставалось только вернуться домой, больше он никогда не встречался с членами семейства Волчаниновых.
Но частенько, особенно в грустные моменты, вспоминал юную и нежную Мисюсь из уютного дома с мезонином, где он был так счастлив.
Основная мысль и анализ
Свое произведение «Дом с мезонином» Чехов написал в 1896 году в жанре рассказ, а уже в 1974 году его сочинение было опубликовано издательством «Детская литература». В сюжете поднимается сразу несколько важных тем, а именно:
- Любовь. Правда, она носит едва уловимый характер, эти чувства вспыхивают внезапно, развиваются незаметно и так же быстро растворяются. Художник признается в любви, поддавшись мимолетному порыву, а после стыдится этого поступка.
- Труд — эта тема неоднозначна. Лида выступает в роли настоящей труженицы, она активна и деятельна, девушкой движут не эгоистичные интересы, а желание сделать жизнь лучше. А образы Жени, художника и помещика воплощают своеобразный «дух времени», их праздность свойственна богачам.
- Отсутствие самостоятельности. В рассказе явно прослеживается мысль, что персонажи не владеют своей жизнью. Они не имеют возможности или желания самостоятельно принимать решения. Ведь даже такой личной вопрос, как любовь, решила не сама участница, а ее сестра, которая посчитала художника недостойной партией.
Чехов намеренно показывает, как человек может легко отказаться от собственного счастья. Нежелание действовать, инфантильность обоих героев и абсолютная зависимость от чужого мнения — все это помешало молодым людям построить крепкий союз.
Книга входит в школьную программу по литературе. Ученики старших классов заполняют по пересказу читательский дневник, составляют аннотацию. Поэтому чеховское произведение лучше почитать целиком, оно этого, безусловно, заслуживает.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!