Описание народного промысла: основные техники хохломской росписи
В XVII веке в небольших деревнях на берегу Волги среди местных ремесленников зародился один из видов искусства — хохломская роспись. Так называют декоративное оформление деревянных изделий. У этого промысла есть отличительные черты: все краски мастера накладывают на золотистый фон, а в узорах используются только растительные мотивы и черные орнаменты.
Оглавление:
История промысла
В поселениях Заволжья во второй половине XVII столетия был крупный центр сбыта товаров — Хохлома. Он располагался в Нижегородской области. Там и зародился новый промысел. Роспись значительно отличается от других видов искусства, ее невозможно спутать с близкими направлениями.
Мастера используют свободную кистевую манеру. Перед разрисовкой они покрывают поверхность деревянных изделий золоченой краской. Талантливые художники расписывали иконы и книги, занимались резьбой и токарным делом. Объединив свои увлечения, они создали новый вид искусства.
Но жители Заволжья верят в то, что хохломская роспись появилась благодаря Андрею Лоскуту. Согласно легенде, этот иконописец скрывался из-за новых реформ патриархата. В глухой чаще он продолжал рисовать лики святых в старом стиле. Лоскут боялся кары и публичного унижения, поэтому сжег себя. А перед смертью завещал своим ученикам сохранить его промысел для потомков.
Основные цвета
Уроки ИЗО в школе продолжаются до 5 класса. Сообщение о хохломской росписи понравится тем детям, которые любят рисовать. Учитель может кратко рассказать об основных цветах, используемых художниками.
У старых мастеров был небольшой запас веществ, окрашивающих изделия. Но и с ними они умудрялись создавать настоящие шедевры. Основные оттенки:
- золотой;
- красный;
- черный;
- белый;
- бирюзовый или изумрудный.
Сначала ложки, тарелки, сундуки покрывали позолотой, которая придавала им богатый вид. А после высыхания на изделии рисовали центральные элементы всей композиции. Чаще всего изображали растительные мотивы. Для этого художники использовали черную, оранжевую и красную краски, углубляя их с помощью белил.
Очень редко в качестве фона выступали другие оттенки — изумрудный, бирюзовый, красный или оранжевый. Главная задача мастера состояла в гармоничном сочетании разной цветовой гаммы. Технологично сложные мазки до сих пор поражают современных художников.
Мотивы и элементы
В промысле есть два вида письма — верховое и фоновое. При первом варианте художник наносит растительные мотивы на золотистую краску. В небольшом сочинении про хохлому можно указать, что этот вид живописи передает содержимое души русского народа. Нация воспринимает мир немного наивно и романтично. Это отражается и в мотивах искусства. Мастера чаще всего изображают растительные орнаменты:
- травинки;
- колоски;
- ягоды;
- листочки.
Эти элементы сочетали с причудливыми завитками и сложными мазками. Художники из травинок могли формировать курочек или петушков, сидящих на ветвях деревьев. Листья и ягоды рисовали крупными мазками, тонкими линиями они изображали стебли растений. Чаще всего посуду расписывали гроздьями винограда, малиной, земляникой, вишнями.
Внутреннюю поверхность блюдец и чашек покрывали «рыжиками» или «пряниками». Так называются геометрические формы, вписанные в ромбы и квадраты. В середине рисовали солнце, а по периметру узора — мелкие элементы. Вся композиция словно источает золотое сияние.
Фоновая роспись более сложная. Мастера сначала создавали контурное полотно, а пространство зарисовывали черной или красной краской. Это долгий и трудоемкий процесс, ведь художник даже не мог сымпровизировать или проявить фантазию. Он изображал задуманное с идеальной точностью, чтобы добиться гармоничной и геометрически правильной композиции.
Жители Заволжья очень гордятся тем, что именно у них появилась хохлома. В докладе для 5 класса можно рассказать о том, как они передавали свои навыки подрастающему поколению. Ребенок мог обучаться росписи только у известного художника, чтобы к зрелому возрасту добиться определенного уровня мастерства.
Техника выполнения
Каждый мастер придерживался единой техники выполнения росписи. Сначала изготавливали деревянную заготовку. Хохломой можно покрывать тарелки и миски, ложки, сундуки, хлебницы, горшки и другую утварь.
Поверхность предмета грунтовали жидкой глиной и высушивали минимум семь часов. Затем ее тщательно обрабатывали олифой 3−4 раза в день.
А после этого в деревянное изделие втирали алюминиевый порошок. Этот этап выполнялся вручную с использованием кожаного тампона. Мастера, опасаясь за свое здоровье, обязательно надевали защитные перчатки.
