Лирический герой в романтическом творчестве Лермонтова
Формирование поэзии Лермонтова пришлось на конец XVIII — начало XIX века. В этот период процветала эпоха романтизма, оказавшая немалое влияние на деятельность поэта. Лирика поэта отличается загадочностью, душевностью, глубиной затрагиваемых тем, тонкой психологической частью. Его творчество было актуально в XIX веке, но не теряет популярности и по сей день.
Сочинение о лирическом герое Лермонтова
Герои лирических произведений, их внутренние качества, мышление и действия различаются у разных поэтов и зависят от личного мировоззрения.
Образ лирического героя меняется с созреванием новых идеологий, обогащением личного и творческого опыта его создателя. Лирический герой поэзии Лермонтова характеризуется особой внутренней неделимостью и монолитностью. Как правило, герой совсем одинок и отличается от большинства окружающих его людей. Постоянное странствие по миру — это его судьба. К жизни подальше от людей лирического героя побуждает как собственная воля, так и вынужденные обстоятельства.
Конспект по Лермонтовским поэмам за 10 класс
В произведении «Парус» в первую очередь внимание читателя привлекает полная несовместимость двух миров: природы и лирического героя. «В тумане моря голубом» — так кратко в первой строке автор представляет окружающий мир. С самого начала туманная погода и голубое море создают ощущение покоя и расслабленности. Однако в это же время парус находится на «перекрестке»:
- первая полоса — это родное место;
- вторая — чужой край.
Действующее лицо мечется между прошлым и будущим.
Во второй строфе море взволнованное, шумит и бушует, говорит о существовании. Строчка «увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит» показывает растерянное состояние персонажа, который находится в безвыходной ситуации. В третьей строфе мир природы оказывается прекрасным: выразительный, живописный, торжествующий, лучезарный, но этот мир, в котором можно стать счастливым, отторгается парусом, жаждущим другого — шторма, ненастья.
Одиночество в этом непостоянном мире (то торжествующем и ярком, то буйном и диком) неизбежно. Персонаж находится в плену противоположных половинок мира: прошлым и будущим, дальним краем и родиной, ураганом и покоем. Ни одна из этих частей не станет для паруса причалом, ведь в буре он так и не сможет обрести долгожданное счастье и душевное спокойствие, чему является доказательством печальное «как будто» в последней строке.
Лирическое творчество Лермонтова стало высшей точкой роста реализма в России. Читая великие произведения поэта, сразу можно понять, какие черты характерны для лирического героя Лермонтова. Ему свойственны следующие обобщенные романтические характеристики:
- борец;
- мученик;
- бунтарь;
- лирик;
- в каком-то смысле даже провидец.
В особенности хорошо прослеживается тема одиночества и отношение к окружающему миру в образе романтика:
Одинок я — нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем.
Одиночество проявляется в различных формах: это и заключение (как в данном эпизоде), и одиночество в любовном направлении.
Духовный мир лирического героя в стихотворениях Лермонтова отражает одинокое существование персонажей романтиков. В произведениях четко прослеживается противостояние между внутренним рвением к жизни и нереальностью осуществления желаемого. Это противостояние оставляет отпечаток на облике действующего лица, опустошает душу и разбивает чувства. Героини произведений Лермонтова так же одиноки и находят спасение в любви (Вера в романе «Герой нашего времени»).
И даже несмотря на внутреннюю борьбу, персонаж Лермонтова держится за свою человечность благодаря любви к родине, вспоминая ее очаровательную природу. Именно живописная природа родных мест сохраняет духовность героя и оставляет надежду на счастье («Когда волнуется желтеющая нива…»):
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастья я могу постигнуть на Земле,
И в небесах я вижу Бога…
Неизбежным становится неразрешимый внутренний спор, конфликт в Лермонтовских персонажах. Связано данное явление с темой разрушительного самоанализа вследствие серьезной борьбы внутреннего мира героя. Лирик использует антитезу и противопоставляет реальный духовный мир и лишь видимость внешнего. Какова же цель данного приема? Своеобразие авторского мастерства с трудом можно однозначно определить. Образ видимости реального мира появляется у лирика весьма нередко, чаще обозначая порочность и искаженность.
На вопрос о том, почему Лермонтов так охарактеризовал своих героев, опустошил их душу, можно ответить, если изучить биографию автора. Долгое время он провел в ссылках, где был совсем одинок. Именно в заключении Михаил Юрьевич написал множество своих гениальных стихотворений, главным символом которых стало одиночество и переживание о родных и близких, желание вернуться на родину.
Исследовав творческий путь Лермонтова, можно подвести итог: автор изображает свободного, одинокого, отдаленного от общества героя, счастье которого недостижимо. Лирический персонаж неоднозначен, его не понимает ни действительный, ни вымышленный мир. Это могучий и отчаянный персонаж, который сам выбрал самоизгнание.
