Сообщение о русском романсе: создание и классические примеры
Сам термин, обозначающий этот музыкальный жанр, знаком, наверное, даже детям. Порой баллада и песня даже употребляются как слова-синонимы, а ведь первая из этих двух вокальных форм, в частности, именно в русской интерпретации, имеет свои интересные жанровые особенности и довольно непростую историю возникновения, о чем станет ясно из сообщения о русском романсе.
Оглавление:
История создания
Сегодня романс представляет собой лирическое произведение камерного характера, которое создано для сольного вокального голоса (реже — дуэта) с музыкальным сопровождением какого-либо инструмента. Однако так было не всегда — на заре своего появления он, как ни странно, даже не являлся песней, а был просто стихосложением.
Происхождение романса уходит своими корнями в средневековую Испанию, где первоначально так называли лирические стихотворения, посвященные каким-либо историческим событиям и победам доблестных героев. В то время это были чуть ли не единственные произведения, выбивавшиеся из общей теократической доктрины и написанные не на тему религии.
Даже сами этимология слова напрямую связана с испанским языком — это название для светских стихов образовалось от словосочетания «романский язык», который был общепризнанным в стране в указанный период. Лишь спустя некоторое время романсы получат инструментальное сопровождение и будут исполняться под звуки гитары и виуэлы.
В государствах по соседству испанские стихотворения переняли в свое музыкальное творчество менестрели и трубадуры. Бродячие музыканты исполняли песни исключительно под сопровождение инструмента, добавляя звучанию различные украшающие элементы вокальной техники. Песни здесь назывались «балладами» и, помимо героического эпоса, активно включали любовную лирику в жанровое разнообразие песен.
Уже тогда особенностью романса и баллады было отсутствие рефрена — повтора или припева в современном понимании.
Жанр в Европе
В рамках сообщения о русском романсе нельзя оставить без внимания и не представить, хотя бы кратко, информацию о возникновении его в Европе, так как в зарождении практически любого жанра и музыкального развития страны в целом, несомненно, имеет место взаимопроникновение и взаимовлияние между различными национальными культурами.
Колоссальное значение в становлении песенного жанра в Европе имеют труды таких именитых писателей, как Генрих Гейне, Фридрих Шиллер и Иоганн Вольфганг фон Гете. Государствами, которые, благодаря своим деятелям искусства мирового значения, напрямую связаны с зарождением и утверждением жанра в конце 18 века, являлись:
- Германия;
- Франция;
- Австрия.
Среди представителей музыкальной области в той же мере развитию жанра в европейском обществе способствовали такие величайшие композиторы, как Франц Шуберт, Шарль Гуно, Иоганн Брамс, Жорж Бизе, Роберт Шуман, Гектор Берлиоз, Жуль Массне.
Благодаря творческим тандемам этих талантливых поэтов и композиторов создавались прекрасные образцы классического романса. Именно на период творчества такой плеяды деятелей европейского искусства выпадает и апогей развития песни как жанрового направления. Так, знаменитый представитель австрийской композиторской школы Франц Шуберт, работая в таком направлении, как романтизм в музыке, и являясь его прародителем, создал более сотни произведений вокального жанра на стихи Шиллера и Гете.
Для европейского музыкального романтизма было характерно:
- обращение к душе героя;
- эмпатия внутренним переживаниям;
- превалирование личного над общественным.
В свете развития и расцвета романтизма как ведущего направления в европейской музыке этого периода жанр получил еще более широкое значение и применение, став художественной единицей целых вокальных циклов, среди которых самыми значимыми стали «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» Шуберта, «К далекой возлюбленной» Бетховена и «Любовь и жизнь женщины» Р. Шумана.
Зарождение в России
Жанр в России появился во второй половине 18 века, перекочевав к русским композиторам через опыт французских коллег по цеху. Как и в случае с европейскими государствами, этап становления романса совпал с периодом расцвета отечественной поэзии. Классической поэтической основой для львиной доли музыки к русским песням, несомненно, стали стихотворения великого русского писателя А. С. Пушкина.
Помимо авторской литературной составляющей, бытовало и использование народно-песенной основы руки неизвестных создателей, поэтому для немалой части золотого фонда русского романса характерна поэтическая анонимность. Фольклорная основа жанра ярко отражена в творчестве И. Стравинского.
Основоположниками жанра в России и выдающимися авторами музыки стали такие знаменитые композиторы, как С. Рахманинов, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. И. Глинка. У истоков создания песенного жанра стояли известные деятели музыкального искусства — Гумилев, Алябьев, Варламов, Булахов. Традиции классического романса в своем творчестве продолжили Ц. Кюи, А. Даргомыжский, Ю. Шапорин, А. Бородин, А. Мусоргский, С. Танеев, Р. Глиэр, Н, Мясковский. В советский период тема русских баллад не теряла своей актуальности и в музыке Г. В. Свиридова, С. Прокофьева и Д. Шостаковича.
