Краткий анализ рассказа М. А. Булгакова «Морфий»
Рассказ М. Булгакова «Морфий» — история болезни человека, описанная писателем с медицинской тщательностью, чтобы предупредить молодых людей, которые могут опрометчиво увлечься наркотическими веществами и убить себя. Автор в бытность врачом пристрастился к наркотику, но, к счастью, смог побороть недуг. Анализ рассказа Булгакова «Морфий» дает возможность задуматься о том, какую высокую цену порой приходится платить за сомнительное удовольствие.
Оглавление:
История создания
Во многом автобиографичное произведение «Морфий», которое некоторые исследователи творчества Булгакова причисляют к жанру повести, впервые было напечатано в периодическом издании «Медицинский работник» в 1927 году. Судя по названию рассказа, он вполне мог быть включен в сборник «Записки юного врача», однако писатель решил этого не делать.
Булгаков занимался медицинской практикой и по страшному стечению обстоятельств стал наркозависимым. Пребывая в Никольском, где он работал в местной больнице, Михаил Афанасьевич обследовал пациента, зараженного смертельно опасным заболеванием — дифтерией.
Булгакову показалось, что он заразился от больного, поэтому срочно ввел себе противодифтерийную сыворотку, после чего у него:
- появился сильнейший зуд;
- распухло лицо.
Чтобы купировать болевой синдром, писатель прибегнул к помощи наркотического анальгетика. Ему стало значительно лучше, и писатель, боясь возвращения боли, раз за разом стал повторять инъекции морфия, что в конечном счете вылилось в привыкание к наркотику.
Дурманящее вещество давало забвение и даже ощущение творческого всплеска, рождало фантастические грезы, позволяло убежать от реальности, однако сильно подтачивало и без того слабое здоровье автора. Все психические и физические метаморфозы, происходящие с попавшим в капкан наркотика, нашли отражение в его знаменитом рассказе «Морфий». Автор попытался предостеречь людей, играющих с огнем, от своих ошибок.
Предыстория событий
Повествование ведется от лица доктора Владимира Михайловича Бомгарда, ранее занимавшего должность фельдшера в небольшом населенном пункте Горелове, а затем перебравшегося в больницу уездного города, где его назначили педиатром. Если раньше под его присмотром находились абсолютно все пациенты, то теперь ему не нужно отвечать за каждого больного. Врач безмерно счастлив от того, что с его плеч свалился огромный груз ответственности.
Незаметно пролетело несколько месяцев. Тяжелые мысли о старом захудалом участке, керосиновом светильнике, непроходимых сугробах и одиночестве постепенно стали покидать Бомгарда. Лишь изредка, когда долго не мог заснуть, он думал о начинающем специалисте, которого отправили в эту глушь вместо него.
Однажды, неся ночное дежурство, Владимир Михайлович получил странное письмо, написанное на больничном бланке и содержащее информацию о том, что его университетский приятель Сергей Поляков, призванный заменить Бомгарда на Гореловском участке, тяжело болен и просит помощи.
Встревоженный педиатр никак не мог взять в толк, почему товарищ ничего не сказал о самом недуге и его симптоматической картине, но все же решил прийти ему на выручку. Бомгарду не пришлось ехать в далекий Горелов, поскольку больной врач свел счеты с жизнью, застрелившись из пистолета. В руки Владимира попал дневник с
Дневники Полякова
Далее повествование представляет собой пересказ дневниковых записей Полякова.
Первая запись в дневнике датирована 20 января 1917 года. После институтского распределения молодой врач Поляков оказался в забытой Богом сельской больнице. Сергея нисколько это не смутило, наоборот, ему требовалось сбежать в глушь, чтобы как можно скорее забыть неудачный роман с оперной певицей.
Вместе с Поляковым в земском медпункте работали:
- женатый фельдшер, живший во флигеле;
- акушерка Анна Кирилловна, муж которой попал в немецкий плен.
15 февраля 1917 года герой ощутил острую боль в эпигастральной области. Мешавшие работать болевые ощущения не стихали, и акушерка впрыснула врачу однопроцентный раствор морфия. После инъекции наркотического обезболивающего Полякову впервые за долгое время хорошо спалось. С того рокового дня он уже не мог обходиться без уколов. Пытаясь облегчить душевные страдания, сам того не замечая, врач превратился в наркомана.
Акушерка Анна кляла себя за то, что вовремя не настояла, чтобы Поляков отказался от опасного обезболивающего. В периоды, когда действие наркотического зелья прекращалось, и врачу становилось невыносимо плохо, он понимал, что ходит по тонкому льду, однако после очередного укола наступала эйфория и желание бороться с зависимостью тотчас же отпадало.
