Значение нервной системы человека (биология, 8 класс)
Довольно важным моментом в понимании анатомии и физиологии является изучение нервной системы человека и ее значения. В 8 классе на уроках биологии этому разделу отводится много времени, а некоторые учебные заведения используют и видеоуроки, которые содержат исчерпывающую информацию по этой теме. Ее пониманию способствует знание функций различных отделов нервной системы (НС) и отдельных анатомических образований.
Довольно важным моментом в понимании анатомии и физиологии является изучение нервной системы человека и ее значения. В 8 классе на уроках биологии этому разделу отводится много времени, а некоторые учебные заведения используют и видеоуроки, которые содержат исчерпывающую информацию по этой теме. Ее пониманию способствует знание функций различных отделов нервной системы (НС) и отдельных анатомических образований.
Отделы нервной системы
В основу одной из классификаций нервной системы положено деление её на различные отделы по анатомо-функциональному принципу. Каждый из отделов берёт начало в центральной нервной системе (ЦНС), где располагается центральная часть его, а также имеет и периферическую область, выходящую за пределы головного и спинного мозга. Соответственно, роль нервной системы в организме человека логичным образом проистекает из функций каждой из её частей. Функционал всех органов и систем организма, согласно этой классификации, подчинён двум отделам:
- Соматический (от латинского слова «сома» — тело. Из названия становится очевидно, что он обеспечивает перемещение частей тела в пространстве).
- Вегетативный (автономный).
Такое разделение на отделы вполне оправдано, ведь каждый из них имеет чётко очерченную сферу влияния, а в совокупности они обеспечивают взаимодействие организма с внешней средой, а также органов и систем организма — друг с другом. Именно таким образом можно сформулировать значение нервной системы кратко.
Составляя краткий конспект параграфа, касающегося строения и функций неврологической сферы, довольно удобно использовать наглядную схему, согласно которой эта система делится на соматический и автономный отделы. При этом второй, в свою очередь, подразделяются на симпатический и парасимпатический.
В дальнейшем, кратко обозначив основные функции каждого из отделов, учащийся получает доступное наглядное пособие, пользуясь которым можно кратко изложить содержание соответствующего параграфа: общий план строения НС; её значение для жизни организма; а также функциональные особенности каждого из её разделов. Деление НС на отделы и их определение — обязательный пункт при изучении её строения и функций.
Соматическая регуляция
Этот отдел занимается регулированием деятельности скелетной мускулатуры, — той самой, которая осуществляет перемещение организма в пространстве, приводя в движение части скелета.
Основным признаком её можно назвать то, что она подчиняется воле и сознанию человека. И в самом деле, не имеющий неврологических заболеваний человек, как правило, знает, каково будет направление его следующего осознанного шага. Это становится возможным благодаря тому, что соматические нервные волокна являются проводниками, посредством которых мозгу предоставляется информация обо всём, что происходит вне организма, о том, как внешняя среда влияет на него.
Среди прочих, сюда относятся следующие факторы:
- температурные условия;
- прикосновение к телу различных предметов;
- положение тела в пространстве;
- болевые ощущения от ударов и уколов.
Именно при помощи импульсов, которые проводят соматические нервы, человек произвольно, то есть осознанно, способен управлять своим телом, совершая определённые движения по своей воле: зайти в тёплое помещение, если ему холодно, отодвинуться, если прикосновение ему неприятно, изменить положение тела, если ему неудобно.
Вегетативный отдел
Эту часть неврологической системы также называют автономной. Из этого названия становится очевидна специфика её работы: она осуществляет регуляцию деятельности всех внутренних органов, не находясь в зависимости от воли человека. И в самом деле, до сих пор считается невозможным сознательно управлять работой желёз внутренней секреции, сердца, кишечника, вмешиваться в деятельность клеток печени и произвольно изменять тонус гладкомышечной ткани.
Все внутренние органы работают в том режиме, который задаётся импульсами, проводимыми по вегетативным нервным волокнам. Таким образом регулируются, в том числе:
- тонус и ширина просвета кровеносных сосудов;
- интенсивность перистальтики полых мышечных органов;
- режим работы желёз внутренней секреции, выделяющих в кровь гормоны;
- деятельность экзокринных желёз (потовых, пищеварительных и др.);
- интенсивность и частота сердцебиения;
- работа почек;
- частота и глубина дыхания.
