Особенности и своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
Салтыков-Щедрин, будучи искусным сатириком второй половины XIX века, освещал в своих произведениях главные вопросы современного общества. Его волновали взаимоотношения помещиков и народа, процветание бюрократии, зарождение капитализма. Особенности сказок Салтыкова-Щедрина заключаются в умении автора обличать буржуазное и крепостническое общество, рисовать страшные картины произвола, пустомыслия, предательства, взяточничества и двоедушия.
Оглавление:
Жанр произведений
Жанр сказки писателем был выбран специально, ведь эта форма была наиболее удобна для обхода жёсткой цензуры, а также понятна и близка простому народу. Автор создал оригинальный новый жанр политической сказки, в которой с лёгкостью сочетаются фантастическая основа и злободневная действительность существующего строя. При создании своих сочинений Салтыков-Щедрин опирался не только на опыт народного творчества, но и на обличительные сатирические басни близкого по творческому духу Ивана Андреевича Крылова.
Свои сказки Щедрин писал с 1869 по 1886 год параллельно с другими своими произведениями. Но больше всего их было написано в 1880-е годы, так как именно в это время наблюдалась необходимость революционного отклика на происходящий в стране произвол. Произведения, написанные преимущественно в конце жизни сатирика, как будто бы подводят черту под всем его многолетним творчеством, позволяют понять глубину мировоззрения великого автора, учат нравственности, свободолюбию и морали.
При написании сочинения по сказкам Салтыкова-Щедрина необходимо выделить их проблематику. Она обусловлена политической обстановкой в стране, с которой не мог смириться писатель. Если говорить кратко, проблематика сказок Салтыкова-Щедрина заключается в необходимости народной борьбы с классовой несправедливостью. Расслоение общества рождает эксплуататоров и эксплуатируемых, первых автор обличает, угнетённых же старается призвать к действию.
Языковые средства
Приёмы и средства, определяющие природу сказок Щедрина, заимствованы из народных сказаний и фольклорных произведений. Именно поэтому неудивительными кажутся волшебные превращения, неопределённые временны́е и пространственные указания («некогда», «в некотором царстве»), традиционные образы животных (заяц, медведь, осёл). Язык сказок тоже отличается народностью, используются традиционные речевые средства:
- речевые обороты — «долго ли, коротко ли», «жил-был», «мед-пиво пил»;
- сказочные образы — Иванушка-дурачок, Баба-яга;
- пословицы и поговорки — «Простота хуже воровства», «Уши выше лба не растут».
Речь героев индивидуальна и указывает на классовую принадлежность. Язык обличаемых правителей России, трусливых либералов, эксплуататоров, врагов революции, смиренных обывателей отличается грубостью, глупостью, человеконенавистничеством, лицемерием.
По-иному звучит речь простого народа, она:
- имеет глубокий смысл;
- колоритна;
- проста;
- насыщена народной мудростью.
Сатира в сказках писателя
Своеобразием творчества Салтыкова-Щедрина является сатирическая основа. Сатира автора в произведениях имеет особое значение и создаётся с помощью языковых средств, представленных в таблице.
Языковое средство | Пример |
Оксюморон | Самоотверженный заяц |
Гротеск | Мужик… из собственных волос сделал силок… |
Аллегория | Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари |
Гипербола | Оброс с головы до ног волосами |
Природа сатиры автора заключается также в создании образов-символов. За масками животных часто скрываются представители разных классов, за описанием их жизни — реальные события. Своих персонажей автор наделяет человеческими чертами, что создаёт комичный эффект и позволяет обличать несовершенное социально-политическое устройство.
Фантастика Салтыкова-Щедрина иронична, но вполне реальна. В ней зашифрованы действительность того времени и революционный настрой самого́ автора. Писатель всегда на стороне народа-бунтаря, недаром многие сказки заканчиваются сообщением о победе над обличаемым злом.
При написании доклада или сочинения на тему «Сказки Салтыкова-Щедрина» стоит обратить внимание на то, что начало сатирической направленности в произведениях писателя уходит корнями в традиционную литературу великих сатириков: Крылова, Фонвизина, Гоголя.
Но именно Щедрин вывел русскую сатиру на новый уровень революционной борьбы с классовой несправедливостью, отстаивая идеи демократии, вступая в борьбу с эксплуататорским миром.
Толстой, Успенский, Чехов, Горький и Маяковский, вдохновлённые творчеством великого сатирика и обобщающие его идеи, продолжили бороться с несовершенством социально-политического строя.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!