По стране прокатилась мощная революционная волна, пал царский режим, но морфинисту эти события были совершенно безразличны.
Из-за регулярных уколов на теле доктора появились незаживающие язвы, а псевдогаллюцинации, преследовавшие его круглые сутки, сводили с ума. Чтобы достигнуть нужного состояния, дозу наркотика приходилось постоянно увеличивать, началась рвота, больной сильно исхудал и уже не мог передвигаться без трости. Он добровольно пришел в психиатрическую клинику, откуда, впрочем, быстро сбежал, украв несколько ампул с морфием.
Не выдержав наркотической ломки, покончил с собой, оставив в дневнике последнюю запись. В 1927 году Бомгард опубликовал откровения коллеги, считая, что его печальный опыт знакомства с наркотиками будет полезен и поучителен для других.
Тот, у кого нет возможности прочитать книгу целиком, может ознакомиться с рассказом Булгакова «Морфий» в кратком содержании.
Анализ произведения
В центре сюжета рассказа — врач, поведавший свою трагическую историю борьбы с наркотической зависимостью. Герой транслирует основную мысль автора: наркомания — верный путь к смерти.
Каким же образом Булгаков раскрывает идейный замысел произведения? Писатель использует излюбленную композиционную структуру — рассказ в рассказе. О происходящем в ключевом эпизоде читатель узнает из дневниковых записей, представляющих собой хаотичные заметки, что явно свидетельствует о крайне удручающем состоянии человека, сломленного наркотиками.
Образ доктора Полякова является центральным, так как на его примере писатель рассматривает такой острый вопрос, как нравственная деградация наркозависимого. Исповедь несчастного врача показывает трагедию отдельной личности, не нашедшей в себе сил бросить вызов пагубному пристрастию и спасовавшей перед лицом смерти.
Толчком к первой дозе наркотика становятся самые разнообразные причины, начиная от банального желания испытать острые ощущения и заканчивая глубокими психологическими травмами. В случае, описанном в рассматриваемом произведении, речь идет о симбиозе внутренних и социальных факторов.
Что касается первой причины, то здесь имеет место душевное опустошение героя после разрыва с любимой женщиной, из чего вытекает следующий провоцирующий механизм. Пытаясь скрыться от собственных переживаний, врач уезжает в непривычную для себя среду, полностью отгораживается от внешнего мира. В таких условиях его психическое состояние становится еще более уязвимым, развиваются нервные расстройства и физические недомогания, что, в свою очередь, приводит к первой инъекции морфия, поставившей крест не только на его карьере, но и на жизни.
По большому счету, это произведение о смерти, тень которой появляется уже на первых страницах и преследует героя до тех пор, пока не одержит над ним скорбную победу.
Идейный замысел и проблематика
В рассказе затронуто немало глубоких психологических проблем, актуальных для любого времени, например, страх боли и смерти. Испугавшись физического недуга и его потенциальных последствий, человек обрекает себя на нравственное разложение.
Главный герой оказывается загнанным в угол, потому что ему недостает мужества. По этой же причине он не может прекратить принимать морфий. Он боится осуждающих взглядов и потери должности, поэтому всячески скрывает свою слабость, максимально дистанцируясь от близких, хотя они могли бы ему помочь.
Сжигая ведущие к спасению мосты, герой убивает себя сам, и даже наркотик здесь играет второстепенную роль: он лишь обличил безволие и слабохарактерность мужчины. Лишь он сам виноват в том, что встал на путь саморазрушения. Поляков не предпринимал попыток разнообразить свою жизнь, чтобы забыть о несчастной любви, а полностью поддался унынию и скуке. Не подумав о других, о том, что в нем нуждаются больные, герой с легкостью погрузился в наркотический дурман.
Нуждаются ли люди в таких произведениях? Стоит ли рассказывать об этой мрачной стороне жизни? Булгаков положительно отвечает на эти вопросы.
Наркомания — страшный бич современности. Человек, который употребляет наркотики, сам себе роет могилу. Полная драматизма глава жизни врача Полякова, завершившаяся трагично, должна послужить всем, особенно молодежи, уроком. Представив свое сочинение на суд общественности, Булгаков проявил высочайший гуманизм и смелость, ведь далеко не каждый может открыто говорить о такой проблеме, как наркомания, тем более автор сам долго сражался с этой болезнью. Писатель думал не о себе, а о тех, кто может вступить на эту скользкую дорожку.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!