Проявление доброты и жестокости в рассказе «Старуха Изергиль»
Как часто люди в своей жизни думают о доброте или жестокости? Размышляют ли об этом? Или об этих качествах вспоминают только при явных признаках их проявления? Доброта и жестокость в рассказе «Старуха Изергиль» выражаются в образах двух мифических героев — Данко, символе доброты, любви к людям, и Ларре, выражающем гордыню, жестокость и равнодушие.
Оглавление:
Как часто люди в своей жизни думают о доброте или жестокости? Размышляют ли об этом? Или об этих качествах вспоминают только при явных признаках их проявления? Доброта и жестокость в рассказе «Старуха Изергиль» выражаются в образах двух мифических героев — Данко, символе доброты, любви к людям, и Ларре, выражающем гордыню, жестокость и равнодушие.
О двух легендах
Легенды, рассказанные старухой Изергиль в одноименном произведении Максима Горького — прекрасные аргументы для сочинения на тему доброты и жестокости.
Перед читателем 2 героя из двух легенд. Каждый представляет собой отдельную концепцию жизни: Ларра олицетворяет собой зло и жестокость, а Данко — добро и самопожертвование.
В первой легенде говорится о гордом и надменном сыне орла и похищенной им красавицы. Ларра вместе с матерью возвратился к людям, но оказался слишком надменным и гордым, презирающим законы. Однажды он убил понравившуюся девушку за отказ от любви и не увидел в этом преступления. Человеческая жизнь для парня не имеет никакой ценности, Ларра считает себя выше всех: «Он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше». За убийство племя обрекает его на вечное изгнание, а Бог наказывает невозможностью умереть.
Ларра поставил себя выше всех. Он эгоистичен, зол и высокомерен по отношению к людям. Этого героя можно назвать жестоким по своей природе, и он не может быть другим. Жестокость — худшее проявление человеческой сущности, она отталкивает всех вокруг, поэтому племя и отказалось от Ларры. В другой легенде — герой Данко, отважный человек, который вывел людей из густого, непролазного леса ценой собственной жизни, вырвав своё сердце и осветив им дорогу. Племя не оценило его подвиг и растоптало упавшее сердце ногами.
Самоотверженность и доброту Данко люди восприняли как естественную жертву и остались равнодушными к его подвигу. Народ пал духом, и герою захотелось взять на себя заботу о племени.
В противопоставлении этих двух героев видится не просто сравнение доброты и жестокости, добра и зла, а скорее, неблагодарность общества к личности, отдавшей себя в жертву, и мудрость народа по отношению к человеку, проявившему гордыню и равнодушие.
Добро или зло
Рассуждая о доброте и жестокости, хочется понять, почему одни люди добры, а другие злы. Ведь таковы не только Ларра или Данко. Эти же качества присущи и племени, которое окружает каждого из этих героев. А в центре повествования находятся выдающиеся личности, которые вступают в конфликт с обществом.
Племя Ларра — мудрое и доброе. Эти люди пытаются понять его, просят объяснить поступок. Но Ларра — яростный антагонист. Он по натуре чёрствый и равнодушный, не желает ничего объяснять, не хочет жить по правилам племени. Этот герой жесток в своем убеждении, что он выше всех. Племя решило не уподобляться Ларра, не убивать его, а просто изгнать. Ведь одиночество — не награда, а наказание.
Пример Данко — противоположный. Общество в своем равнодушии не оценило поступка героя, который их спас. Насколько восхищает героизм Данко, настолько отвратительно поведение людей, ради которых он умер. Соплеменники оказались трусливы и ограничены: не только не оценили смелость Данко, но и обвиняли его, что он сам не знает, куда их ведет.
Самоотверженный поступок героя — вырвать себе сердце, чтобы осветить людям дорогу — изобличил черную неблагодарность людей. Они даже не заметили, что Данко умер, кроме одного человека, который наступил на его сердце ногой.
Такие люди, как герой легенды, творят историю и двигают человечество вперёд, не ожидая в ответ благодарности.
Нравственный выбор
Равнодушие и жестокость — это зло, а отзывчивость и человеколюбие — добро. Эти истины известны каждому. Человек должен делать добро, не желая получить благодарность и признание, а просто потому, что хочет помочь. И, наоборот, не надо ждать всеобщей любви, если сам по натуре равнодушен, высокомерен и чёрств. Главное — понимать это.
Из рассказа «Старуха Изергиль» очень легко подобрать аргументы для итогового сочинения. Ведь произведение выявляет не только пороки отдельных личностей или общества, но и поднимает нравственные вопросы о ценности и смысле жизни.
Цитаты для итогового сочинения для ЕГЭ по «Старухе Изергиль»:
- «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие» (Конфуций)
- «Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками» (Л.Толстой)
- «Будь добрым к тем, кто от тебя зависит» (У.Маали)
- «Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости» (Сенека)
Рассказ заставляет задуматься, какой путь выбрать: одиночества и пустоты из-за эгоизма, равнодушия и чёрствости характера, или путь милосердия и доброты не ради награды и признания, а ради будущего.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!