Страны зарубежной Европы с развитым машиностроением
Ведущей отраслью промышленности зарубежной Европы является машиностроение. Четверть мирового объёма выпускаемых автомобилей сходит с конвейеров под европейскими брендами. Крупнейшие предприятия тяжёлой промышленности, составляющие костяк машиностроения зарубежной Европы, расположены в 4 западных странах: Германии, Франции, Великобритании и Италии.
Оглавление:
История тяжёлой промышленности
Первые машины и орудия труда изготавливались людьми вручную. В средневековую эпоху Европа стала центром развития промышленности. Именно здесь появились первые тактовые механизмы, печатный станок, паровой двигатель и ДВС. Родоначальником большинства отраслей промышленности считается Великобритания, уступившая право называться родиной автомобилестроения своей сопернице — Франции.
Эпоха «европоцентризма» продолжалась вплоть до ХХ века. Затем грянула научно-техническая революция, охватившая все континенты земного шара. Этот период характеризуется быстрым развитием науки и промышленности, освоением новых техник производства.
Предпосылки развития отрасли
Европейские государства имеют развитую экономику. Ряд географических, социальных, политических факторов определяет успех тяжёлой промышленности:
- Наличие рабочей силы нужной квалификации. Этот ресурс особенно важен для сложных и точных отраслей промышленности: аэрокосмической, приборостроения.
- Большое число научных центров, в которых разрабатываются новые технологии.
- Развитая сеть автомобильного и железнодорожного сообщения. Транспортная инфраструктура облегчает доставку ресурсов, узлов и компонентов между филиалами концерна и готовых изделий потребителю.
- География (выход к морю). Наличие портов позволяет экспортировать продукцию на другие континенты.
- Создание Европейского союза. В рамках внутренних договоров члены союза ведут международную торговую деятельность (в том числе продажу ресурсов) по упрощённой схеме, без лишних пошлин.
Традиционно география расположения крупнейших европейских производственных центров тяготела к источникам сырья и ресурсов: угольным шахтам, залежам металлических руд. Со временем при строительстве предприятия приоритетное значение стали придавать развитой инфраструктуре, наличию транспортных узлов, морских портов. Все страны с высоким уровнем развития машиностроения имеют выходы к морю.
Новые отрасли машиностроения зарубежной Европы (приборостроение, аэрокосмическая промышленность) развиваются главным образом поблизости от научных центров, то есть в окрестностях крупных городов.
Ведущие европейские производители
Приведённые в следующей таблице цифры могут рассказать, какая страна является автомобильным цехом Европы:
Страна | Число выпущенных автомобилей в 2018 году (в тысячах единиц) |
Германия | 5120 |
Франция | 2270 |
Великобритания | 1604 |
Чехия | 1345 |
Италия | 1060 |
Польша | 660 |
Бельгия | 308 |
Португалия | 294 |
Австрия | 165 |
Первое место по количеству промышленных предприятий в Европе занимает Германия. На её территории расположены крупнейшие концерны, выпускающие:
- промышленные станки (металлорежущие, прессы);
- автомобили (BMWGroup, Volkswagen, Porshe, Mersedes);
- электротехнические приборы.
По всей стране раскиданы речные судоверфи и заводы по производству судового оборудования. Верфи, выпускающие морские суда, сконцентрированы в северных областях Германии.
Немецкая промышленность динамично развивается. Принятая в 40-х годах XX века модель социально-экономического развития Германии показала себя весьма успешной. Её характеристику можно кратко уместить в два слова: смешанная экономика. Правительственное стимулирование научных исследований позволило использовать достижения учёных в целях создания конкурентоспособных товаров. Вот почему промышленность Германия заняла лидирующие позиции среди европейских стран.
Во Франции и Великобритании расположились заводы по выпуску легковых и грузовых автомобилей (французские марки Renault, Peugeot, Citroen, британская — Jaguar), предприятия самолётостроения. Замыкает четвёрку европейских лидеров производства Италия: транспортное машиностроение (Fiat, Ferrari), производство станков и станковых узлов.
В других европейских странах с высоким уровнем машиностроения развитие получила одна определённая отрасль:
- в Норвегии и Испании — судостроение;
- Финляндия поставляет на мировой рынок целлюлозно-бумажное оборудование;
- специализация Польши — станки и оборудование;
- в Швеции — радиолокационное оборудование и измерительные приборы (большая доля предприятий расположена в южных районах).
Присутствие в стране головного предприятия не означает, что все узлы и компоненты изготавливаются в этом государстве. Филиалы концернов обычно расположены по всему миру. Автомобиль одной и той же марки и модели может собираться в разных странах.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!