При помощи такой регуляции достигаются целевые уровни жизненно важных показателей, таких как артериальное давление; уровень кислорода в крови, который зависит от режима работы дыхательной системы; уровень кровоснабжения мозга, концентрация глюкозы в крови.
Кроме того, вегетативный отдел доставляет в «мозговой центр» информацию от внутренних органов, анализируя которую, мозг может изменять режим их работы. Имеет значение практически всё:
- температура воздуха;
- время суток;
- положение тела в пространстве;
- химический состав съеденной пищи;
- объём выпитой жидкости;
- эмоциональное состояние;
- другие параметры.
Автономный отдел неоднороден. В соответствии с различными функциями нервных волокон, их делят на симпатические и парасимпатические. Для понимания необходимости такого деления учащимся предлагается внимательно прочитать определения, после чего составить и заполнить сравнительную таблицу:
Симпатическая НС | Импульсы направлены на активизацию сердечной деятельности, повышение артериального давления. Кожные капилляры под воздействием симпатических импульсов сужаются, а деятельность пищеварительной системы становится менее интенсивной |
Парасимпатическая НС | Нервные импульсы, идущие по этим волокнам, вызывают снижение артериального давления, расширение просвета кровеносных сосудов. Концентрация глюкозы в крови под воздействием парасимпатической системы падает, поскольку она активизирует деятельность эндокринных желёз, в том числе поджелудочной. Сердечная деятельность ослабевает. |
Какой именно отдел «включится», зависит от характера внешнего воздействия и исходного состояния организма.
Если иметь перед глазами такую сравнительную таблицу в сочетании с общей схемой строения НС, будет намного проще как составить сообщение или доклад по теме нервная система в 8 классе, так и написать тест.
Центр и периферия
Существует ещё один принцип классификации НС, в основу которого положено анатомическое расположение ее отделов. С этой точки зрения, выделяют центральный и периферический отделы. К центральной части относятся головной и спинной в мозг, а к периферическому же — нервные сплетения, нервные стволы и отходящих от них нервные волокна.
Каждый из отделов строго специализирован.
Центральная часть, состоящая из нервных клеток (тел нейронов), занимается продукцией нервных импульсов. При этом нервные клетки различных отделов мозга направляют свои импульсы к строго определённым органам. Проводниками этих сигналов являются нервные волокна составляющие периферическую часть неврологической сферы.
Примечательно, что импульс может двигаться по волокнам как от мозга периферии, так и в обратном направлении. Сигнал, проходящий из центра на периферию, в нижележащие отделы, называется эфферентным. Примером такого нервного импульса может служить сигнал, идущий по нерву к скелетной мышце (так называемый двигательный импульс).
А от нервных окончаний в мозг следуют афферентные, то есть центростремительные сигналы. В качестве хрестоматийного примера обычно приводится чувствительный импульс, идущий от сенсорного нервного окончания, расположенного, например, в коже, по направлению к ЦНС (головной и спинной мозг). Там происходит анализ информации, и в дальнейшем вырабатывается реакция на полученный сигнал.
Например, если это был болевой импульс от нервного окончания на руке, то следующий импульс из головного мозга на периферию будет сокращать мышцы, в результате чего рука отдёрнется от источника боли. Такой сигнал может быть порождён как корой головного мозга (и тогда человек уберёт руку сознательно), так и спинным мозгом (в этом случае она отдёрнется рефлекторно, непроизвольно).
Отдельно следует упомянуть и о роли нейроэндокринных органов, являющихся частью ЦНС. При помощи выделения биологически активных веществ гипофиз и гипоталамус определяют режим деятельности всех желёз внутренней секреции, регулируя таким образом количество выделяемых в кровь гормонов. Соответственно, их деятельность регулируется не только путём нервных импульсов; существует и гуморальный механизм регуляции.
Значение НС в организме человека довольно велико, переоценить его практически невозможно. Исходя из описания различных её отделов, становится очевидно, что она является не только инструментом управления всеми внутренними органами, что уже само по себе является жизненно важной функцией. Собирая и анализируя информацию о внешней среде, она выполняет и защитную функцию, предохраняет организм от множества негативных воздействий извне.
