Анализ стихотворения Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»
Борис Пастернак — один из самых известных поэтов XX века. Анализ его стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» расскажет об основных идеях, заложенных автором в произведение. В этой поэзии Пастернак размышляет о том, каким должен быть творческий человек, и выражает свои взгляды на литературу.
Оглавление:
План краткого анализа
Анализ стихотворение следует делать, согласно плану. Его можно по желанию расширить и добавить еще несколько пунктов:
- История написания — стих был создан в 1956 году, а впервые напечатан в сборнике поэзий «Когда разгуляется», который включал в себя произведения, написанные Пастернаком за последние три года.
- Основная тема — суть творчества, путь поэта и его предназначение.
- Композиция — стихотворение трехчастное. Написано при использовании ямба, спондея и пиррихия. Автор переходит от одного размера к другому, используя перекрестную рифму.
- Жанр — философская лирика.
В качестве средств художественной выразительности поэт применил метафоры, сравнения, эпитеты и антитезу. А также он задействовал множество глаголов и деепричастных оборотов.
История создания
Борис Леонидович написал стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» в 1856 году. Он создал его, пережив целую череду событий: поэта наконец-то признали и сделали членом союза писателей, но литература в тот период волновала его меньше всего, в основном поэт занимался переводческой деятельностью. Пастернак много размышлял о смысле творчества, а результат своих раздумий и постигшую истину поместил в анализируемое стихотворение.
Незадолго до признания в литературных кругах на поэта обрушилась волна критики в прессе, и такая известность его отнюдь не радовала. Поэтому он и предостерегал других, что слава прекрасна, только когда ее нет. В реальности же это отвратительное явление.
Стихотворение Пастернак включил в свой поэтический сборник «Когда разгуляется», в который вошли его произведения периода 1956−1958 годов. Конечная его версия была опубликована уже посмертно в 1961 году.
Темы и настроения
У произведения торжественное настроение. Борис Леонидович высказывает мысли, которые стоят в фундаменте его мировоззрения:
- Основная тема — поэт и творчество. Пастернак размышляет о предназначении творческого человека и терниях его пути. Он считает, что весь смысл поэзии состоит не в том, чтобы стать известным, а в возможности создать и донести до читателя что-то новое, чего ранее еще никто не говорил. И так в любой области: главное, оставить значимый след там, где ты жаждешь реализовать себя.
- Поэт поднимает проблему самоотдачи. Отнюдь не каждый человек способен пожертвовать собой в пользу высоких идеалов. Люди, как правило, жаждут получить все, ничего не отдавая и не делая взамен. Но легкий успех, по мнению поэта, позорен.
- Автор поднимает тему подлинной и ложной известности. Поэту стоит писать без украшательства себя, ведь его значимость и вклад в культуру оценит время и потомки, а не он сам. Поэтому не нужно строить из себя великого человека, если не являешься таким на самом деле, и оставлять о себе бесполезную стопку бумаг. Некрасивый тот, кто пытается быть знаменитым искусственно.
- В поэзии можно заметить проблему поиска себя в жизни, а также своего стиля и направления в литературе. И только пытаясь делать что-то новое, можно оставить о себе что-то поистине прекрасное.
- Тема скромности — относиться к себе и людям вокруг следует проще, без попыток пустить пыль в глаза. Даже о своих явных достоинствах человеку стоит говорить без излишнего хвастовства.
Важную проблему в поэзии также играет слава. Многие творцы не выдерживают испытания известностью и успехом и под напором славы меняются. Хотя важно до последнего оставаться собой и не обращать внимания на любовь масс — это состояние непостоянно и легко может пройти.
Основная идея
Главная мысль стихотворения состоит в том, что значимость творца зависит не от количества написанных им произведений, а от их качества и от того, насколько велика их ценность в истории человечества, и какой вклад он вносит в культуру. И только тем, кто создает что-то первобытное и неповторимое, в будущем будет дан статус гениев, поскольку на них равняется человечество.
Борис Леонидович призывает творить не ради славы и богатства, а для своего читателя и будущего человечества. Цель настоящего творца состоит в том, чтобы провести дорогу в неизвестность, и тогда люди последуют за ним. Но даже достигнув высот в своей сфере, человек должен оставаться скромным и спокойно относиться к своему успеху и любви публики. Этими явлениями не следует увлекаться, поскольку поэт — это прежде всего художник слова, а не эгоист, стремящийся прославиться и наживиться.
Образы и символы
Лирическим героем произведения выступает сам Борис Пастернак. В своей жизни он пережил взлеты и падения и осознал, каково настоящее лицо славы, публики и признания. Автор понял немало в этом мире и потому желает поделиться своими выводами в поэтической форме. Лирический герой спокоен, он живет в гармонии и умиротворении. Он понял, кто такой настоящий творец. И пусть персонаж довольно уверен в себе, он не останавливается в поисках новых путей для реализаций своих идей.
Путь и след в стихотворении символизируют творческую и жизненную дорогу. Поэт вытаптывает дорогу в неизвестность, открывая неизведанные горизонты, куда по его примеру придут люди. Туда творца ведет зов будущего.
Туман в стихе олицетворяет неизвестность. Именно туда каждый раз отправляются творцы, придумывая нечто новое.
Композиция стихотворения
Композиция поэзии — трехчастная. В первой части автор говорит о творческих людях, о которых пусть и все говорят, но сами из себя они ничего не представляют.
Во второй части поэт предается размышлениям о том, какой должен быть творческий человек. Поэт видит творца как личность, которая живет, думая о вечном, а не о собственной выгоде. Настоящий поэт должен оставить себя и свою жизнь за кадром и показывать только результат своего творчества.
В последней части Пастернак дает советы другим поэтам о том, как следует жить и что делать, чтобы войти в историю, а не обрести «минуту славы». По мнению автора, для этого стоит оставаться настоящим до самого конца, даже если удалось достичь успеха. Но указания поэта — это не просто слова, он сам следует этим заповедям.
Ключевой мотив поэзии — изучение и поиск себя.
Жанр и стихотворный размер
По жанру произведение относится к философской лирике.
Делая анализ «Быть знаменитым некрасиво» Пастернака, хочется отметить, что стихотворение написано в форме послания от автора потомкам и современникам, это его поучение людям, в особенности творческим. Он объясняет читателю, что у истинного пути конечной целью должно быть не признание масс, а нечто более высокое и вечное.
Стихотворный размер в поэзии сложный, автор делает множество переходов, сменяя спондей на пиррихий и на ямб. Этот прием позволил ему свободно передавать свои мысли, не будучи скованным формой. Рифма во всех строках перекрестная.
Художественные приемы
Автор для придания динамичности произведению использует много глаголов и деепричастных оборотов. Это делает его более энергичным и позволяет ярче передать эмоциональное настроение. Помимо этого, в стихотворении присутствуют и другие средства художественной выразительности:
- метафоры — «оставлять пробелы в судьбе», «быть притчей на устах у всех»;
- противопоставление — «поражение» и «победа», «шумиха» и «любовь пространства»;
- эпитеты — «жизни целой», «живому следу», «единой долькой»;
- сравнения — «как прячется в тумане местность».
Все средства художественной выразительности в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво, не это подымает ввысь» подобраны очень гармонично и точно — они способствуют раскрытию идей автора. Анализ поэзии поможет школьникам во время подготовки к урокам литературы, к примеру, в написании сочинения по произведению.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!