Главные особенности культуры России 18 века, ход её развития
18 век — важнейшая веха в истории русской культуры. Он ознаменовался переломными событиями практически во всех сферах жизни — в быту и науке, искусстве и общественной морали. Культура России 18 века считалась светской, отошедшей от прежних устоев общества и религиозных догматов. Она встала на европейский путь развития.
Оглавление:
Основные этапы
Для начала стоит кратко рассмотреть хронологию культурных перемен. Чаще всего в русской культуре 18 века выделяют 3 этапа (реже — 2):
- Первые 25 лет XVIII столетия — становление материалистического мировоззрения, реформы Петра I. Разум превалирует над верой и чувствами, наука теснит религию.
- С 30-х по 60-е годы Российская империя достигла заметных результатов в сфере науки, искусства и литературы. Просвещение получало всё большее распространение. Преобразования Петра I способствовали развитию экономики и улучшили политическое положение государства.
- С 60-х до конца века культура становилась более народной, демократической. Накалялись отношения между сословиями, возникали социальные противоречия.
Литературные события
Самые именитые литературные деятели того периода — Д. Фонвизин, Н. Карамзин, И. Крылов, Г. Державин. Особняком стоит М. Ломоносов, который завоевал славу и в науке, и в литературе, да и в целом был выдающимся общественным мыслителем.
Что касается стиля написания, поначалу в произведениях российских авторов преобладали старые способы изложения, стиль барокко (особо заметный в любовной лирике, пьесах и поэзии). Затем на смену этому пришёл классицизм с философией рационализма, а потом и сентиментализм, провозглашавший обострённую чувствительность и близость к природе (Н. Карамзин, характерное произведение — «Бедная Лиза»).
В классицизме воспевалась абсолютная монархия и национальная государственность. Особенно часто такие черты встречались в одах М. Ломоносова, в творчестве М. Хераскова, В. Майкова, А. Сумарокова и других.
Прочие значимые достижения в литературе:
- благодаря Тредиаковскому возникло новое стихосложение, которое стало основой для современной русской поэзии;
- Ломоносов сыграл большую роль в изменении русского литературного языка того времени и упорядочивании речевых языковых норм;
- Сумароков писал выдающиеся первые русские комедии и трагедии.
Современные литературоведы отмечают, что уже в 18 веке в остросоциальном творчестве А. Радищева и Д. Фонвизина встречались признаки реализма — стиля, который получил развитие в 19 веке.
Театральные реформы
Благодаря Петру I в России появились ассамблеи — музыкальные вечера, во время которых дворяне и придворные могли развлекаться и танцевать. В тот же период стало модным обучаться игре на арфе, флейте, виоле, клавесине и других инструментах, салонному пению.
В 1755 году была поставлена первая русская опера «Цефал и Прокрис». Масштабное событие века — опера «Орфей и Эвридика» с чудесным музыкальным сопровождением от композиторов М. Березовского, Е. Фомина, В. Пашкевича, Д. Бортнянского, И. Хандошкина и других.
Во время правления Екатерины большую популярность приобрёл крепостной театр со своим оркестром. Такие коллективы часто уезжали в гастроли по стране, вызывая интерес к подобному искусству.
Устраивали спектакли с крепостными актёрами князь Юсупов, графы Шереметьевы и т. д.
Также к важным культурным достижениям столетия обязательно надо отнести открытие Петровского (ныне — Большой) театра в Москве в 1776 году.
В Санкт-Петербурге появляется первый постоянно действующий профессиональный драмтеатр им. Волкова.
Так русская сцена стала вытеснять иностранные постановки.
Эволюция живописи
Светское искусство развивалось быстро, стали появляться новые жанры живописи. До них фактически единственным направлением была иконопись.
Основоположник — А. Лосенко. Картины художника считались лишь подражанием образцам искусства Западной Европы, однако они явили собой раскол между догматичным и строгим церковным стилем и культурой России в первой половине 18 века. Наметился отход от шаблонных сюжетов и форм.
