Повесть Носова «Веселая семейка»: описание для читательского дневника
ёВеликолепная повесть, которую написал классик советской литературы Николай Носов, доставляет радость и удовольствие все новым поколениям. Повествование сразу же погружает в жизнерадостную атмосферу советской школы, где царит дух взаимопомощи и дружбы. Отзыв о «Веселой семейке» в читательском дневнике необходимо начать с обзора краткого содержания, а затем отметить главную мысль рассказа.
Оглавление:
Основные действующие лица
Главные герои произведения — советские школьники и их окружение: друзья, учителя, родители. Все действие происходит вокруг основных сфер их жизни: дома и школы.
- Миша — главный герой. Непоседливый, любознательный, изобретательный, вследствие своего характера часто попадает в забавные ситуации. Именно ему пришла в голову идея об инкубаторе.
- Коля — лучший друг Миши. Рассказ ведется от его лица. По характеру Коля более благоразумный и здравомыслящий, чем его друг.
- Майка — сестра Мишки.
- Тетя Наташа — живет в деревне. Ребята гостили у нее в летние каникулы, а теперь приехали, чтобы купить свежих деревенских яиц для инкубатора.
Одноклассники Коли и Миши играют в повести важную роль. Для автора они более важны, чем взрослые, ведь его цель показать, как школа в целом воспитывает советского ребенка.
- Витя Смирнов — староста класса;
- Костя Девяткин — первый из одноклассников узнал об инкубаторе;
- Женя Скворцов — заместитель старосты;
- Леша Курочкин, Сеня Бобров, Ваня Ложкин, Вадик Зайцев, Юра Филиппов, Стасик Левшин;
- Марья Петровна — учитель естествознания.
Краткое содержание
Коля и Миша — ученики средней школы, они не отличники, но ребята любознательные и увлекающиеся.
Однажды Мишка приобретает книгу «Птицеводство» и читает в ней про устройство инкубатора. Идея приводит его в восторг, и он уговаривает своего более критичного друга Колю создать инкубатор дома.
Неожиданная затея
Сначала эта задумка кажется просто неосуществимой, ведь у них нет никакого специального оборудования. Но затем, поразмыслив, они понимают, что все основные части инкубатора можно собрать из подручных материалов. Порывшись дома среди ненужных вещей, они находят деревянный ящик, консервную банку, электрическую лампу и градусник, и собирают прототип инкубатора.
Дело остается за яйцами. Мальчики уже готовы бежать в магазин, но мама Коли вовремя удерживает их и поясняет, что для выведения цыплят магазинные яйца не годятся. Для этой цели необходимы свежие яйца, поэтому мальчики едут в деревню к тете Наташе и покупают их у нее.
С трепетом они закладывают яйца в самодельный инкубатор и торжественно включают лампу, которая должна на протяжении 21 дня сохранять яйца в нужной температуре — 39 градусов.
Трудовые будни
С этого дня началась тяжелая жизнь с бесконечными дежурствами у инкубатора. Ребят поджидают неожиданные трудности и даже неприятности. Так, оказалось, что температура ночью падает, и ее необходимо проверять и регулировать, а для этого приходится вставать ночами, а наутро идти невыспавшимися в школу.
Через пять дней круглосуточных дежурств Мишка начинает засыпать даже на уроках. Коля предлагает сменить его на следующие пять ночей. Однажды Коля проспал, и температура в инкубаторе упала ниже необходимой. Мальчик очень расстроен, он боится, что зародыши цыплят погибли по его вине, однако ничего не рассказывает другу из страха осуждения.
Таким образом, друзья не высыпаются уже вдвоем, к тому же времени на учебу и подготовку домашнего задания не хватает, они начинают плохо учиться и даже получают двойки. Все одноклассники не понимают причин их поведения и смеются над ними. Посвящен в тайну инкубатора лишь один Костя Девяткин, но Коля и Миша взяли с него обещание ничего никому из одноклассников не рассказывать, так как боятся, что над ними будут смеяться, будто они «кур высиживают».
Помощь приходит
Однажды староста класса Витя Смирнов созывает всех ребят на сбор, где обсуждаются причины, почему некоторые ученики, а именно Миша и Коля, стали плохо учиться и перестали посещать кружок юных натуралистов. И тут Костя не выдерживает и рассказывает про инкубатор. Коля и Миша ожидают насмешек и унижения, но, напротив, весь класс их поддерживает и предлагает помощь.
