Биография и личная жизнь конструктора Сергея Королёва
Сергей Павлович Королёв — это советский ученый и конструктор, который курировал всю программу покорения космоса. Под его руководством первоначально был выведен на орбиту спутник, а потом и отправлен в полёт первый человек. Интересно изучить биографию Королёва, чтобы больше узнать об этом выдающемся человеке.
Оглавление:
Детство и юность конструктора
Родился Сергей Королёв в 1906 году в украинском городе Житомире в семье учителей Павла Яковлевича и Марины Николаевны. Через несколько лет родители Королёва переезжают в Киев. Здесь Сергей Павлович прожил несколько лет, находясь на попечении у своих тёток. Однако вскоре из-за проблем в семье мать Королёва вынуждена была уехать с сыном в родной Нежин, оставив в Киеве мужа, с которым развелась несколько лет спустя.
В Нежине трёхлетний мальчик был на попечении няни и бабушки. Также в воспитании принимал участие его дядя, жизнерадостный и весёлый Василий Николаевич, который во многом заменил ребёнку отца. В детстве Королёв был любознательным и шустрым мальчиком, всё своё свободное время он проводил среди взрослых, а вот сверстников друзей у него не было. Из-за угроз отца, который хотел увезти ребенка в Киев, мальчика практически не выпускали одного гулять на улицу.
В детстве Королёв увлекался:
- спортом;
- физикой;
- летальными аппаратами;
- авиацией.
В это же время в Нежин приезжает первый русский лётчик Сергей Уточкин. Маленький Королёв был потрясен увиденными им самолётами. Именно в это время мальчик решил связать свою судьбу с авиацией и инженерным делом. Однако такие планы пришлось отложить, началась Первая мировая война, город, где они проживали, был захвачен немцами. В Нежине шли ожесточенные бои, поэтому матери вместе со всей семьёй пришлось переехать сначала в Киев, а потом и в Одессу.
Мать и отчим Королёва были учителями, поэтому мальчик получил отличное домашнее обучение и при этом имел прекрасные знания по инженерному делу. Уже после окончания войны и революции в период с 1922 по 1924 года Серёжа учился в профессиональной строительной школе, слушая краткие курсы по авиамоделированию.
Начало карьеры
В 1921 году Сергей Королёв знакомится с членами Одесского лётного гидроотряда. Уже с 16 лет он активно участвовал в авиационной общественной жизни, занимался проектированием безмоторного самолёта. В 1923 году он вступает в общество авиации Украины. Параллельно Королёв учится в Киевском политехническом институте по профилю авиатехники. Буквально за два года будущий известный конструктор освоил все инженерные дисциплины, окончив вуз с отличием.
Ещё во время учебы Королёв зарекомендовал себя как опытный планерист и способный авиаконструктор. Будучи студентом, он спроектировал несколько летательных аппаратов, в том числе самолёт СК4, который обладал на то время рекордной дальностью полета. Им была создана целая серия планеров, позволявших выполнять фигуры высшего пилотажа, что успешно демонстрировалось лётчиками-испытателями.
В это же время будущий академик знакомится с трудами Циолковского, после чего у него появилась идея построить ракетоплан. Королёв сделал несколько предварительных проектов воздушных летательных аппаратов этого типа. Вместе с другими специалистами в области строения ракетных двигателей он добился в Москве создания общественной организации, которая стала фактически научно-конструкторской лабораторией летательных аппаратов.
В период с 1932 по 1934 года в Москве в конструкторской лаборатории была создана первая советская жидкостная баллистическая ракета, которая получила название ГИДР09 и ГИДР10. Королёв возглавил научно-исследовательский реактивный институт. Тут он занимался разработкой жидкостных реактивных и зенитных ракет. Однако из-за расхождений во взглядах на перспективу развития советской ракетной техники Королёва вынудили оставить свой пост, после чего он стал начальником сектора.
Арест и работа в шабашке
В 1938 году по реактивному научно-исследовательскому институту прокатилась волна арестов, после чего Королёв оказался в застенках Лубянки. По анонимному доносу ему вменяли участие в троцкистской контрреволюционной организации, цель которой — ослабление оборонной мощи Советского Союза. Известно, что на допросах его страшно избивали, сломав при этом челюсть. В последующем эта травма станет причиной его преждевременной гибели. Первоначально Сергея Павловича приговорили к расстрелу, однако вскоре заменили наказание и отправили работать в закрытое конструкторское бюро, так называемую шабашку.