Формирование поэзии Лермонтова пришлось на конец XVIII — начало XIX века. В этот период процветала эпоха романтизма, оказавшая немалое влияние на деятельность поэта. Лирика поэта отличается загадочностью, душевностью, глубиной затрагиваемых тем, тонкой психологической частью. Его творчество было актуально в XIX веке, но не теряет популярности и по сей день.
Сочинение о лирическом герое Лермонтова
Герои лирических произведений, их внутренние качества, мышление и действия различаются у разных поэтов и зависят от личного мировоззрения.
Образ лирического героя меняется с созреванием новых идеологий, обогащением личного и творческого опыта его создателя. Лирический герой поэзии Лермонтова характеризуется особой внутренней неделимостью и монолитностью. Как правило, герой совсем одинок и отличается от большинства окружающих его людей. Постоянное странствие по миру — это его судьба. К жизни подальше от людей лирического героя побуждает как собственная воля, так и вынужденные обстоятельства.
Конспект по Лермонтовским поэмам за 10 класс
В произведении «Парус» в первую очередь внимание читателя привлекает полная несовместимость двух миров: природы и лирического героя. «В тумане моря голубом» — так кратко в первой строке автор представляет окружающий мир. С самого начала туманная погода и голубое море создают ощущение покоя и расслабленности. Однако в это же время парус находится на «перекрестке»:
- первая полоса — это родное место;
- вторая — чужой край.
Действующее лицо мечется между прошлым и будущим.
Во второй строфе море взволнованное, шумит и бушует, говорит о существовании. Строчка «увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит» показывает растерянное состояние персонажа, который находится в безвыходной ситуации. В третьей строфе мир природы оказывается прекрасным: выразительный, живописный, торжествующий, лучезарный, но этот мир, в котором можно стать счастливым, отторгается парусом, жаждущим другого — шторма, ненастья.
Одиночество в этом непостоянном мире (то торжествующем и ярком, то буйном и диком) неизбежно. Персонаж находится в плену противоположных половинок мира: прошлым и будущим, дальним краем и родиной, ураганом и покоем. Ни одна из этих частей не станет для паруса причалом, ведь в буре он так и не сможет обрести долгожданное счастье и душевное спокойствие, чему является доказательством печальное «как будто» в последней строке.
Лирическое творчество Лермонтова стало высшей точкой роста реализма в России. Читая великие произведения поэта, сразу можно понять, какие черты характерны для лирического героя Лермонтова. Ему свойственны следующие обобщенные романтические характеристики:
- борец;
- мученик;
- бунтарь;
- лирик;
- в каком-то смысле даже провидец.
В особенности хорошо прослеживается тема одиночества и отношение к окружающему миру в образе романтика:
Одинок я — нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем.
Одиночество проявляется в различных формах: это и заключение (как в данном эпизоде), и одиночество в любовном направлении.
Духовный мир лирического героя в стихотворениях Лермонтова отражает одинокое существование персонажей романтиков. В произведениях четко прослеживается противостояние между внутренним рвением к жизни и нереальностью осуществления желаемого. Это противостояние оставляет отпечаток на облике действующего лица, опустошает душу и разбивает чувства. Героини произведений Лермонтова так же одиноки и находят спасение в любви (Вера в романе «Герой нашего времени»).
И даже несмотря на внутреннюю борьбу, персонаж Лермонтова держится за свою человечность благодаря любви к родине, вспоминая ее очаровательную природу. Именно живописная природа родных мест сохраняет духовность героя и оставляет надежду на счастье («Когда волнуется желтеющая нива…»):
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастья я могу постигнуть на Земле,
И в небесах я вижу Бога…
Неизбежным становится неразрешимый внутренний спор, конфликт в Лермонтовских персонажах. Связано данное явление с темой разрушительного самоанализа вследствие серьезной борьбы внутреннего мира героя. Лирик использует антитезу и противопоставляет реальный духовный мир и лишь видимость внешнего. Какова же цель данного приема? Своеобразие авторского мастерства с трудом можно однозначно определить. Образ видимости реального мира появляется у лирика весьма нередко, чаще обозначая порочность и искаженность.
На вопрос о том, почему Лермонтов так охарактеризовал своих героев, опустошил их душу, можно ответить, если изучить биографию автора. Долгое время он провел в ссылках, где был совсем одинок. Именно в заключении Михаил Юрьевич написал множество своих гениальных стихотворений, главным символом которых стало одиночество и переживание о родных и близких, желание вернуться на родину.
Исследовав творческий путь Лермонтова, можно подвести итог: автор изображает свободного, одинокого, отдаленного от общества героя, счастье которого недостижимо. Лирический персонаж неоднозначен, его не понимает ни действительный, ни вымышленный мир. Это могучий и отчаянный персонаж, который сам выбрал самоизгнание.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!