Тема маленького человека в петербургских повестях Гоголя
Поднятая Пушкиным тема, раскрывающая образ жизни и внутренний мир людей, занимающих незначительное положение в обществе и в то же время составляющих внушительный пласт социума, получила продолжение в творчестве Гоголя. У маленького человека в «Петербургских повестях» разные лица, но очень похожие проблемы. Внутренний мир героев формируется нравами и интересами социума, оплотом которого является чинопочитание и материальное благосостояние.
Оглавление:
Разные истории одного героя
Пять художественных произведений, вошедших в цикл «Петербургские повести», объединены географическим местом и некоторыми чертами характера, общими для героев Гоголя. Маленький человек предстает в разных ипостасях и на разных стадиях внутренней организации:
- Коллежский асессор Ковалев, ищущий выгодное место и предпочитающий именовать себя на военный лад — майором. Поручик Пирогов, гордый своим чином и внешним видом, но совершенно пустой внутри.
- Художники: Чертков, разменявший талант на успех в обществе и материальные приобретения; Пискарев — мечтатель и идеалист.
- Чиновник Поприщин — бездельник, мечтающий попасть в высшее общество путем удачной женитьбы или через неожиданное получение высокого чина.
- Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин, доживающий свой век на обочине жизни, казалось бы, полностью утративший все чувства и желания.
Автор избегает повторов сюжетной линии, использует различные жанровые и стилевые приемы — от высмеивающей ограниченность мышления персонажей пародии, до трагедии (крушение высоких идеалов, послуживших причиной гибели героя).
Маленький человек у Гоголя имеет несколько степеней умаления:
- Служебная, обусловленная отсутствием ума, знаний, прилежания.
- Социальная, обоснованная происхождением.
- Морально-нравственная, заключающаяся в копировании поведения окружающих и субординационных условностях.
- Психологическая, выражающаяся в неспособности противостоять реалиям, которые подавляют личность.
Автор избегает критических замечаний в адрес действующих лиц. Герои сами дают оценку своим поступкам или такая возможность, основанная на поведенческом анализе персонажей, предоставляется читателю.
Угадываемое продолжение
При исследовании произведений петербургского цикла в некоторых из них можно легко обнаружить переходящее развитие сюжета — «Записки сумасшедшего"/"Шинель», «Невский проспект"/"Нос».
Таблицы позволяют наглядно провести параллели между главными героями.
Название повести | Записки сумасшедшего | Шинель |
Фамилия героя | Поприщин | Башмачкин |
Возраст | 42 года | 50+ |
Чин | Титулярный советник | Титулярный советник |
Основные должностные обязанности | Починка перьев для директора | Переписывание бумаг |
Не сойди с ума Поприщин, через несколько лет он вполне мог войти в образ Башмачкина. Оба чиновника «вечные титулярные советники» и занимаются в департаменте не самыми важными делами. Поприщин в силу того, что не видел и «не понимал выгод» службы, не проявлял рвения. Акакий Акакиевич по причине отсутствия больших способностей, утраченных вместе с прочими интересами.
Название повести | Невский проспект | Нос |
Персонаж | Пирогов | Ковалев |
Возраст | 25+ | 35+ |
Чин | Поручик | Коллежский асессор (майор) |
Род службы | Неизвестен | Ищет выгодную должность |
Пирогов вполне мог дослужиться до майора и еще более возгордиться своим чином. Как и герой другой повести — Ковалев, он словно невзначай подчеркивает свое положение в табеле о рангах. Ковалев наследует от поручика величайшую зависимость от мнения окружающих. Если последний не дал ход делу об избиении его ревнивым мужем в страхе потерять репутацию, то первый ужасается потере носа, представляя ситуацию «пасквильной», несообразной его положению.
Единство противоположностей
Для более яркого изображения образа маленького человека в произведениях Гоголя используется прием, построенный на контрасте личности — протагонист/антипод. Это прослеживается в произведениях — «Невский проспект» и «Портрет».