В закрытом конструкторском бюро он занимался:
- разработкой дальних бомбардировщиков;
- созданием ракетных двигателей;
- модернизацией реактивного оружия.
Первоначально Королёва отправили по этапу, после чего он оказался на Колыме, работая на золотом прииске. С каждым днём состояние Сергей Павловича неизменно ухудшалось, он заболел цингой и находился при смерти. От гибели его спас пересмотр дела, которого добились его знакомые в Москве.
Второй раз от смерти Королёва спас счастливый случай. Перед тем как отправиться обратно по этапу в Москву, он заболел и опоздал на последний рейс парохода, который должен был отвезти его на большую землю. Это судно попало в сильный шторм в Японском море и затонуло, в результате чего погибло 700 находящихся на борту человек.
По прибытии в Москву он был определён в закрытое конструкторское бюро, где его основным занятием было проектирование ракет как для покорения космоса, так и предназначенных для использования в военных целях. В скором времени он был назначен главным конструктором группы, в том числе работая над улучшением характеристик тяжелых бомбардировщиков. Уже в 1944 году Королёва досрочно освободили, сняв с него все судимости. Сергей Павлович на некоторое время приезжает в Казань, где устраивается работать преподавателем в местный университет.
Разработка баллистических ракет
Сразу после окончания войны Королёва отправляют в Берлин, чтобы в оккупационной советской зоне заниматься изучением трофейной техники. В Тюрингии был создан ракетный институт Нордхаузен, в котором главным инженером назначен Сергей Павлович. Его задачей было изучить немецкие ракеты ФАУ-2, а в последующем наладить их производство уже под Москвой. Королёв занимался перевозкой всего производственного оборудования из Германии в СССР. Изначально советское руководство планировало, что такие ракеты будут использоваться в военных целях, но в последующем сделанные корабли переделали в космические носители.
В общей сложности на создание первой модификации советской ракеты Р7А потребовалось 12 лет. Академику Королёву удалось модифицировать и улучшить немецкий двигатель, который работал на стабильных компонентах топлива. Причём уже в это время великий конструктор и учёный закладывал в своем детище возможности не только применять его в военных целях, но и использовать для покорения космоса. Им были разработаны модификации таких ракет, предназначенных для морского и наземного базирования.
Покорение космоса
Королёв, будучи романтиком, неизменно мечтал о покорении космоса. В 1955 году он вместе с другими учёными предлагает советскому правительству начать программу выведения в космос сначала искусственных спутников, а затем и человека на имеющейся модификации ракеты Р7А. Королёв верил в возможность пилотируемых полётов и запусков на околоземную орбиту. Буквально за два года им была проведена титаническая работа, и в 1957 году в космос был выведен первый искусственный спутник.
После первых успешных запусков началась подготовка пилотируемого полета. Была не только отобрана команда космонавтов, которые усиленно готовились к предстоящему событию, но и велась разработка новых улучшенных двигателей, сочетавших мощность и стабильность работы. Первый полёт человека в космос совершил Юрий Гагарин, причём весь этот проект разрабатывался в полной секретности, так как гарантировать успешность его завершения было невозможно. В последующем на ракетах, сконструированных Королёвым, осуществлялись полёты на Луну, также велась программа освоения Марса.
Личная жизнь, болезнь и смерть
Сергей Павлович был дважды женат. Первая его супруга Ксения Винцентини родила ему дочь Наталию, однако уже после войны в 1948 году семья распалась. Со второй своей женой Ниной Котёнковой известный конструктор познакомился уже на работе, когда заприметил видную и симпатичную переводчицу немецкого языка. Этот непродолжительный, но счастливый союз подарил Королёву спокойствие и комфорт. Сам гениальный инженер утверждал, что дома всегда царит взаимопонимание, любовь и поддержка.
В 1966 году Королёв ложится на операцию по удалению полипов. Это было несложное хирургическое вмешательство, однако во время его проведения открылось сильное кровотечение, врачи долго не могли остановить кровь, а поставить интубирующую трубку им не удалось, так как из-за перелома челюсти, полученного во время допросов НКВД, рот у Королёва не открывался на необходимую ширину. В результате такой нагрузки сердце не выдержало, и великий конструктор скончался на операционном столе.
Сергей Павлович Королёв прожил трудную и насыщенную жизнь, смог реализовать все свои замыслы, вписав свое имя в историю человечества.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!