Характеристика главных героев романа «Что делать?»
Отбывая заключение в Петропавловской крепости, русский философ Николай Гаврилович Чернышевский написал произведение «Что делать?». Характеристика главных героев и анализ романа помогут ближе познакомиться со сложной композицией и особенностями языкового оформления. Изучение этой работы предусмотрено общеобразовательной программой, поэтому для успешной сдачи Единого государственного экзамена школьникам важно разобрать все особенности.
Оглавление:
Отбывая заключение в Петропавловской крепости, русский философ Николай Гаврилович Чернышевский написал произведение «Что делать?». Характеристика главных героев и анализ романа помогут ближе познакомиться со сложной композицией и особенностями языкового оформления. Изучение этой работы предусмотрено общеобразовательной программой, поэтому для успешной сдачи Единого государственного экзамена школьникам важно разобрать все особенности.
История написания
Николай Чернышевский работал над романом в течение полугода начиная с декабря 1862 года. В этот период мужчина находился под стражей в Петропавловской крепости. Писателя взяли под арест из-за радикальных взглядов. Автор хотел, чтобы его произведение стало своеобразным ответом Тургеневским «Отцам и детям», поэтому между персонажами Базаровым и Рахметовым имеется определенное сходство.
Николай Гаврилович в процессе работы над произведением четко понимал: если цензура увидит политический подтекст, роман не будет допущен к печати. Чтобы ввести в заблуждение контролирующие органы, Чернышевский воспользовался художественными приемами: окрасил социальную тематику любовным контекстом, добавил в сюжет сновиденья.
В результате писателю удалось издать свою работу в «Современнике». Однако спустя время органы власти запретили как распространение, так им малейшее подражание произведению. Роман «Что делать?» был допущен к публикации только в 1905 году.
Тематика произведения
В романе Чернышевского отразились характерные для литературы XIX столетия мотивы. Автор реализовал их в запутанных и неординарных сюжетных линиях. Он создал ситуации, наталкивающие читателя к собственным выводам. Николай Гаврилович раскрыл ряд тем. Некоторые из них:
- мечты о новой, светлой жизни;
- любовь, пропитанная взаимным уважением и общими интересами.
Перечисленные темы тесно связаны, они определяют ряд проблем и поиск ответа на вопрос «Что делать?»: дружба, роль труда в жизни человека, союз без любви, равноправие полов. Начало произведения интригует читателя. Писатель повествует о записке одного человека, который желает свести счеты с жизнью. Затем автор рассказывает, что стало толчком к этому.
Большая часть произведения повествует о жизни Веры. Мать девушки хотела отдать ее замуж за состоятельного мужчину. Лучшей партией для дочери женщина считает сына хозяев.
Она даже не понимает, что с этим ловеласом и обольстителем женских сердец дочь не будет счастлива. От неудачного брака героиню оградил студент-медик по имени Дмитрий Лопухов. Молодые люди влюбились, и вскоре поженились. Верочка стала хозяйкой швейной мастерской. Однако девушка не прибегала к наемному труду, она сделала своих сотрудниц совладельцами предприятия. Всю прибыль они делили в равных долях. Повествуя о мастерской Веры, Чернышевский воплотил мысль о равноправном труде.
Союз с Дмитрием просуществовал недолго: героиня влюбилась в друга своего супруга Кирсанова. Чтобы выйти из любовного треугольника, Лопухов принял решение покончить жизнь самоубийством. Выясняется, что это он написал записку, о которой говорилось в начале романа. В письме он заявил, что никого не винит в своей смерти и благословляет жену на венчание с новым избранником.
Влюбленные стали жить счастливо. Верочка была увлечена работой в швейной мастерской, стала изучать медицину, а супруг всеми силами помогал ей. Автор, описывая жизнь Веры с мужем, пропагандировал идею равноправия. В конце произведения становится известно, что Дмитрий жив. Он связал себя узами брака с Екатериной Полозовой, сменил фамилию на Бьюмонт. Две семьи стали дружить и продвигать в массы идеи нового бытия.
