Почему произведение Гоголя «Мёртвые души» называют поэмой
Николай Васильевич Гоголь в 1835 году приступил к написанию поэмы «Мёртвые души» — известного произведения, при обсуждении которого до сих пор возникает много противоречий. Одна из главных причин кроется в непонимании того, по какой причине автор отнес книгу к такому жанру, ведь она больше напоминает повесть или роман. В ряде работ литераторов можно найти объяснение, почему «Мёртвые души» — это поэма.
Оглавление:
Происхождение названия
Многозначным остаётся и наименование работы. Почему поэма «Мёртвые души» называется именно так, скорее всего, мог бы объяснить только сам Гоголь. Известно, что автор планировал написать три части повествования по аналогии с «Божественной комедией» Данте. Первый том назван «Ад», другими словами, — обитель для усопших.
Кроме того, прослеживается связь с фабулой произведения. В ХІХ веке «мертвыми душами» часто называли усопших крестьян, документы на которых и приобретал Чичиков — один из главных персонажей поэмы. Мёртвые люди в документах были живыми, а сам «продавец» получал за них неплохие деньги.
Этот пример и название обращают внимание на острую общественную проблему того времени. Таких продавцов и скупщиков мёртвых было очень много, поскольку власть даже не пыталась контролировать этот процесс. Со временем это привело к опустошению казны. Цензура об аферах, конечно же, знала, поэтому настоятельно рекомендовала Николаю Васильевичу назвать произведение «Приключения Чичикова», сместив акцент на личность героя.
Может быть, идею Чичикова в наше время посчитали бы странной, однако главная мысль поэмы сводилась к тому, что мёртвые и живые равны, поскольку продаются. Это значит, что человек полностью теряет свою душу, превращаясь в рыночный товар, то есть бумажку, на которой указано, жив он или нет. Выходит, что душа смертная, однако это утверждение полностью противоречит христианским принципам. Бездуховный мир без морали и этики можно назвать главным объектом описания эпоса «Мертвых душ».
Главные признаки жанра
Обычно поэмой принято считать стихотворное произведение среднего или большого размера. Говоря об этом жанре, стоит вспомнить «Василия Теркина» Александра Твардовского, «Илиаду» Гомера. Однако есть работы, которые написаны в прозе, но при этом их считают поэмами. К ним относятся «Мёртвые души» Николая Гоголя и «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева.
По каким же признакам поэма отличается от повести или романа? Конечно же, это стиль написания — проза или стихотворение. Этот пункт не является обязательным, однако именно он чаще всего определяет жанровое направление произведения. Кроме того, к наиболее важным чертам повествования в стихах можно отнести:
- наличие в тексте лирических отступлений;
- в основу положен рассказ о каком-либо событии;
- почти всё внимание автор акцентирует на проблемах нравственного характера;
- главный герой обязательно взаимодействует с остальными персонажами;
- описываются события в жизни неизвестного человека, однако происходящее с ним захватывает читателя;
- присутствие антигероев.
Некоторые из обозначенных пунктов присутствуют в произведении классика. Но может ли это наверняка говорить, что творение Николая Васильевича является поэмой? Стоит выделить ряд признаков, которые дают возможность отнести книгу Гоголя к этому жанру:
- Эпичность произведения. Для каждого персонажа выделена «персональная» глава, из которой человек узнает, как жил герой, в каких обстоятельствах формировались его личностные качества. Все описания проходят на фоне исторических событий, кратко передающих колорит того времени.
- Обобщение. Бесспорно, здесь нет похожих персонажей, однако каждый из них — типичный представитель России во времена помещиков. В любой губернии тех лет можно было отыскать своих Ноздревых, Собакевичей, Плюшкиных и Маниловых.
- Лирические отступления. Гоголь не скупится на размышления, которые гармонично вливаются в текст, иногда стирая границу между читателем и автором. Именно этот приём передаёт всю полноту переживаний за будущее родной державы, подчёркивает широту текста произведения. К наиболее ярким отступлениям относятся: «о метком русском слове», «о юности и впечатлениях ранних лет». Повесть о Руси, её далях и красе похожа на стихи, а строки, посвящённые дорогам и быстрой езде, напоминают фольклорную песню.
Детали произведения
Названный самим Гоголем «особый вид литературного текста» в его видении находился между романом и эпопеей. С романом произведение Николая Васильевича сближает строгая композиция.