Довольно важным моментом в понимании анатомии и физиологии является изучение нервной системы человека и ее значения. В 8 классе на уроках биологии этому разделу отводится много времени, а некоторые учебные заведения используют и видеоуроки, которые содержат исчерпывающую информацию по этой теме. Ее пониманию способствует знание функций различных отделов нервной системы (НС) и отдельных анатомических образований.
Довольно важным моментом в понимании анатомии и физиологии является изучение нервной системы человека и ее значения. В 8 классе на уроках биологии этому разделу отводится много времени, а некоторые учебные заведения используют и видеоуроки, которые содержат исчерпывающую информацию по этой теме. Ее пониманию способствует знание функций различных отделов нервной системы (НС) и отдельных анатомических образований.
Отделы нервной системы
В основу одной из классификаций нервной системы положено деление её на различные отделы по анатомо-функциональному принципу. Каждый из отделов берёт начало в центральной нервной системе (ЦНС), где располагается центральная часть его, а также имеет и периферическую область, выходящую за пределы головного и спинного мозга. Соответственно, роль нервной системы в организме человека логичным образом проистекает из функций каждой из её частей. Функционал всех органов и систем организма, согласно этой классификации, подчинён двум отделам:
- Соматический (от латинского слова «сома» — тело. Из названия становится очевидно, что он обеспечивает перемещение частей тела в пространстве).
- Вегетативный (автономный).
Такое разделение на отделы вполне оправдано, ведь каждый из них имеет чётко очерченную сферу влияния, а в совокупности они обеспечивают взаимодействие организма с внешней средой, а также органов и систем организма — друг с другом. Именно таким образом можно сформулировать значение нервной системы кратко.
Составляя краткий конспект параграфа, касающегося строения и функций неврологической сферы, довольно удобно использовать наглядную схему, согласно которой эта система делится на соматический и автономный отделы. При этом второй, в свою очередь, подразделяются на симпатический и парасимпатический.
В дальнейшем, кратко обозначив основные функции каждого из отделов, учащийся получает доступное наглядное пособие, пользуясь которым можно кратко изложить содержание соответствующего параграфа: общий план строения НС; её значение для жизни организма; а также функциональные особенности каждого из её разделов. Деление НС на отделы и их определение — обязательный пункт при изучении её строения и функций.
Соматическая регуляция
Этот отдел занимается регулированием деятельности скелетной мускулатуры, — той самой, которая осуществляет перемещение организма в пространстве, приводя в движение части скелета.
Основным признаком её можно назвать то, что она подчиняется воле и сознанию человека. И в самом деле, не имеющий неврологических заболеваний человек, как правило, знает, каково будет направление его следующего осознанного шага. Это становится возможным благодаря тому, что соматические нервные волокна являются проводниками, посредством которых мозгу предоставляется информация обо всём, что происходит вне организма, о том, как внешняя среда влияет на него.
Среди прочих, сюда относятся следующие факторы:
- температурные условия;
- прикосновение к телу различных предметов;
- положение тела в пространстве;
- болевые ощущения от ударов и уколов.
Именно при помощи импульсов, которые проводят соматические нервы, человек произвольно, то есть осознанно, способен управлять своим телом, совершая определённые движения по своей воле: зайти в тёплое помещение, если ему холодно, отодвинуться, если прикосновение ему неприятно, изменить положение тела, если ему неудобно.
Вегетативный отдел
Эту часть неврологической системы также называют автономной. Из этого названия становится очевидна специфика её работы: она осуществляет регуляцию деятельности всех внутренних органов, не находясь в зависимости от воли человека. И в самом деле, до сих пор считается невозможным сознательно управлять работой желёз внутренней секреции, сердца, кишечника, вмешиваться в деятельность клеток печени и произвольно изменять тонус гладкомышечной ткани.
Все внутренние органы работают в том режиме, который задаётся импульсами, проводимыми по вегетативным нервным волокнам. Таким образом регулируются, в том числе:
- тонус и ширина просвета кровеносных сосудов;
- интенсивность перистальтики полых мышечных органов;
- режим работы желёз внутренней секреции, выделяющих в кровь гормоны;
- деятельность экзокринных желёз (потовых, пищеварительных и др.);
- интенсивность и частота сердцебиения;
- работа почек;
- частота и глубина дыхания.