В первой повести главные герои — художник Пискарев и поручик Пирогов — настолько разные, что знакомство и приятельские отношения между ними кажутся вовсе невозможными, что совершенно недалеко от истины, так как последним руководят определенно тщеславные и корыстные побуждения. Поручику приятно представлять себя покровителем человека искусства, но более всего он желает заполучить свой мужественный портрет.
В другом случае (повесть «Портрет») автор рассказывает о двух художниках, попадающих в аналогичную ситуацию. Оба ощущают вмешательство в судьбу зловещего портрета и осознают связь внутренних изменений с изображением на картине. Однако, Чертков — очередной обладатель портрета — только приказывает его убрать, а другой (безымянный автор) пытается уничтожить свое творение.
Несмотря на то что пары главных героев являют пример духовного антагонизма, даже в лучшей своей половине они все равно остаются маленькими людьми. Их попытки протестовать против окружающего зла ограничиваются личным жизненным пространством. Пискарев и безымянный художник вырывают себя из мира. Первый с помощью лезвия бритвы. Второй — монашеским подвигом и молитвой.
Такой протест остается незамеченным обществом. Даже знакомые не проявляют к случившемуся особого внимания и интереса. Поручик Пирогов не удосужился проводить в последний путь своего «протеже», так как был чрезвычайно занят волочением за замужней дамой.
Мистика или мистификация событий
Повести, вошедшие в петербургский цикл, не имеют в сюжете откровенно мистических поворотов. Все сверхъестественное происходит в душе, сердце и голове персонажей и проецируется на действительность:
- Реальность и «живость» взгляда изображения ростовщика в «Портрете» может свидетельствовать о гениальности автора и превосходной степени воображения, свойственной художественным натурам героев.
- Демонический образ коломенского ростовщика и появление в городе покойного чиновника, ищущего украденную шинель, вполне могли быть продуктом слухов.
- Бедный художник Пискарев сам охотно бежит от непереносимой для него реальности в мир, искусственно созданный фантазиями и опиумом.
В повести «Нос» Гоголь и вовсе иронизирует над публикой, жадность до сенсаций которой обусловлена скукой, недостатком образования и нежеланием саморазвиваться. Противоречивые слухи создают массовое движение зевак, надеющихся увидеть Нос, который прогуливается сам по себе и даже посещает магазины и общественные места.
Обреченные на нескончаемый круговорот повторяющихся событий, удовлетворенные своей жизнью или потерявшие надежду изменить ее упорядоченный ход, эти люди ищут не мистику, которая за пределами их сознания, а мистификацию. Маленькие люди сами величайшие мистификаторы.
Гоголь в школьной программе
В школе творчеству Гоголя уделяется много внимания. «Петербургские повести» входят в программу литературы и русского языка восьмого класса. Ученики не только проводят анализ произведений, вошедших в цикл, но и пишут сочинение. Сквозные темы в петербургских повестях Гоголя:
- Положение, занимаемое героями в современном обществе, образ жизни и отношения с окружающими.
- Характеристика действующих лиц в свете их поведения и поступков.
- Противостояние добра и зла.
- Морально-нравственный образ маленького человека.
Автор раскрывает природу сложившихся реалий, проникая в душевное, физическое и материальное состояние основных и второстепенных персонажей. Он не критикует героев, но, напротив, относится к ним с сочувствием и пониманием, не выставляя переживаний, но скрывая под вуалью грустной иронии.
Повести о маленьких людях, как сложившемся типе личности — это история болезни общества, в котором они родились, живут, мыслят и чувствуют. Даже те, кому удается выбраться на более высокий уровень служебного и общественного положения и стать «значительным лицом», продолжают испытывать панические приступы болезни. Это страх скомпрометировать себя близостью к кругу, из которого недавно вышел. Каждая прослойка социума вырабатывает свои традиции и правила поведения, как некий шаблон, который одни принимают безропотно и даже вдохновенно. Других шаблон калечит и убивает.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!