Так, главный герой путешествует по стране, пытаясь воплотить в действительность придуманный способ обогатиться. Чичиков покупает документы крестьян и мужиков, отошедших в мир иной, однако живых по бумагам. Павел Иванович встречается с помещиками, выступавшими продавцами душ. Все они разные по характеру, имеют кардинально отличающиеся взгляды на жизнь, однако каждый из них похож на другого, поскольку не имеет моральных принципов. Можно выделить два основных признака, которые соотносят это творение именно с романом:
- В свою поэму Гоголь решил включить полную линию жизни каждого героя. Автор захотел показать читателю всю историю персонажа — со дня рождения до самой смерти. Задумывалось три тома, но мир увидел только один. Нельзя сказать наверняка, кого Николай Васильевич хотел возродить, чью судьбу поменять. Вероятно, во время работы он вдруг осознал, как глубоко на дно опустились люди, поэтому потерял надежду добиться их очищения.
- Творение писателя уникально по своему существу. Оно имеет нестандартную форму, замысловатый сюжет и неповторимую речь, которую нигде больше нельзя встретить. Недосказанность автора дала возможность читателям самостоятельно поразмышлять над проблемами, поднятыми в поэме.
Повесть внутри книги
Нередко читатели при поверхностном взгляде отмечают, что «Повесть о капитане Копейкине» внутри поэмы выглядит как чужеродный элемент. По сюжету рассказа почтмейстер почему-то решил, что Чичиков и Копейкин — это один и тот же человек, но остальные чиновники тут же отвергли это предположение.
При этом важно понимать, что разница между персонажами не только в том, что один из них инвалид. Копейкин становится на путь бандитизма исключительно из-за отсутствия других вариантов, а Чичиков сознательно идёт к богатству, не отвергая даже сомнительные способы зарабатывания денег.
История капитана во многом освещает причины подобного поведения Чичикова. Гоголь подробно описал, как пренебрежение государства к простым гражданам, положивших на алтарь собственное здоровье и надежду на счастье, может повлиять на их судьбу, показал дикое имущественное расслоение в обществе того времени. Человеческая жизнь ничего не стоит в глазах большинства влиятельных гражданских и военных должностных лиц. Деньги — способ определения степени уверенности в завтрашнем дне. Именно поэтому Чичиков слышит от отца совет «копить копейку».
Капитан Копейкин становится разбойником лишь после того, как вторым вариантом развития событий остаётся голодная смерть. Конечно, можно осудить его за несоблюдение закона, однако за что ему уважать написанный на бумаге текст, который не даёт ему защиты, не выполняет свои прямые функции? В «Повести о капитане Копейкине» Николай Васильевич демонстрирует первоисточник правового нигилизма, в результате которого появляются такие люди, как Чичиков.
Из воспоминаний автора известно, что он не планировал заканчивать рассказ о Копейкине на том, что капитан становится главарём шайки разбойников. Бывший военный не причинял вреда людям, которые ехали по своим делам, но всегда отнимал государственное имущество. К его отряду примкнули беглые солдаты, которым, скорее всего, тоже пришлось получить множество пинков от государства.
Копейкин в первоначальном варианте — своего рода народный герой, образ которого несколько напоминает Стеньку Разина и Емельяна Пугачёва. Спустя какой-то период капитану удалось уехать из страны, как Дубровскому из одноименного произведения Александра Пушкина. За границей Копейкин написал письмо императору, в котором попросил не преследовать людей из его банды.
Несмотря на правдивость описанного, Гоголь был вынужден вырезать эту часть повести из основной книги, поскольку таковы были требования цензуры. Тем не менее Копейкин сохранил за собой славу «благородного разбойника», который не сломался и не смирился с обидами от судьбы и людей при власти.
Гоголевская поэма
Творение Николая Васильевича — это большое произведение мировой литературы, написанное в прозе. Написано не одно сочинение о том, почему Гоголь назвал «Мёртвые души» поэмой. Чтобы окончательно ответить на вопрос, почему эту книгу относят к этому жанру, стоит учесть, что автор сам назвал ее именно так. В своих личных дневниках и письмах друзьям он называл произведение то поэмой, то рассказом.
Принято считать, что наличие лирических отступлений и обобщение — главные факторы, которые дают основание для причисления творения Гоголя к жанру многочастного стихотворения. Большинство литературных критиков положительно отреагировали на такое «самоуправство» автора.
Так, Виссарион Белинский считал, что сочинение прозаика написано исключительно в поэтической манере, Сергей Аксаков приводил сравнение с древним эпосом, а критик Осип Сенковский и вовсе заявлял, что это «поэма не в стихах».
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!