Краткое содержание произведения Константина Паустовского «Телеграмма»
Изучение творчества К. Паустовского входит в образовательную программу средней школы. В 8 классе для разбора предлагается произведение «Телеграмма». Краткое содержание и анализ рассказа подойдёт для оформления читательского дневника, а характеристика главных героев поможет читателям лучше прочувствовать атмосферу того времени, понять тему и смысл.
Оглавление:
История создания и персонажи
Рассказ был написан в 1946 году. Достоверно известно, что это не совсем вымышленная история. Автор сам был свидетелем чего-то подобного. Он действительно был знаком с пожилой женщиной, дочь которой жила в Ленинграде и редко навещала мать. По недостоверным источникам писатель даже сам отправлял злополучную телеграмму. Главных героев в этой истории всего двое: Катерина Петровна и её дочь Настя.
Екатерина Петровна — старая женщина, которая предчувствует свою скорую кончину. Единственным её желанием было повидаться с дочерью. Но та жила и работала в Ленинграде, поэтому в небольшую деревушку Заборье, где доживала век её мать, девушке добираться было далеко. Екатерина Петровна это понимала, поэтому старалась не докучать занятой дочери своим вниманием. Она хоть и думала о ней каждый день, перебирая бумажки, которые приходили с переводом денег от Насти, но писала дочери редко.
Настя — дочь Екатерины Петровны. Она работала в Ленинградском Союзе художников. В её обязанности входило общение с перспективными мастерами. Настя и сама была внучкой известного в своё время художника. Работа и другие дела отнимали у девушки много времени, поэтому она навещала мать очень редко.
Второстепенных персонажей в рассказе тоже немного. Безусловно, все они важны для общего сюжета, но на его развитие влияют только косвенно:
- Тихон — сторож и помощник по хозяйству. Знал ещё отца пожилой хозяйки, поэтому очень уважал и её.
- Манюшка — деревенская девушка, которая ухаживает за Екатериной Петровной и помогает ей по дому.
- Тимофеев — талантливый скульптор, выставку которого устраивает Настя.
- Бюст Гоголя — неодушевлённый персонаж, который пробуждает совесть девушки.
В рассказе ещё несколько действующих лиц, но их роли эпизодические, поэтому практически не влияют на развитие истории.
Краткий пересказ
Несмотря на то что произведение не очень большое, весь рассказ условно можно разделить на три части. В каждой из них описывается отдельное событие.
Катерина Петровна
Буквально с первой главы читателю передаётся унылая атмосфера рассказа. Автор описывает промозглый октябрь, когда ещё нет снега, но уже все растения пожухли, а с деревьев облетели листья.
«Спутанная трава в саду полегла, и всё доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь»
В старом доме, который находился в небольшой деревне Заборье, доживала свой век старушка-аристократка Катерина Петровна. Когда-то она была вхожа в лучшие дома Петербурга. Жила вместе со своим отцом, известным художником, в Париже. И даже собственными глазами видела, как хоронили Виктора Гюго. В старости, отец женщины уже не мог писать свои картины, поэтому переехал в Заборье. О его таланте говорили многочисленные работы, висящие на стенах старого дома.
Но пожилой женщине было некогда предаваться воспоминаниям. Все её мысли были о единственной дочери Насте.
Как любая мать, она очень скучала по девушке, но старалась не докучать ей своими просьбами. Настя работала в Ленинграде и была очень занята.
Каждый вечер старушка перебирала пожелтевшие бумажки, которые приходили с денежными переводами от дочери. Её казалось, что даже деньги пахли Настиными духами, хотя прекрасно понимала — это не так. Эти бумажки были единственными весточками от дочери. Старушка ими очень дорожила, несмотря на то что: «Слова были все одни и те же: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо». Катерина Петровна была уже очень плоха здоровьем:
- Говорила тихо.
- Часто что-то забывала.
- Почти не выходила из дома.
Но однажды ей показалось, что в калитку кто-то настойчиво стучит. Закутавшись в тёплую одежду, она всё же вышла во двор и дошла до калитки. Но там никого не было. Это было предвестие скорой кончины. Старушка его почувствовала почти интуитивно, поэтому решила написать дочери письмо.
В нём она просила Настю срочно приехать, хоть на денёк, чтобы повидаться в последний раз. Она была точно уверена, что зиму уже не переживёт.
Дочь Настя
Девушка была очень занятым человеком, поэтому часто навещать Екатерину Петровну не могла. А может просто оправдывала работой своё нежелание ездить в скучное Заборье и целыми днями выслушивать «нытьё» престарелой матушки. Она иногда получала из деревни письма и успокаивала свою совесть тем, что с мамой всё в порядке. Так произошло и в этот раз. Получив письмо, Настя не стала его сразу читать, бросила в сумку и отправилась по своим делам.
