Образ и характеристика Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница»
Драма «Бесприданница» повествует о гибели юной красавицы, благородной, но бедной девушки. Причиной стал её гордый нрав. Она не желала быть «вещью», обладание которой льстит самолюбию своего владельца. Таким показан в пьесе жених Ларисы — Юлий Капитонович Карандышев. Образ и характеристика, данная ему автором, показывают его пустым и никчемным человеком с больным самолюбием.
Оглавление:
Главная мысль пьесы
Классики русской литературы второй половины XIX века рассказывали читателям о жизни и взаимоотношениях людей, о пороках общества, влиянии денег, любви и бессердечии, благородстве и бесчестии.
Мужчины с удовольствием проводили время в обществе Ларисы, восхищаясь её прелестью, обаянием, тактом, талантами. Однако для них первостепенное значение имеет богатство, дающее возможность «красивой» и комфортной жизни. Именно оно определяет общественное положение, поэтому гордая и замечательно воспитанная, образованная, но бедная девушка из приличной семьи не может найти себе достойного жениха.
Мать Ларисы Харита Игнатьевна Огудалова делает всё возможное, чтобы подобрать дочери приличную партию или хотя бы «тёплого покровителя». Эта хитрая, изворотливая женщина стремится посредством удачного брака дочери поправить материальное положение семьи. С этой целью она устраивает приёмы, вечера, куда приглашает потенциальных женихов, не стесняясь выпрашивать у них деньги, что вовсе не кажется ей зазорным. И многие из них оплачивали расходы Огудаловых ради удовольствия видеть Ларису Дмитриевну и наслаждаться её обществом.
Читая пьесу, несложно ясно представить себе атмосферу, царящую в Бряхимове, провинциальном городе на Волге. Охарактеризовать её можно кратко: всевластие капитала, про что и рассказал Островский. Именно это является основной мыслью. Деньги решают всё:
- дают власть;
- открывают многие возможности;
- меняют судьбы;
- определяют место человека в обществе.
Впрочем, это относится и к другим городам России в то время. Деньги — главный предмет вожделения. Они выше дружбы, любви, чести. Взаимоотношения между людьми зависят от них.
Деньги важнее красоты
Все герои пьесы стремятся к одному — подняться выше по социальной лестнице. Им нравится роскошный образ жизни, развлечения. А для этого необходимы немалые средства. Богатые купцы нового поколения живут на широкую ногу — одеваются в европейские костюмы, разъезжают по России и за границу, останавливаются в роскошных отелях.
Все они самоуверенны, так как обладают немалым состоянием. И от скуки часто захаживают в дом Хариты Игнатьевны, чтобы полюбоваться красотой Ларисы и послушать её замечательное пение. Когда хозяйка просит денег, они готовы давать их. «Женихи платятся» говорит Вожеватов. Ведь за удовольствие нужно платить. И никто из них не находит это неприличным. Напротив, толстосумы рады такой возможности побыть подле первой красавицы города. Однако, несмотря на это отсутствие приданого не делает её в их глазах желанной невестой.
Лариса Дмитриевна тяготится столь двусмысленным положением. В отличие от матери она не желает мириться с ним. Оно оскорбляет её скромность и целомудрие, ей противны устремлённые на неё похотливые взгляды. Но сложность ситуации в том, что выбора у девушки нет.
Чтобы избавиться от неприятного ей общества наглых богатеев Лариса решает выйти замуж за первого же, кто попросит её руки. И такой человек находится быстро.
Вынужденный выбор
Женихом героини становится мелкий чиновник Юлий Капитоныч Карандышев — «маленький человек», смешной и жалкий. Описание и оценка этого героя даны в пьесе подробно. Молодой провинциальный дворянин был вхож в дом Огудаловых. Он вовсе не богат, и не умеет держаться в обществе с достоинством, как Кнуров, Вожеватов и другие. И с нескрываемой завистью смотрит на богатых господ, понимая, что таким, как они, ему не стать никогда. И дело не только в его бедности. Он лишён уверенности в себе, так как не привык занимать в обществе значимое положение. Напротив, ему приходилось:
- быть объектом постоянных насмешек;
- терпеть откровенные издевательства;
- чувствовать свою приниженность.
Юлий Капитоныч болезненно переживает пренебрежительное отношение к себе. Однако упорно не желает покинуть этот круг, так как очень хочет ощущать свою принадлежность к нему, продолжая вызывать смех. При этом он и сам толком не понимает, зачем ему это нужно. Карандышев в «Бесприданнице» представлен олицетворением зависти, на этом автор делает ударение.
Душевные качества
Этот молодой человек готов лезть вон из кожи, чтобы доказать окружающим его самоуверенным щёголям собственную значительность. Ему до смерти хочется приобрести вес в их глазах, это становится у него навязчивой идеей. Неуверенность в себе сочетается в нём с огромными амбициями, болезненным самолюбием и необычайным упрямством.
Именно эти черты составляют основу характера Карандышева. К тому же он патологически зависим от чужого мнения, которое очень важно для него. А оно у остальных героев о нём невысокое, и это угнетает его.