Композиционные и жанровые особенности
Жанр произведения Чернышевского «Что делать?» — роман. Центральная проблематика работы остается открытой, однако присутствует сразу несколько линий сюжета.
Произведение характеризуется жанровым синкретизмом: тесно переплетаются философские, политические, любовные нити, а также утопия. Написана работа в направлении реализм.
При изучении анализа и героев романа «Что делать?» нельзя не упомянуть про композицию. Писатель охватывает сразу несколько тем, скрывая запретные мотивы. Это происходит благодаря структурно-смысловой, а также формальной организации текста. На первый взгляд кажется, что основное место в произведении занимают любовные перипетии. Однако они только маскируют политическую проблематику. Чтобы раскрыть последнюю, Чернышевский использовал описание сновидений главной героини.
Элементы сюжета располагаются последовательно: Николай Гаврилович преподносит события из развития каких-либо действий непосредственно перед экспозицией, а только потом сюжетные составляющие выстраиваются в логическую цепь. Образ Лопухова возникает как в начале, так и в кульминации романа. Таким образом создается своеобразное оформление.
Основные персонажи
Вера Павловна — один из главных героев в романе Чернышевского. Посредством ее снов писатель выражал собственные мысли о будущем, а также размышлял о преобразовании и революции. Это стало началом эмансипации: нежелание исполнять материнскую волю и становиться женой богатого, но нелюбимого мужчины, побудило Розальскую при помощи фиктивного брака покинуть родной дом. Ответственная и самостоятельная девушка открывает свою швейную мастерскую, а затем делает персонал совладельцами предприятия.
Кирсанов — близкий друг Лопухова, честный и порядочный мужчина. Он полюбил супругу товарища, однако чтобы не разрушать семью принял решение уехать. Герой вернулся, когда Дмитрий заболел. После ложной смерти приятеля вступил в брак с любимой женщиной.
Герои романа Чернышевского восхищают читателей не только чистотой своих помыслов, но и настоящим благородством. Таковым является Лопухов — студент медицинского вуза, честный и порядочный человек. Дмитрий искренне предлагает помощь вере. Его можно отнести к представителям нового поколения. Юноша высоконравственный, до конца романа является образцом благородства. Заключает с Верой фиктивный брак, помогает девушке уйти из дома. Ради счастья супруги инсценирует собственную смерть и отправляется за границу.
Настоящим героем того времени в произведении «Что делать?» был Рахметов. О характеристике персонажа нельзя не упомянуть в анализе произведения. Юноша отличается от окружающих, хочет служить людям. Герой для этого отказывается от всех благ, проповедует аскетизм, уходит от любимой женщины, чтобы ничего не смогло помешать его высочайшим помыслам. Настоящий революционер, образец для подражания, приятель Кирсанова и Лопухова.
Второстепенные герои
Важно понимать, что помимо основных действующих лиц, есть и другие персонажи в произведении «Что делать?». Характеристика героев второго плана поможет ближе познакомиться с каждым из них:
- Марья Алексеевна — мама Веры, злая, властная и деспотичная женщина, тиран в семье. Она распоряжается судьбой каждого на собственное усмотрение. По ее мнению, люди делятся на две категории — плуты и дураки. У Розальской старинные нравы, которые она всячески проповедует. Героиня живет тем, что дает деньги взаймы, любыми способами стараясь приумножить собственный капитал. Хочет выдать дочку за богатого мужчину, но девушка покидает родной дом, не желая исполнять волю матери.
- Екатерина — дочка промышленника по фамилии Полозов. У последнего Дмитрий планирует купить стеариновый завод. После знакомства молодые люди влюбляются и вскоре создают семью. Только после этого молодой человек начинает общаться с Кирсановым и бывшей женой, они дружат семьями. Катя по примеру Веры открывает свою мастерскую.
Самая популярная работа в творчестве Николая Чернышевского — «Что делать?». Это произведение переполнено событиями и действующими лицами, причем там представлена не только любовная, но и другие темы, среди которых равенство между сильным и слабым полом.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!