Любой доклад или реферат на заданную тематику не обойдется и без информации об именах замечательных исполнителях русского романса разных лет — А. Вертинский, Т. Церетели, В. Козина, А. Баянова, И. Юрьева, В. Баглаенко, Н. Брегвадзе, В. Пономарева, В. Агафонова, О. Погудин. Романс в послереволюционной России, как и его преданных исполнителей, постигла нелегкая учать.
Жанр считался буржуазным архаизмом, подвергался гонениям и травле. Многие талантливые музыканты покидали страну в сложившихся условиях, что привело к распространению отечественных вокальных произведений за рубежом.
Благодаря своей напевности, щемящей душу мелодичной музыке и сердечности, произведения нашли отклик у иностранцев, даже не понимающих русского текста.
Виды русского романса
В начале 20 века песни создавались уже не только мастерами музыкального творчества, но и малоизвестными композиторами-любителями, например, Б. Фоминым, М. Пуаре. Именно на этот период приходится пик народной любви к жанру русской песни. В дореволюционные годы появляется целое созвездие исполнительниц баллад, которых слушатели неизменно купали в овациях — Надежда Плевицкая, Анастасия Вяльцева, Вера Панина.
Тогда же жанр в России начинает приобретать более узкую стилистическую направленность, появляются его классические разновидности:
- городской;
- цыганский;
- классический;
- жестокий;
- казачий;
- дворянский;
- белогвардейский.
Последний подвид песенного жанра был непосредственно связан с гражданской оппозицией в творческом отношении.
Известным представителем старинного цыганского шансона можно назвать «Твои глаза зеленые», где в полной мере переданы чувственность и страстность вольного народа, умело сопряженные с лучшими традициями жанра, напевностью и мелодичностью. Такие произведения не теряют своей актуальности и исполняются как в профессиональных музыкальных, так и в любительских кругах.
Жестокий романс является скорее разговорным наименованием для обозначения разновидности русского песенного творчества, так как он не выделяется в отдельную категорию в фольклорной науке.
Тем не менее подвид отечественной баллады обоснованно вылился в обособленную жанровую форму, будучи самобытным в части трагичности положенного в его основу сюжета. Финал таких произведений традиционно ознаменовывается смертью лирического героя или героини.
Одноименный знаменитый кинофильм Эльдара Рязанова по мотивам пьесы «Бесприданница» изобилует прекрасными вокально-инструментальными произведениями, созданными композитором А. Петровым — «А напоследок я скажу», «Под лаской плюшевого пледа», «Мохнатый шмель».
Литературной основой к балладам в экранном воплощении классического произведения послужили стихи выдающихся поэтесс М. Цветаевой и Б. Ахмадулиной.
Классические признаки и примеры
Жанр русской баллады отличает рад характерных самобытных признаков, которые привносят в такие музыкальные произведения особый шарм, колоритность и узнаваемость. Прежде всего, песни этого направления отличает удивительная напевность и выразительность мелодической линии. Нет превалирования текста над музыкальной составляющей или же музыки над литературной основой — оба сегмента произведения имеют абсолютно равнозначное значение для восприятия целостного художественного образа и авторского замысла.
Стихотворные и мелодические компоненты песни, равно как вокалист-исполнитель и инструменталист-аккомпаниатор играют одинаково важные роли в произведении. Примечательно, что со времен зарождения жанра отсутствие рефрена так и осталось отличительной чертой для этого узкого песенного направления в музыке.
Интересна история создания знаменитейших русских произведений. Известнейший «Соловей» на стихи Дельвига и музыку Алябьева был написан композитором в период нахождения в ссылке. Впоследствии гениальное творение знаменитого русского музыканта обретет новые краски в интерпретациях талантливых песенных исполнителей. Трактовка романса со временем приобрела более яркое и насыщенное звучание по сравнению с оригиналом, что неоднократно отмечалось музыкальными критиками.
Знаменитая «Очи черные» о беспощадности и силе любви на текст Гребенки и мелодию Германа стала не только отечественным, но и мировым песенным достоянием. «Гори, гори, моя звезда», написанная Булаховым до сих пор не теряет своей популярности и аранжируется как в народном, так и в академическом музыкальном прочтении.
Таким образом, зародившееся как стих в Испании и получившее свое последующее развитие во Франции, русское песенное наследие раскрылось максимально ярко на благодатной почве богатой поэзии.
Образцы русских баллад в своем жанровом разнообразии популярны и по сей день, так как способны достучаться до самых глубин человеческой души и тронуть ее струны тонким сочетанием мелодии и текста.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!