Напрасные надежды
Когда Лариса Дмитриевна соглашается выйти за него замуж, Юлий Капитоныч искренне ликует. Он, разумеется, любит её по-своему. Но чувство радости у него вызвано главным образом не самой возможностью этого брака, о котором при иных обстоятельствах он не мог бы и мечтать.
Ему гораздо важнее блеснуть и показать собственное превосходство. А главное, он хочет уязвить своего соперника Паратова, которого любит Лариса. Это и есть его основная цель.
Получив согласие девушки, Карандышев не понимает, что судьба улыбнулась ему. Напротив, он уверен, что стал её благодетелем, предлагая ей вступить с ним в брак. Ведь репутация её несколько пострадала: всем известно, что она любит Паратова, который ухаживал за ней, цитата: «отбил всех женихов», а затем просто исчез без всяких объяснений. Лариса тяжело переживала разлуку с ним, и об этом хорошо известно всем. Карандышев решил, что совершает для неё великое доброе дело, за что она должна быть ему искренне благодарна.
Лариса не раз просит его поскорее обвенчаться и поехать в деревню, где они могли бы жить тихой и спокойной семейной жизнью. Она не ищет богатства и готова довольствоваться малым. Цитатный пример: «Мне бы хоть в лес, да поскорей отсюда вырваться» — говорит Лариса матери.
Зная её характер, можно не сомневаться, что она хранила бы верность мужу. И они даже возможно могли быть счастливы. Ей уже виделась мирная деревенская жизнь, покой, тишина, природа. А главное — отсутствие ненавистного ей окружения и сальных взглядов, устремлённых на неё. Лариса мечтает избавиться от всего этого, и забыть Паратова, который так жестоко поступил с ней.
Упущенная возможность
Однако Юлий Капитоныч не собирается отказываться от своего намерения. Он желает произвести впечатление, демонстрируя собственный триумф. Это для него важнее, чем создание семьи. Уехать в глушь, где некому будет похваляться красавицей-женой, ему вовсе не хочется.
Лариса для него — прежде всего роскошная вещь, и он желает, чтобы все восхищались ею и завидовали ему. И потому не торопится с женитьбой и отъездом, уверенный, что теперь-то уж эти высокомерные молодчики, которые насмехались над ним, непременно признают его. И не понимает, что выглядит ещё более смешно, чем прежде. Вместо того чтобы благодарить судьбу за такой подарок, он упивается своей победой, как ему кажется. Ведь это так льстит его больному самолюбию.
Лариса прямо говорит ему, что дала согласие лишь из-за того, что она в безвыходном положении. Карандышеву неприятны её слова и отношение к нему. Но он всё равно продолжает гнуть свою линию — бравирует тем, что скоро вступит в брак с прекрасной девушкой.
Поняв истинные намерения своего жениха, Лариса начинает испытывать к нему отвращение. Видя, как он пытается самоутвердиться за её счёт, она ощущает себя ещё хуже, чем в компании наглых и бесстыдных кавалеров. Но Юлий Капитоныч не думает о её чувствах, ему интересно лишь любым способом подняться в обществе. Он захотел дать званый обед и пригласить известных в городе людей, чтобы там с эффектом объявить о помолвке. Однако всё пошло не по его плану. Лариса уезжает со своим возлюбленным, дав краткий ответ, что возвращаться не намерена.
Карандышев и Паратов
Островский представил характеристику Карандышева полной противоположностью образу Сергея Сергеича Паратова. Этот богатый и блестящий дворянин с огромным самомнением не только привык жить на широкую ногу, в роскоши, а также покорять сердца дам. Вот и Лариса не смогла устоять перед его обаянием. Блеск, которым Паратов окружает себя, ослепил её. Она полюбила его сразу же.
По сравнению с другими кавалерами он кажется ей идеалом — воплощением силы и мужества. Наивная и романтичная Лариса видит его вовсе не таким, какой он есть: холодным, расчётливым, бездушным. Выбор между Карандышевым и Паратовым для неё вовсе не сложный. Она не замечает ни его пустоты, ни ничтожества. А он лишь позволял ей любить себя.
Сравнительный анализ этих двух героев показывает, что между ними всё же есть общее, а именно:
- гордыня;
- цинизм;
- эгоизм.
Оба они не особо считаются с чувствами других людей, ставя во главу угла свои амбиции. Ни один из них не беспокоится, что Лариса страдает и нуждается в защите. Паратов ищет материальной выгоды, поэтому, промотав своё состояние, он намерен жениться на богатой невесте, но не отказывается от привычных светских развлечений и удовольствий. Карандышев же хочет повысить занять в обществе более высокое положение. Первый, не задумываясь о последствиях, увозит Ларису на свой корабль, полностью погубив её репутацию. Второй же, поняв, что потерял невесту, убивает её.
Если сравнить мотивы таких поступков, то в обоих случаях это лишь порочность и бессердечие. И только в конце жизни Лариса понимает это. Но в последнем монологе она говорит, что прощает всех и не держит зла. Так Карандышев из-за своего упрямства погубил девушку и разрушил собственную жизнь.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!