Кратко биография и деятельность писателя и педагога Антона Макаренко
Антон Семенович Макаренко — известный литератор, педагог и общественный деятель. Он не только написал несколько популярных у читателей романов и повестей, но и разработал собственную инновационную систему обучения школьников и подростков, которую активно применял на практике. Кратко биография Макаренко позволит поближе узнать этого необычного человека, который жил в тяжелое время революций и сталинского террора.
Оглавление:
Биография Макаренко
Родился Антон Макаренко в 1888 году в Харьковской губернии в городе Белополье. Отец Семен Григорьевич — рабочий вагонной мастерской, мать Татьяна Михайловна — домохозяйка. В семье было три ребенка, но младшая сестра будущего писателя еще в детстве скончалась от тяжелой болезни. Старший брат Антона поручик императорской армии Виталий Макаренко — участник Брусиловского прорыва. После революции 1917 года ушел к белым, а дальше перебрался за границу и жил до конца своих дней в Париже.
Еще ребенком Макаренко проявлял свои способности к обучению. Ему нравились гуманитарные науки, в особенности он любил литературу, поэтому все свое свободное время проводил за чтением книг. В 1897 году Антон с успехом оканчивает школу и решает пойти по стопам отца, поступая в местное железнодорожное училище. В скором времени будущий писатель переезжает с родителями в город Крюков в Полтавской области. Тут Макаренко обучался в четырехклассном училище, а в последующем окончил годичные педагогические курсы.
В 1905 году, после окончания педагогических курсов, Макаренко устраивается работать первоначально в железнодорожном училище преподавателем, а затем уезжает сельским педагогом на станцию Долинская.
Тут Антон Семёнович пробыл почти десять лет, после чего поступил в Полтавский учительский институт, который в 1917 году оканчивает с золотой медалью. Именно в это время Макаренко разработал собственную программу обучения детей и подростков, которая с успехом внедрена на практике.
В 1919 году Антон Семенович переезжает в Полтаву, где по поручению местного Губнаробраза он организует трудовую колонию для несовершеннолетних. В последующем этому учебному заведению было присвоено имя Максима Горького.
На протяжении более чем десяти лет Макаренко заведовал подростковой колонией для несовершеннолетних преступников, возвращая к полноценной жизни сотни подростков из неблагополучных семей. Именно тут он на практике применял разработанную воспитательно-педагогическую систему.
Переезд в Москву
В 1935 году Макаренко первоначально переведен в Киев, где он работал в центральном аппарате НКВД, курируя отдел трудовых колоний. Вскоре его направляют в Москву, где Антон Семёнович практически полностью оставил педагогическую деятельность, занимался публицистикой и много выступал перед читателями.
К этому времени Макаренко уже стал известным писателем, он дружил с Горьким, а его работы издавались многотысячными тиражами. В 1938 году его принимают в члены ВКП, а в начале 1939 года награждают орденом Трудового Красного Знамени.
В 1938—1939 года Макаренко работал над написанием сценария к фильму «Флаги на башнях». Известно, что соавтором являлась Маргарита Барская, знаменитая в те времена писательница. Однако вскоре руководство Киностудии Горького остановило этот проект, после чего Антон Семёнович занялся написанием своего очередного романа. Но закончить и опубликовать новое произведение этот автор уже не успел.
1 апреля 1939 года при невыясненных обстоятельствах в поезде по дороге из подмосковного дома в столицу Антон Семенович скоропостижно скончался. Основной причиной смерти названа сердечная недостаточность. Однако в последующем возникло множество вопросов, относительно как проблем со здоровьем, так и путаницы в показаниях свидетелей.
Существенно отличается акт осмотра тела, в частности, имеются показания свидетелей о большом чемодане, тогда как в протоколе фигурирует лишь маленький портфель. Похоронен писатель на Новодевичьем кладбище в столице.
Литературная деятельность
Свой первый рассказ Макаренко написал в 1914—1915 году. Эту рукопись автор показал Максиму Горькому, признавшему работу в литературном отношении слабой. Более чем тридцать лет Антон Семёнович не писал никаких романов, ведя лишь записные книжки, которые в последующем были напечатаны и получили признание у критиков и читателей.
Лишь в тридцатых годах Макаренко вновь возвращается к литературной деятельности.
В период с 1930 по 1935 года им было написано несколько повестей, в которых рассказывалось о жизни их коммуны, где перевоспитывались несовершеннолетние преступники.
Самыми известными произведениями этого автора являются:
- Марш 30-го года.
- Флаги на башнях.
- Честь.
- ФД-1.
Параллельно с литературной деятельностью Макаренко разрабатывал и внедрял свой педагогический метод, по которому воспитывались подростки не только в его коммуне, но и в ряде аналогичных заведений по всему Союзу. Им были выпущены такие научные труды как «Методика организации воспитательного процесса» и «Книги для родителей».
В те годы практиковались тюремные методы перевоспитания трудных подростков, но Макаренко выступал против подобного, утверждая, что основой становления личности является общественная работа и социально значимый труд.
Педагогическая работа
Антон Макаренко организовал и возглавил колонию для беспризорников и несовершеннолетних нарушителей. Известно, что в это заведение попадали дети, которые не могли проживать в нормальном советском обществе. Это были воры и преступники, малолетние проститутки и хулиганы. В области воспитания Макаренко достиг невероятных успехов, а многие выпускники его коммуны в последующем стали знаменитыми учеными и даже героями Советского Союза.
Основывался метод перевоспитания в колонии на следующем:
- общее дело;
- наличие ядра коллектива;
- полное самоуправление;
- правильный формат.
Однако такая идея педагогической деятельности не у всех находила поддержку и одобрение. Известно, что ярой противницей методов Макаренко была Надежда Крупская, а ее краткая резолюция в 1928 году фактически поставила крест на создании аналогичных колоний для несовершеннолетних.
Лишь через несколько десятков лет после смерти этого талантливого педагога его вклад в улучшение воспитательных процессов и методы были признаны успешными и во многом революционными для того времени.
В последующем они с успехом применялись как в Советском Союзе, так и в других странах мира.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!