Благодаря порошку из алюминия поверхность посуды становилась блестящей. После этого можно приступать к росписи. Ее выполняли кистями разных форм и размеров. Готовый рисунок подсушивали и покрывали специальным лаком. А затем дерево закаливали в печи при температуре 160 С. Во время прогревания изделие покрывается золотистой пленкой.
Виды росписи
Искусство хохломы достигло пика своей популярности в XVIII столетии. Тогда мастерство продолжало совершенствоваться, а спрос на расписные деревянные изделия резко вырос. В то время и возникло два вида промысла — фоновый и верховой.
При первом варианте мастер может наносить узор поверх золотистого фона, используя один из ажурных узоров:
- «травник»;
- «пряник»;
- «под ягодку».
Изображение осоки или луговых растений называется «травником». Такие узоры прорисовываются очень тонкой кистью. Важно, чтобы у мастера не дрожали руки, иначе стебли получатся неровными.
А «пряником» называют изображение солнца, заключенного в окружность или другую геометрическую фигуру. Это довольно сложная техника, так как все узоры должны быть симметричными относительно светила.
Описание рисунков «под ягодку» самое интересное: это роспись с большим количеством ягод, листвы, плодов, цветов и стеблей. Она выполняется разными кистями и красками. Все узоры тесно переплетены и складываются в общую картину.
Более простые проекты предназначались для обучения. Но фоновая роспись использовалась опытными мастерами. Древесину в этом случае покрывали золотистым орнаментом, а пространство между ним прорисовывали красной или черной краской.
Использование хохломы
В краткий реферат или рассказ на тему хохломы можно включить информацию о предметах, которые расписывали искусные мастера. Ремесленники Заволжья производили и продавали разные предметы быта:
- посуду;
- шкафчики и сундуки;
- табакерки;
- маленькие столики;
- игрушки.
Более дешевые товары расписывали обычными красками, а для дорогой продукции использовали золотую хохлому. Изделия, покрытые тонким слоем драгоценного металла, стоили недешево. Но и на них находились покупатели.
Подорожание началось с 19 века, когда процесс производства усложнился. Художники в те годы использовали только растительные орнаменты, а рисовать их гораздо сложнее. При этом они придерживались старинных традиций росписи, хотя добавляли и новые узоры.
С мелких изделий мастера переходили на более крупные. Из-за этого им пришлось делать орнаменты большими. Наиболее популярной техникой был «травник», отдельные узоры из стеблей сливались в одну композицию.
Постепенно орнаменты становились сложнее, сюжеты более определенными. Если раньше это было просто сочетание растительных орнаментов, то в XX столетии на каждом изделии мастера изображали отдельную картину. Позже по всей России возникли новые промыслы, напоминающие хохлому: жостовские подносы, федоскинские миниатюры, керамические изделия под гжель, городецкая роспись. В последней использовалось гораздо больше цветов, а в сюжетах фигурировали народные гуляния, животные, бытовые сцены.
Роль в культуре
В конце XIX века слава о хохломской росписи дошла и до других стран. Сначала мастера провели выставку во Франции, а после начались торговые отношения и с остальными государствами. Английские лорды, индийские и китайские богачи стремились приобрести расписные шкатулки и тарелки.
Благодаря высокому спросу ремесло продолжило развиваться. Ассортимент расширился, на рынки стали поступать новые товары — кружки, бочонки, бокалы. А на Западе больше всего ценились братины — это огромная посуда в форме ладьи, в комплект входят также 12 ковшиков. Это изделие предназначалось для проведения пиршеств.
Изобразительное искусство тесно переплелось с другими видами творчества — литературными произведениями, музыкой, вышивкой. Изящные растительные узоры воспеваются в песнях, описываются в текстах, увековечиваются на рушниках, сорочках и гобеленах.
Изучение хохломы начинается с простого чтения. Подмастерье узнает много информации о выборе подходящих красок и кистей, подготовке деревянной поверхности, различных техниках росписи. Только после этого ученик пытается изобразить первые орнаменты. Работа не сразу будет идеальной, придется испортить несколько десятков тарелок.
Но если у человека развита фантазия, есть талант, художественный вкус и стремление учиться, то он сможет создавать настоящие шедевры в технике хохломы. Роспись востребована и сегодня — деревянные предметы искусства приобретают не только коллекционеры. Любители исконно русской культуры с удовольствием пользуются посудой и бытовыми вещами с хохломскими орнаментами.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!