Позже портреты стали занимать лидирующие позиции в русской живописи. Их разнообразие (парадные, интимные, натуралистичные, камерные) отодвинуло на задний план привычные бытовые сцены.
Наиболее известные портретисты того времени:
- А. Антропов;
- В. Боровиковский;
- Д. Левицкий;
- Ф. Рокотов.
Императрица Екатерина в конце столетия приобрела полотна западноевропейских художников, и они стали основой коллекции живописи в Эрмитаже.
Скульптурные достижения
Отдаление изобразительного искусства от догматов церкви хорошо повлияло на развитие ваяния. Русская культура того периода добралась до мировых высот в области скульптуры. Сады и парки Санкт-Петербурга были украшены античными статуями, в дворцовых комплексах строили фонтаны, фасады домов и дворцов покрывали изящные рельефы и лепнины.
В России смог по-настоящему проявиться художественный талант К. Растрелли. Памятник Петру Первому у Михайловского замка, парадные бюсты, статуя Анны Иоанновны — его признанные скульптурные шедевры.
Кроме Растрелли, успешно занимался ваянием И. Зарудный.
Скульптурное искусство получило наибольшее распространение в период популярности барокко. Различными изваяниями и рельефами украшались интерьеры и фасады домов, дворцов, общественных зданий.
Как и в живописи, в скульптуре с успехом развивался жанр портрета.
Знаменитые представители этого вида искусства:
- И. Прокофьев;
- М. Козловский;
- И. Мартос;
- Ф. Гордеев;
- Ф. Шубин;
- Ф. Щедрин.
Одним из ярких и значимых достижений русской скульптуры XVIII века является «Медный всадник», созданный по приказу императрицы Екатерины II.
Главное в архитектуре
Первую половину столетия в архитектуре господствовал стиль барокко. Характерные черты — пышность, пафос, великолепие и вычурность — были заимствованы у европейских архитекторов из Германии, Голландии и Швеции. В страну приглашали иностранных зодчих.
Несмотря на всё это стали зарождаться национальные особенности архитектуры, остававшиеся в пределах барокко. Самобытность стиля заметна в творчестве И. Мичурина, Д. Ухтомского, М. Земцова. Однако вершиной барокко до сих пор остаются шедевры Б. Растрелли — Зимний, Екатерининский и Мариинский дворцы, Петергоф, Смольный монастырь.
Во второй половине XVIII века классицизм отодвигает барокко на задний план, проявляются основные черты этого стиля — симметрия, чёткость и строгость форм, отсутствие лишних деталей и изгибов. Самые известные архитектурные примеры: здание Академии наук и Академии художеств, Князь-Владимирский и Троицкий соборы, Мраморный, Пеллинский, Александровский и Таврический дворцы.
Важное событие — организация первой архитектурной школы в Москве. Инициатор — Д. Ухтомский.
Научное пространство
Долго время поле российской науки занимали зарубежные специалисты, но в 1725 году открылась Академия наук — едва ли не важнейшее событие для науки за всё столетие. И уже в 1745 году М. Ломоносова избрали профессором Академии наук, вслед за ним в ряды русских академиков вступили известные деятели С. Румовский, С. Крашенников, И. Лепехин и другие. Они сделали многое для развития следующих наук:
- истории;
- биологии;
- географии и картографии;
- физики;
- химии (18 век фактически положил начало открытию множества новых элементов, которые позже вошли в таблицу Менделеева) и прочих областей знаний.
Техники-изобретатели тоже внесли свой вклад в науку. А. Нартов создал токарный станок, прибор для сверления пушечных дул, а ещё придумал новый способ чеканки монет. Е. Никонов сумел изобрести примитивную подлодку и водолазный костюм.
Также в этот период были обнаружены уральские месторождения нефти и руды, активно исследовались север и восток страны. Немного позже на основе этих исследований был создан первый российский атлас (автор — И. Кириллов).
Заметно пополнялся багаж исторических знаний благодаря В. Татищеву, М. Ломоносову, М. Щербатову, Н. Карамзину и И. Болтину.
18 век стал прорывом фактически во всех доступных человечеству областях знаний, и российская культура не исключение.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!