При помощи такой регуляции достигаются целевые уровни жизненно важных показателей, таких как артериальное давление; уровень кислорода в крови, который зависит от режима работы дыхательной системы; уровень кровоснабжения мозга, концентрация глюкозы в крови.
Кроме того, вегетативный отдел доставляет в «мозговой центр» информацию от внутренних органов, анализируя которую, мозг может изменять режим их работы. Имеет значение практически всё:
- температура воздуха;
- время суток;
- положение тела в пространстве;
- химический состав съеденной пищи;
- объём выпитой жидкости;
- эмоциональное состояние;
- другие параметры.
Автономный отдел неоднороден. В соответствии с различными функциями нервных волокон, их делят на симпатические и парасимпатические. Для понимания необходимости такого деления учащимся предлагается внимательно прочитать определения, после чего составить и заполнить сравнительную таблицу:
Симпатическая НС | Импульсы направлены на активизацию сердечной деятельности, повышение артериального давления. Кожные капилляры под воздействием симпатических импульсов сужаются, а деятельность пищеварительной системы становится менее интенсивной |
Парасимпатическая НС | Нервные импульсы, идущие по этим волокнам, вызывают снижение артериального давления, расширение просвета кровеносных сосудов. Концентрация глюкозы в крови под воздействием парасимпатической системы падает, поскольку она активизирует деятельность эндокринных желёз, в том числе поджелудочной. Сердечная деятельность ослабевает. |
Какой именно отдел «включится», зависит от характера внешнего воздействия и исходного состояния организма.
Если иметь перед глазами такую сравнительную таблицу в сочетании с общей схемой строения НС, будет намного проще как составить сообщение или доклад по теме нервная система в 8 классе, так и написать тест.
Центр и периферия
Существует ещё один принцип классификации НС, в основу которого положено анатомическое расположение ее отделов. С этой точки зрения, выделяют центральный и периферический отделы. К центральной части относятся головной и спинной в мозг, а к периферическому же — нервные сплетения, нервные стволы и отходящих от них нервные волокна.
Каждый из отделов строго специализирован.
Центральная часть, состоящая из нервных клеток (тел нейронов), занимается продукцией нервных импульсов. При этом нервные клетки различных отделов мозга направляют свои импульсы к строго определённым органам. Проводниками этих сигналов являются нервные волокна составляющие периферическую часть неврологической сферы.
Примечательно, что импульс может двигаться по волокнам как от мозга периферии, так и в обратном направлении. Сигнал, проходящий из центра на периферию, в нижележащие отделы, называется эфферентным. Примером такого нервного импульса может служить сигнал, идущий по нерву к скелетной мышце (так называемый двигательный импульс).
А от нервных окончаний в мозг следуют афферентные, то есть центростремительные сигналы. В качестве хрестоматийного примера обычно приводится чувствительный импульс, идущий от сенсорного нервного окончания, расположенного, например, в коже, по направлению к ЦНС (головной и спинной мозг). Там происходит анализ информации, и в дальнейшем вырабатывается реакция на полученный сигнал.
Например, если это был болевой импульс от нервного окончания на руке, то следующий импульс из головного мозга на периферию будет сокращать мышцы, в результате чего рука отдёрнется от источника боли. Такой сигнал может быть порождён как корой головного мозга (и тогда человек уберёт руку сознательно), так и спинным мозгом (в этом случае она отдёрнется рефлекторно, непроизвольно).
Отдельно следует упомянуть и о роли нейроэндокринных органов, являющихся частью ЦНС. При помощи выделения биологически активных веществ гипофиз и гипоталамус определяют режим деятельности всех желёз внутренней секреции, регулируя таким образом количество выделяемых в кровь гормонов. Соответственно, их деятельность регулируется не только путём нервных импульсов; существует и гуморальный механизм регуляции.
Значение НС в организме человека довольно велико, переоценить его практически невозможно. Исходя из описания различных её отделов, становится очевидно, что она является не только инструментом управления всеми внутренними органами, что уже само по себе является жизненно важной функцией. Собирая и анализируя информацию о внешней среде, она выполняет и защитную функцию, предохраняет организм от множества негативных воздействий извне.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!