Анастасия работала секретарём в известном Союзе художников. В её обязанности входило курировать работу талантливых авторов. Вот и теперь она побежала в мастерскую к скульптору Тимофееву, узнать, не нужна ли ему какая-то помощь.
Скульптор был действительно очень талантлив. Это Настя поняла сразу, как увидела его последнюю работу — бюст Гоголя. Лицо писателя выглядело так натурально, что девушка поневоле почувствовала его укоризненный взгляд. Безмолвный писатель как бы корил её за всё ещё непрочитанное письмо. Прервал её мысли Тимофеев. Он жаловался на то, что:
- Его талант не ценят.
- Не дают пробиваться вперёд.
- Не устраивают выставки.
Поняв, что перед ней действительно талантливый мастер, Настя решила ему помочь с выставкой. Дел было много. От них не могло отвлечь даже письмо, которое девушка, наконец, прочла. Но ехать тот же час она не захотела, оправдывая своё нежелание срочными делами.
Подготовка к выставке заняла две недели. Всё получилось как нельзя лучше. Настю все хвалили и восхищались её организаторскими способностями. Но в разгар всеобщего ликования ей принесли телеграмму: «Катя помирает. Тихон».
Девушка не сразу поняла, о чём речь. Но даже когда вникла в смысл написанного, веселье прерывать не стала. Она принимала поздравления, однако, постоянно чувствовала на себе чей-то укоризненный взгляд. Настя даже подумала, что кто-то знает о телеграмме и теперь осуждает её.
Но присмотревшись, девушка поняла, что это вовсе не человек сверлит её взглядом, а бюст Гоголя. Ей вдруг показалось, что писатель «тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!»
Настя поняла, что может не успеть попрощаться с единственным родным человеком на всём свете — мамой. Она бежала на вокзал что есть силы, упросила кассира продать ей билет на переполненный поезд и поехала в Заборье. Единственным желанием девушки было — не опоздать.
Смерть матери
Тем временем Катерина Петровна совсем слегла. Она перестала есть и всё время спала. Только верная Манюшка не отходила от кровати старушки, даже ночевала рядом на диване, изредка проверяя, дышит ли ещё хозяйка или уже нет.
Даже угрюмому Тихону стало жаль бедную женщину. Решив её подбодрить, он пошёл на почту, взял чистый бланк и написал телеграмму, якобы от Насти. В ней говорилось, что дочка едет и просит мать её дождаться.
Однако Катерина Петровна быстро поняла хитрость Тихона. Поблагодарив его за сочувствие и заботу, старушка окончательно ушла в свои грустные мысли и вскоре скончалась. Хоронили её деревенские люди. На процессии было очень мало народу, всего несколько человек:
- Тихон.
- Почтальон Василий.
- Манюшка.
- Володька, брат Манюшки.
- Два деревенских старичка.
Даже школьная молодая учительница, увидев похоронную процессию, тихо спросила: «Одинокая, должно быть, была эта старушка?»
Узнав, что у Катерины Петровны есть дочь, которая её почти не навещала, учительница решила присоединиться к процессии. Ведь у неё самой осталась старенькая мама в другом городе, так что она хорошо понимала всю трагичность ситуации.
Настя приехала только на второй день после похорон. Проплакав всё ночь в пустой комнате матери, она очень быстро уехала обратно. Видимо, не хотела, чтобы её осуждали люди. Так как хорошо понимала «что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести», но было уже поздно.
Анализ и рассуждения
Редко кто может остаться равнодушным после прочтения этого произведения. Несмотря на то что по жанру оно классифицируется как рассказ — трагичность ситуации прослеживается на протяжении всего повествования. По своему смыслу оно больше напоминает драму. Константин Георгиевич наглядно описал всю драматичность отношений между двумя поколениями близких людей — матери и дочери.
Такое поведение взрослых детей не редкость во все времена. Вылетая из родительского гнезда, молодые люди с головой уходят в свои проблемы, часто забывая, что где-то есть дом, где:
- любят;
- ждут;
- тоскуют.
Можно смело сказать, что автор вложил двойной смысл в название своего произведения. Телеграмма — не просто обмен сообщениями между персонажами рассказа. Это своеобразное послание ко всем взрослым детям, читающим эту историю. Ведь у каждого есть родители, нужно успевать наслаждаться общением с ними, пока это возможно, чтобы потом не было мучительно больно за упущенное время. Никто не вечен.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!