Анализ стихотворения Тютчева «С поляны коршун поднялся»
Во всех произведениях Федора Тютчева большое внимание уделено описанию природных пейзажей. Значительно позже к лирике добавляются философские мысли. Одним из таких произведений считается «С поляны коршун поднялся». Анализ стихотворения Тютчева поможет понять основную идею произведения.
Оглавление:
Анализ стихотворения
Начинается стих Тютчева «Коршун» с четверостишия, в котором нарисована спокойная картина — коршун, мирно сидящий на поляне. Птица взлетает и плавно поднимается в небеса, набирая высоту. Повествование льется в размеренном и спокойном темпе, показывая безмятежность птичьего полета, описывая равномерную динамику его движений — как он машет крыльями, поднимаясь над землей. Все описание предстает перед читателем как замедленные кадры из кинофильма, как будто автор заимствовал у природы одну из ее картинок.
Cтихотворение «С поляны коршун поднялся» Тютчева пронизано яркими описаниями природы. Каждая последующая строка показывает нарастающее движение коршуна:
- Сначала он взлетает, начиная свое движение вверх. Он движется в определенном направлении — в небесную высь.
- Постепенно огромный простор неба занимает все большее место в описываемой картине, а птица становится в размере все меньше и меньше.
- И вскоре коршун вовсе исчезает из поля зрения читателя.
Всего четыре строки, а проносятся несколько кадров, сменяя друг друга, словно в киноленте. Только что коршун сидел на поляне, взлетел, поднялся ввысь и исчез из поля зрения. Следующее четверостишие показывает авторские размышления об увиденном, его философские размышления. Он рассуждает о сложных отношениях человека и природы, противопоставляя их друг другу. В этом и есть идея произведения.
Сначала идет описание коршуна, как представителя природного мира. Поэт рисует мощный образ с его сильными и большими крыльями. Он обращает особое внимание на то, что природа наделила коршуна особой силой. Сравнивая его с человеком, автор отдает предпочтение птице, которой и посвятил тему стиха.
Он видит в образе всю мощь и силу, дающую возможность коршуну подниматься высоко в небо и парить там, рассматривая землю сверху. Описывая человека, автор отмечает, что он находится в грязной и пыльной среде обитания, видит парящую в небесах птицу и мечтает полететь также высоко и свободно, но это невозможно. Он просто прикован к земле своими заботами.
Поэт с нескрываемой иронией человека называет царем земли, который привык чувствовать себя великим, однако автор считает, что тот, кто правит миром и имеет власть над своими владениями, не может находиться в грязи и быть прикованным своими обязанностями к земному месту.
В четвертом блоке стихотворения заключена его основная мысль. Человек называет себя всемогущим. Он считает себя земным царем и правителем всего мира. Однако он лишен самого главного — настоящего чувства свободы, которой обладают истинные дети природы. Судьба человека — находиться в грязи и пыли, быть привязанным к земле и только мечтать о свободном полете в небесной вышине.
Делая анализ стихотворения «Коршун» Тютчева, видно, что даже настроение заметно меняется от одной строфы к другой. Если в самом начале автор писал с восторгом и восхищением, показывая величественную картину красивого и свободного полета коршуна, то постепенно эти эмоции меняются на сожаление и печаль.
Ему жаль, что человек не может стать подобием вольной птицы. Он завидует коршуну, который может пользоваться свободой и другими возможностями, данными ему матушкой-природой, в то время как человек лишен этого. Поэту становится грустно оттого, что он не может, как дитя природы, воспользоваться свободой, он ограничен в своих действиях и вынужден обитать в своей среде.
Основная тема и жанр произведения
Стихотворение имеет непростое описание природной картины, относятся к жанру элегия. Это философские рассуждения автора о месте человека в природе. Сравнивая его с коршуном, автор отмечает, что птица вольна выбирать свои передвижения, она ничем не связана и никто не может давать ей указания. Описывая полет коршуна, поэт показывает свое отношение к процессу:
- Он с восторгом наблюдает за птицей, пока она не исчезает из вида.
- В стихотворении небесный простор и высь являются выражением свободы, недосягаемой для человека. Автору хочется вознестись над миром и суетой, как сильному коршуну, однако это невозможно — человеку суждено прирасти к земле.
