Не хватает времени написать работу?

Доверьте это профессионалам.

Узнать стоимость

Краткое описание детства Чичикова в поэме «Мертвые души»

В произведениях Гоголя главные герои, как правило, предстают перед читателем вполне сформировавшимися личностями, имеющими устоявшуюся жизненную позицию и занимающими определенное социальное положение. О прошлом если и упоминается, то в качестве необходимых пояснений. В поэме «Мертвые души» детство Чичикова автор описывает без назойливых подробностей, но не упуская моментов, ставших отправными в судьбе главного героя.

Оглавление:

Поэма «Мертвые души»

Семья и домашнее воспитание

Родился Чичиков у обедневших дворян, имеющих в услужении всего лишь одну семью крепостных. Какой была его мать и как звать ее, остается неизвестным, словно ребенок был исторгнут в мир самой «кисло-неприютной» жизнью, навечно поселившейся в «маленькой горенке». И только реплика дальней родственницы, которая помогала при родах и почему-то думала, что ребенок должен «пойти в бабку» по материнской линии, доказывает, что Чичиков был зачат, выношен и рожден естественным образом.

Что касается отца, «бледная память» героя запечатлела человека, зажатого с одной стороны болезнью, с другой нуждой. Непонятно, занимался ли родитель хозяйственными или иными делами. Мальчик запомнил «вечный шарк» его тапочек и беспрестанные вздохи.

Учеба и досуг

Детство Чичикова

Досуга, если понимать под этим детские забавы и игры, у маленького Павлуши не было вовсе, как не было «ни друга, ни товарища», ни любимой игрушки. Домашнее образование заключалось в «вечном» сидении за столом и выведении «вечной» прописи, заключающей истины добродетели, которые от множественного повторения утратили свою глубину и смысл.

На коротком отрезке текста автор несколько раз использует слово «вечно», которое усиливает атмосферу:

  • безысходности;
  • косности;
  • однообразия.

Мальчик был совершенно лишен радостей и привилегий, которые дарит детство. Малейшее желание развлечься пресекалось «суровым голосом» отца и последующим за этим наказанием. Таково описание «первоначальной» картины детства Чичикова в поэме «Мертвые души», «бедного» по содержанию, но оставившего глубокий след в душе Павлуши и определившего точку невозврата. После смерти отца он без сожаления избавляется от «родового гнезда» и переезжает в город. Но это будет много позже описываемых событий.

Обучение в городском училище

Однажды, в начале весны, подросший Павлуша был отвезен отцом в город и оставлен в доме у родственницы, где должен был проживать до окончания городского училища. Расставание прошло без слез. От родителя мальчик получил полтину и «умное наставление»:

Подросший Павлуша

  • «угождай начальникам»;
  • друзей не заводи;
  • никого не угощай;
  • водись с теми, кто может быть «полезным»;
  • «береги и копи копейку».

Слова отца «глубоко заронились» в сердце мальчика и определили его дальнейшее поведение. Последний пункт стал для Павлуши основополагающим и наиважнейшим. Он бережет и копит копейку, чтобы с помощью ее «прошибающей» силы проложить дорогу к материальному благополучию.

Отношения с учителем и учениками

Способностью к наукам маленький Чичиков не отличался, однако сразу сообразил, что классный наставник хорошее поведение ставит выше остроты ума. Присовокупив к безмолвному и неподвижному сидению на уроках опрятность и расторопную услужливость, с которой он подавал в конце занятий учителю «треух», Павлуша снискал расположение начальства.

Мальчик обладал практичным умом и способностью ограничить себя во всем. Он не только не угощал одноклассников, как заповедовал ему отец, но и принятое от них угощение мог продать им же, безо всякого смущения и укоров совести. Имеющиеся деньги маленький Чичиков пускал в прибыльный оборот. Покупал еду на рынке и продавал голодным одноклассникам по цене «сообразной аппетиту».

Отношение Павлуши к взрослым

Следует отметить, что Павлуша не был вовсе лишен талантов, зачатки которых были использованы в практических целях и совершенно неразвиты и забыты, как не отвечающие главной жизненной цели. Мальчик слепил восковую фигурку снегиря, выкрасил ее и продал, причем «очень выгодно», что свидетельствует о хорошем качестве поделки. В другой раз он потратил 2 месяца на дрессировку мыши, научил ее по приказу ложиться и вставать на задние лапки, а потом удачно сбыл с рук.

Когда вырученных денег скапливалось до пяти рублей, Чичиков зашивал их в мешочек. По выпуску из училища он имел на руках:

  • аттестат, удостоверяющий успешное постижение «всех наук»;
  • книгу, подаренную за прилежание и благонравие;
  • собственные денежные накопления и средства, полученные за продажу «дворишка» и «землицы», доставшихся в наследство.

Это все, что рассказывает автор о детстве героя в поэме «Мертвые души». Воспитание Чичикова, если принимать за этот процесс совокупность неизбежных внешних обстоятельств и влияний, закончилось.

Итоговая характеристика: «Надул, Павлуша», — вынесенная бывшим наставником, оказавшимся в бедственном положении и материальная помощь которому не входила в планы его «благонравного» воспитанника, стала вектором, определяющим дальнейшую жизненную позицию героя.

Важность экскурса в детство героя

Изучение в школе литературного наследия Гоголя включает все этапы творческого пути русского классика, высшей точкой которого принято считать «Мертвые души». Нельзя считать случайным отступление автора к детству героя, о котором рассказывается в заключительной одиннадцатой главе. Здесь дается не только представление о происхождении Чичикова, но кратко и четко описывается скупая и «мутная» атмосфера, в которой воспитывался мальчик:

Изучение в школе «Мертвые души»

  1. Павлуша с рождения лишен материнской заботы и ласки.
  2. У него нет друзей.
  3. Отец необычайно строг и раздражителен.
  4. Вместо детской сказки, ему вбиваются моральные правила, которые неприменимы в окружающих реалиях, а потому бессмысленны и бесполезны.
  5. Последнее благословение отца отправляет ребенка на путь лицемерия, недоверия и алчности.

В характере первого своего начальствующего, ставящего смирное и угодливое поведение выше умственных способностей, Чичиков встречает подтверждение словам родителя. Учитель гораздо ближе и понятнее Павлуше, чем сверстники. В первом повторяются знакомые черты отца — авторитарность и нетерпимость к нарушению норм поведения, возведенных в абсолют. Интересы одноклассников для него далеки, как что-то новое и несовместимое с его пониманием основ жизни.

В школьном сочинении по гоголевской поэме любая тема непременно пересекается с образом Чичикова, будь то краткий анализ эпизода или характеристика действующих персонажей. Все преломляется через призму внутреннего восприятия главного героя, с проекцией обычно нелестной как для предмета исследования, так и для самого Чичикова.

Отступление к годам детства и ранней юности позволяет понять проблемы личности, лишенной тех привилегий, что дает человеку пора жизни, которые многие почитают лучшей.

Не успеваете написать работу?

Заполните форму и узнайте стоимость

Контактные данные - строго конфиденциальны!

* Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Подтверждение

Ваша заявка принята.

Ей присвоен номер 0000.
Просьба при ответах не изменять тему письма и присвоенный заявке номер.
В ближайшее время мы свяжемся с Вами.

Ошибка оформления заказа

Кажется вы неправильно указали свой EMAIL, без которого мы не сможем ответить вам.
Пожалуйста проверте заполнение формы и при необходимости скорректируйте данные.

Популярные статьи

Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!

Оставить комментарий