В первую очередь ребята понимают, что надо снять с Миши и Коли тяжелую обязанность круглосуточного наблюдения. Друзья составляют график дежурств, чтобы поучаствовать в работе могли все. Теперь у Миши и Коли есть время готовить домашнее задание, и учеба налаживается.
Теперь ночью за инкубатором следят по очереди школьники из класса, а днем за ним присматривает сестренка Миши, Майка, которая еще не ходит в школу. Так, дружно ребята приближаются к заветному двадцать первому дню.
Долгожданное событие
И вот наступает тот самый день, когда на свет должны появиться цыплята. Ребята весь день ждут, когда же их питомцы начнут выводиться, но на яйцах не появилось даже наклевки. Всех ребят настигает разочарование, но особенно тяжело на душе у Коли и Миши. Коля признается другу в том, как он на десятый день проспал, и по его вине яйца остыли, а Миша открывает свою тайну: на шестнадцатый день он не уследил, и яйца перегрелись…
Ребята очень расстроены и пали духом. Однако вечером Миша замечает наклевку на одном из яиц. Их радости нет границ! Приходят все мальчики из их класса, все вместе рассматривают чудесное яйцо, передавая его из рук в руки. Когда же все уходят по домам, Миша и Коля обнаруживают, что наклюнулись еще три яйца. И этой же ночью выводится первый цыпленок, в яйце под номером одиннадцать.
На следующий день наведываются все одноклассники полюбоваться на цыпленка. Единственное, что всех смущает это то, что птенцы вывелись на два дня позже срока. Однако, все проверив еще раз, оказывается, что Мишка просто неправильно сосчитал дни.
Когда выводятся все цыплята, кроме двух задохликов, весь класс дружно празднует их день рождения. Каждый из ребят и даже учительница естествознания Марья Петровна приносят самые разные подарки именинникам: кто цветы, кто погремушку, а также простоквашу, пироги и зерно.
Цыплята радостно живут в специально отделенном для них углу кухни. Однажды утром умирает цыпленок под номером пять, который с самого начала был слабее других. Ребята хоронят его в саду под липой. Остальных же цыплят отвозят в деревню, где они дружно растут у тети Наташи.
Читать «Веселую семейку» Носова в кратком содержании, конечно, интересно, но гораздо лучше взять оригинал и порадовать себя неповторимым и добрым юмором детского писателя.
Отзывы о книге
В читательском дневнике следует в первую очередь кратко передать основные события повести и отношения главных героев. Во-вторых, важно сформулировать главную мысль.
Это замечательная книга! Любому школьнику понравится читать о приключениях их ровесников. Миша и Коля хотят попробовать вывести дома настоящих цыплят в инкубаторе. Им очень интересно, хотя они не спят ночами и очень переживают. Сначала они не рассказывают одноклассникам о своем проекте, но когда правда выходит наружу, их друзья с радостью помогают им. И вскоре на свет появляется «веселая семейка» — десять пушистых желтых цыплят.
Главная тема этого произведения — жизнь школьников, их увлечения. Основная идея заключается в том, что надо не спешить судить другого, а войти в положение другого, предложить свою помощь.
Краткое содержание «Веселой семейки» Носова можно сформулировать так. Два неразлучных друга, Коля и Миша, сконструировали настоящий инкубатор и работают над выведением цыплят в домашних условиях. Постоянная забота об их эксперименте приводит к тому, что у мальчиков снизилась успеваемость в школе. Когда одноклассники узнают об их проблемах, они с готовностью помогают друзьям, и эксперимент заканчивается успешным выведением 10 цыплят.
Главная идея повести в том, что надо поддерживать друзей, быть чуткими и внимательными друг к другу.
Двое предприимчивых школьников устраивают дома самодельный инкубатор для выведения цыплят. Им приходится столкнуться с разными трудностями и испытаниями. Когда их одноклассники узнают об этой затее, они сразу же предлагают помощь, и вместе у них получается довести дело до конца.
Автору удается прекрасно воссоздать атмосферу всего того лучшего, что было в советские времена. В этом сочинении оживают чувства школьной дружбы, взаимопомощи, ответственности друг за друга.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!