- Тютчев задается вопросом, почему человек, такое же творение природы, не может, как птица, быть свободным и лететь в любом направлении, куда ему захочется. Ведь он считает себя высшим существом, венцом творения. А быть свободным ему не дано.
Ответ на вопрос заключается в последней строке. Человек называет себя царем земли. Он настолько зависим от этого, настолько прирос к земле, что не может от нее оторваться и воспарить над миром. Единственное, что ему остается делать, это с завистью смотреть на свободных птиц, простых детей природы, которые могут выбирать свой путь.
Тяжела ноша земного царя. У него немало земных забот, которые держат его в своих тисках и не позволяют оторваться от земли и воспарить над миром.
Особенности и размер
Это очень короткое, но содержательное стихотворение состоит всего из восьми строчек. В них не имеется ничего лишнего, благодаря этому, слушать стих приятно. Однако автор вместил целую картину с насыщенными и емкими образами, сравнил и противопоставил человека и природу.
Для написания использован четырехстопный ямб с четким ритмом и практически отсутствием пауз. В повествовании применяются динамические выразительные глаголы, искусно показывающие движение и развитие действий. Для большей торжественности используется ударение на последних слогах многих глаголов. Поэт умело вставляет архаичные слова, синтаксическое удвоение. Называя природу матерью коршуна, автор намеренно указывает на связь свободной и гордой птицы с породившей его природой.
История написания
Тютчев состоял на дипломатической службе, и более двадцати лет жил вдали от родины, в Мюнхене. Все это время он был со своей семьей, занимался любимым делом и жизнь его нельзя назвать тяжелой. Мюнхен давно стал ему родным. Однако поэта частенько посещали печальные мысли о существующих порядках и режимах. Это вполне соответствовало тому времени. Все его философские размышления, впечатления и переживания находили свое отражение в его произведениях.
Казалось бы, обычная картина — полет птицы. Но у поэта это целая философия жизни человека. Сравнивая человека со свободной птицей, он сознательно пытается показать, что человек связан условностями, обязанностями, вся его жизнь подчиняется определенным правилам, заставляющим его выполнять какие-либо обязанности. Он не может поступать так, как ему хочется. Его земное существование не позволяет оторваться и взлететь над суетой земной жизни.
Все стихотворения Тютчева, написанные в этот же период, посвящены природе и человеку. Он наблюдает за явлениями окружающего мира и связью их со всем живым. Пытается понять, какие ее силы движут человеком и всем живым. В каких-то произведениях его размышления овеяны грустью, в каких-то восторгом, но всегда он пытается найти место человека в природе и определить его роль.
Откуда берутся такие думы
Заграничная жизнь Тютчева была спокойной, обеспеченной и размеренной. Но его не переставали посещать мысли о несправедливости мира. Он с грустью размышлял о том, что человек не мог быть по-настоящему свободным. Назвавшись земным царем, человек не стал сильнее. Напротив, он настолько утратил связь с природой, что лишил себя ее поддержки и возможности пользоваться силой. Чувствуя себя царем, человек не может взглянуть на свои владения сверху, а коршун может взлететь и смотреть на весь мир с высоты небес.
Тютчев вспоминает библейскую историю изгнания из рая непослушных детей. Наблюдение за полетом коршуна и тайная зависть к нему — это не что иное, как грусть о потерянном рае, тоска о том, что уже невозможно вернуть.
Привязанность человека к земле, его несвобода в действиях — наказание за человеческое любопытство и непослушание Богу. Теперь человек непременно должен трудиться в поте и пыли, чтобы зарабатывать на пропитание себе и семье. Он может только наблюдать за полетом свободной птицы, завидовать и грустить о невозвратной потере рая.
В этом стихотворении поэт старается показать, что человек в своих стремлениях постичь новое и неизведанное никак не может выйти за пределы определенного круга обязанностей и привязанностей. Для его разума определены узкие и неизбежные границы, преодолеть которые он никак не может. Ему противопоставлен коршун, поднявшийся с поляны, набравший высоту и исчезнувший вдали.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!